«Сытое крестьянство» и пропагандисты
Как мы стали крепостными
(«Как мы стали крепостными», «Крестьянин», 2007 г.: № 18, 20, 24, 28, 33, 36, 42, 51, 2008 г.: № 4, 6, 12, 15, 18, 22, 27, 34, 40, 48, 51; 2009 г.: № 4).
В ответ на публикацию статьи «Великая афера» («Крестьянин», № 4, 2009 г.) на сайте нашей газеты появился отклик посетителя TUR. Приведём его первую фразу: «Странно читать в уважаемой газете конспирологические идеологические агитки и видеть иллюстрации на грани антисемитизма».
После чего наш читатель процитировал два предложения из статьи «Великая афера»: «Единственный раз Россию накормил НЭП, который длился всего семь лет. Миг в истории страны». И вынес приговор автору этих строк: «Такое утверждение выдаёт автора как недобросовестного пропагандиста, игнорирующего как факты дореволюционной истории России, так и периода после проведения коллективизации в СССР, а тем более в послевоенные годы».
В качестве доказательства наш оппонент перечислил имена настоящих, по его мнению, историков и их труды. И завершил свой отклик большой выпиской из работы одного из таких авторитетов философа Сергея Кара-Мурзы. Суть её сводится к тому, что «к концу 20-х годов были решены основные задачи, которые возлагались на НЭП». Но «путь на создание фермерства через расслоение крестьянства был несовместим с советским проектом». А посему «был взят курс на коллективизацию. Это предполагало и ликвидацию кулачества «как класса»... В общем, полное оправдание политики тех лет.
Спасали грибы, ягоды и побирушничество
Ну что ж, давайте разберёмся…
Если мы, как считает наш читатель, проигнорировали факты сытой жизни дореволюционных крестьян, тогда ему придётся записать в «недобросовестные пропагандисты» и Льва Толстого. Этот «глыба-человечище», как назвал его Ленин, 16 января 1902 года обратился к царю с такими «агитками»: «Земледельческий народ - те 100 миллионов, на которых зиждется могущество России, ...нищает с каждым годом, так что голод стал нормальным явлением».
Вслед за классиком можно продолжить список «пропагандистов» именами депутатов царской Государственной Думы. Например, кадетом Петражицким, профессором Петербургского университета: «...Жизнь и здоровье множества людей гибнут вследствие недостатка питания».
Известный меньшевик Церетели тоже подходит на роль «агитатора»: «...Плодом этой государственной политики явился хронический голод народа, то бедствие, с которым не знакомо ни одно из современных культурных государств Европы».
Список получится впечатляющим, если открыть сборник «Дебаты о земле в Государственной Думе (1906-1917 гг.). Депутаты самых разных политических партий и движений говорили о земле и голоде. Их слова подтверждает огромный статистический материал, помещённый в книге «Быт великорусских крестьян-землепашцев». Оказывается, прожиточный годовой бюджет средней крестьянской семьи составлял 460 рублей. Земледелие давало около 150 рублей. Живность - ещё пятнадцать. На жизнь, таким образом, не хватало почти 300 рублей. При отсутствии подработки семья голодала. Спасали грибы и ягоды. В крайнем случае «кусочки», то есть побирушничество. Выходит, в перечень «недобросовестных пропагандистов» придётся включить и князя Тенищева. Ведь благодаря его усилиям появилась эта книга.
Свой хлеб крестьяне съедали до Рождества. Чтобы как-то продлить «сытый» срок, они мололи муку из ржи вместе с мякиной. Получался так называемый «пушной хлеб». Его описал в знаменитых «Письмах из деревни» Энгельгардт: «Хлеб этот представляет тестяную массу, пронизанную тонкими иголками мякины... его трудно глотать, а непривычный человек и вовсе не проглотит, а если и проглотит, то потом всё будет перхать и чувствовать какое-то неудобное ощущение во рту».
Пушкин и рынок
Возьмём первый номер журнала «Наш современник» за 1999 год. Статья Сергея Кара-Мурзы «Царь-голод»: «Задумаемся, - задаётся вопросом философ, - почему мы ничего не читали о голоде у Гоголя, у Пушкина? Они что, были к такой беде нечувствительны? Почему тема голода встаёт лишь в конце XIX века?» И сам же отвечает:
«Потому что к голоду Россию привёл первый большой глоток западного капитализма...»
Но как тогда быть с историческими свидетельствами? Взять хотя бы такой авторитетный источник, как «История экономики России (индустриальная цивилизация до 1861 года)».
Петровские преобразования сократили население страны на 20%. А в таких губерниях, как С.-Петербургская и Смоленская, - на 46%. Убыль народа от голода и болезней была такова, что государство исчезало на глазах. Буквально на следующий день после смерти Петра начали уменьшать подушную подать, которая отобрала у крестьян последнее. В 1733 году крестьянство из-за неурожая поразил голод, и императрица Анна указом повелела помещикам кормить своих крестьян. В следующем году с голодающих провинций приостановили взимание подушной подати. А в 1735 году Сенат вынужден был выделить средства для закупки продовольствия для вымирающего крестьянства...
Не лучше обстояло дело и в первой половине XIX века. Несколько раз пытались начинать так называемые общественные запашки для пополнения запасов хлебных магазинов. Однако эта затея провалилась. Очередной неурожай 1833-1834 годов поразил 20 губерний, и правительство вновь спасало крестьян с помощью пособий...
Что же касается Пушкина, то и в отношении к нему философ Кара-Мурза погорячился. Поэт писал о голодной доле крестьян в стихотворении «Деревня». Помните - «здесь рабство тощее влачится по браздам неумолимого владельца». И обличал «барство дикое», которое «присвоило и труд, и собственность, и время земледельца». Можно вспомнить и прозу, скажем, «Историю села Горюхино»... Однако не надо забывать, что Александр Сергеевич был не только поэтом, но и помещиком, владельцем земли и крепостных душ. И в этом качестве рассуждал в полном соответствии с законами рынка. Так, 10 ноября 1834 года, когда вокруг царил голод, Пушкин пишет в Болдино управляющему Пеньковскому: «Вы хорошо сделали, что до сих пор не приступили к продаже хлеба. Невозможно, чтобы цены не возвысились...»
«Несовместимые» хотели договориться
Точно так же, как Пушкин, рассуждали и крестьяне Сибири в январе 1928 года, когда к ним приехал Сталин. Третий год подряд высокий урожай. Естественно, крестьяне не хотят продавать свой хлеб государству себе в ущерб. А государство снизило закупочные цены на 22% и одновременно довело разрыв между продукцией города и села до 141%. И что же они слышат от вождя?
«Вы говорите, что план хлебозаготовок напряжённый, что он невыполним. Почему невыполним, откуда вы это взяли? Разве это не факт, что урожай у вас в этом году действительно небывалый?.. Посмотрите на кулацкие хозяйства: там амбары и сараи полны хлеба, хлеб лежит под навесами ввиду недостатка мест хранения... Вы говорите, что кулаки не хотят сдавать хлеба, что они ждут повышения цен... Это верно. Но кулаки ждут не просто повышения цен, а требуют повышения цен втрое в сравнении с государственными ценами...»
Кому Сталин говорит всё это? Кулаки расстреляны в 1919 году. А перед ним фермеры советского типа. Они вышли из НЭПа. Они уже включены в правовые отношения с банками и кредитными обществами. Сотрудничают с учреждениями и кооперативами. Эти люди успели почувствовать себя равноправной стороной Договора, универсального инструмента демократии. Они хотят договариваться.
Ещё в 1919 году выяснилось, что колхозы - это тупиковый путь для сельского хозяйства. Тогда создали 10 тысяч колхозов, которые оказались нежизнеспособными. Что дало повод Ленину «закрыть тему»: «Опыт этих хозяйств показывает, как не надо хозяйничать... Окрестные крестьяне или смеются, или злобствуют...»
Сергей Кара-Мурза, на которого ссылается наш безымянный критик, пишет о якобы существовавшей «несовместимости фермерства с советским проектом». Но ведь на деле такая совместимость уже была осуществлена. К 1928 году НЭП, в том числе и в сельской экономике, укоренился настолько, что сломать его можно было только грандиозными провокациями.
«Я вернулся домой из Европы летом 1927 года, - рассказывал позднее нарком иностранных дел Георгий Чичерин. - В Москве все говорили о войне. Я пытался их разубеждать. Никто не собирается нападать на нас, говорил я. Меня просветил один сотрудник: «Нам это известно. Но мы должны использовать эти слухи против Троцкого. Тебе понятно?»
Слухи подхлестнуло предупреждение Пленума ЦК об опасности контрреволюционного реванша. Срочно была проведена всеобщая мобилизация. В ответ город резко увеличил закупки продовольствия, а село придержало зерно. В итоге при большом урожае государство недополучило около 130 миллионов пудов зерна. Что и было потом преподнесено как «кулацкий саботаж» и «хлебная стачка».
Кстати, читатель сайта оскорбился за Троцкого. И даже попытался намекнуть на наш антисемитизм в связи с публикацией карикатуры на палача крестьян. Троцкий, напомним, исповедовал концепцию завоевания мира перманентной мировой революционной войной с принесением крестьянства в жертву этой цели. Идеи Троцкого, в том числе и идею коллективизации, использовал Сталин, решая проблемы личной власти.
Об этом и шла речь в публикации «Великая афера».