«Бывший сын»: о политике и судьбе человека

«Наверное, из комы лучше выходить на Западе. В маленькой стране, где все понятно и благоразумно. Где события соответствуют логике и вековому ходу вещей», - одна из ключевых мыслей Саши Филиппенко в его дебютном романе «Бывший сын».

Подросток Франциск вышел из десятилетней комы на родине, в Минске. Виной - давка в метро, унесшая жизни более 50 юношей и девушек. В памяти отголоски новостей за 99-ый год: станция «Немига», фестиваль пива, ливень, толпа валит в переход, и «…хвост страшного существа пожирал его голову. Люди дрались, брыкались, бились. Ноги уже давно не касались ступеней». Франциск – герой вымышленный, но трагедия – нет.

По мере чтения мы угадываем и другие события из жизни Белоруссии, среди которых приход к власти Лукашенко и череда выборов с неизменным результатом, а также теракт на станции «Октябрьская» и другие. Краткий экскурс в новейшую историю молодой республики. Документальность без дат и имен: ни одно реальное лицо и событие не названы прямо, всё угадывается по описанию.

Франциск становится пассивным героем – он недвижим, но вокруг крутятся жизни семьи и друзей. В их диалогах – отражение происходящего в стране. После разгона демонстрации в Минске в 2010 году, друг советует Франциску не просыпаться: «Лучше спи! Иначе скажешь что-нибудь не то, и тебя посадят сразу… Либо молчишь, либо получаешь».

Не все упреки в адрес «батьки» прямые. Их роль хорошо выполняют ирония, сарказм, юмор, и, главная находка автора, – короткие абсурдные истории. То колбасный завод иностранца закрывают потому, что качество сосисок выше ГОСТа, а значит, не соответствует ему. То хоккейный клуб, обыгравший команду президента, расторгает контракт с тренером, будто извиняясь за свою оплошность.

Очнувшись, Франциск становится не только ненужным, «бывшим» сыном своей семье, но и своей стране. Он покидает ее, став одним из «беспризорников», добровольно оставивших мать-республику. Устами и действиями героев Саша Филипенко открывает мотивы эмиграции как своей, так и других подданных страны.

На первый взгляд книга простовата: заурядный язык, сюжет на ладони. Но копнешь глубже - нащупаешь богатую фактологическую почву. Это протест против фасадной политики, присущей братским народам еще со времен СССР. Познавательно, легкочитаемо и неожиданно от 30-тилетнего романиста-дебютанта. В этом году роман признан победителем IX международного литературного конкурса «Русская премия» в номинации «Крупная проза».

Анастасия КОРНИЛОВА

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Культура