Страницы русской истории: Александр Невский
23-я страница русской истории рассказывает об Александре Невском (1220 или 1221-1263), князе, покрытом воинской славой, канонизированном церковью; человеке, чьё имя продолжало вдохновлять поколения, жившие много веков спустя.
Поэт Александр Блок с горечью писал: «Наш путь – стрелой татарской древней воли пронзил нам грудь». Можно дополнить этот образ: «пронзить грудь» нам в разные времена пытались не только восточные «гости», но и западные, и южные, и северные. А в ХIII веке особо усердствовал Запад.
Крестоносцы в своё время «похозяйничали» у Храма Господня, в 1204 году разгромили Константинополь, в 1224 году вырезали русское население в Юрьеве. И главное – они всюду огнём и мечом насаждали «истинное христианство». Как писал мыслитель Г.В. Вернадский: «Русь могла погибнуть между двух огней в героической борьбе, но устоять и спастись в борьбе на два фронта она не могла. Предстояло выбирать между Востоком и Западом. Русь выбрала сторону Востока».
Во времена монгольской власти резко ослабились устои бытия, в том числе и нравственные. И только люди высшего уровня, как Александр Ярославич, не поддавались общему смятению.
Но понять судьбу и волю этого великого деятеля не так легко. Он был исключительно ценим на Руси, но в XIX-XX веках не раз подвергался весьма резким нападкам и за свои тесные взаимоотношения с монголами, и за бескомпромиссное противостояние католическому Западу. Ведь Александр стал побратимом хана Сартака, сына самого Батыя (и, по тогдашним понятиям, считался поэтому сыном последнего!), а с другой стороны, отверг предложения о союзе, выдвинутые в 1248 году в послании к нему римского папы.
И всё же путь, выбранный Александром Ярославичем, не был азиатским, он был только средством сохранения самобытности Руси и православия, несомненно, через свою личную власть.
Шестнадцатилетним юношей Александр стал князем-наместником Новгорода. То было предгрозовое время – Батыевы войска начали свой поход на Северо-Восточную Русь. Новгородцы переживали тогда дни лихорадочной тревоги, ожидая и спешно готовясь к кровавой встрече с грозным врагом. Наконец, пришла отрадная весть – орда в ста верстах от города повернула вдруг обратно. Новгород был спасён. По тем временам это был чудо-город! 40 000 горожан, 21 мужской и женский монастырь в черте города и вокруг него. Весь бескрайний север Руси, от Финского залива до Уральских гор, – всё это был Великий Новгород. И отовсюду стекалась сюда богатая дань – меха, мёд, воск, серебро, рыба. По обширности своих владений Новгород превосходил такие вольные города, как Любек, Бремен, Венеция и Генуя.
Но вольный город и тирании не терпит. Править в нём нелегко, силой его не согнёшь. Многие пробовали, да не всем удавалось… Здесь-то и проходил Александр обучение государственным делам. И именно сюда, чуя большую наживу, обратили свои взоры шведы, датчане, немцы…
Первыми напали на Русь шведские рыцари. Момент они выбрали удачно: Русь разорена Золотой Ордой, и подмоги новгородцам ждать было неоткуда.
Конечно, девятнадцатилетний князь мог попросить помощи у отца, но он с «невеликой дружиной» рискнул действовать в одиночку. Хотя знал, что шведский король Эрикссон послал на захват Невы и Ладоги на кораблях ни много ни мало 5-тысячное войско (по другим данным, шведов было 2000-2500 человек). Александр устроил противнику «блицкриг» по-русски: внезапно атаковал лагерь шведов близ впадения в Неву реки Ижоры. Противник, застигнутый врасплох, понёс тяжёлые потери. Остатки вражеского войска отплыли восвояси. Потери русского войска составили до 20 состоятельных воинов (к этому числу следует прибавить их погибших дружинников). Невская битва произошла 15 июля 1240 года.
Большой битвы не получилось, но эта «маленькая драчка» стоила многих великих побед. Кто знает, возможно в этой малокровной победе и решилась дальнейшая судьба всей Руси? И ещё: этой битвой началась борьба Руси за сохранение выхода к морю... Так Александр стал Невским. По желанию скупых на похвалу новгородцев.
Ровно через месяц после шведского «вояжа» к Новгороду подступила новая опасность. Немецкие рыцари-крестоносцы и датские рыцари начали большое наступление на Русь. Началась осада Псковской крепости. Но у псковичан не было главного – единства. Среди псковских бояр было немало давних сторонников Ливонского ордена. Сначала они добились на вече выдачи детей богатых бояр и купцов в залог крестоносцам, а потом не только сдали рыцарям город, но и помогали им «воевать» сёла новгородские. Положение стало опасным. Александр потребовал от боярства крупных расходов для подготовки к войне. Бояре воспротивились. Тогда князь покинул Новгород. Закончилось тем, что пришлось горожанам ценой уступок и унижений выпрашивать себе Александра обратно в вожди. И он вернулся. Сначала разогнал немцев из волостей, пленных отпускал с миром, предателей вешал. Нужно было брать Псков, но тут как на грех пришлось отлучиться в Орду. Батый при встрече сказал: «Нет подобного этому князю!»
Весной 1242 года, по возвращении из Орды, Александр сходу вышиб немцев из Пскова. Далее сам вторгся на немецкую территорию, но его передовой отряд был разбит. Тогда он решил отступить на лёд Чудского озера, зная определённо, что крестоносцы пойдут за ним следом. Что случилось далее – известно каждому: немецкий устрашающий клин «свинья» увяз в глубоком снегу и, атакованный с флангов, повернул вспять. Русские воины преследовали врага по льду. Лёд не треснул нигде (в известном фильме «Александр Невский» враги массово тонули, что ничем не подтверждено).
Было убито 400 рыцарей (из них 200 меченосцев). 50 рыцарей попали в плен. Многие из них бежали с поля боя, сбросив с себя тяжёлые доспехи…
Последствия Ледового побоища были на удивление миролюбивыми: немцы прислали письменные извинения, отпустили заложников, получили назад всех пленных. Всё тихо, мирно, культурно. Даже без казней.
О победах молодого русского князя над шведскими, датскими и немецкими крестоносцами Батый, конечно же, был осведомлён. И этими победами озадачен…