Кульбаково идёт на сближение с Францией
В России нехватка цемента, отчего тормозится большое и малое наше строительство. Проезжая по сельским дорогам, не раз прямо на заборе, а то и на кирпичной стене увидишь начертанное масляной краской (чтоб долго не стиралось): «Куплю цемент!»
Мы его возим сегодня всё больше из-за границы. Но Китай, Турция, Германия и Египет нашу нужду уже не в силах удовлетворить. Была информация, цемент скоро поплывёт в Россию из Бразилии, и если так случится, это будет, конечно, величайшая хозяйственная глупость.
У нас в отечестве цементных месторождений - предостаточно, и надо бы поскорей строить заводы у себя, на месте. Только вот проблема - рядом с «грязным» производством мало кто хочет жить…
Когда всемирно известная французская фирма «Ла Фарж» объявила о намерении производить цемент на Дону, это встревожило жителей села Кульбаково, ближайших соседей будущего производства. Они не верили, что два километра до завода - безопасно и что это производство может быть чистым. «Красивейший Матвеево-Курганский район погубят, засыпав цементной пылью!» - стали слышаться и такие панические заявления.
Тогда фирма «Ля Фарж» пригласила кульбаковцев во Францию, в Вивьер.
Вивьер - весь в цветах, чистенький старинный городок на берегу Роны. Сады и виноградники по склонам гор, мягкий средиземноморский климат. У нас такие поселения городом-то не считаются - три тысячи семьсот жителей всего! А в Вивьере пять учебных заведений, несколько отелей и ресторанов, театр и даже книжный супермаркет. Естественно, достопримечательности: римский мост (третий век нашей эры!), средневековый епископский дворец, древняя часовня и т.д. Но рассматривать архитектурную старину времени у нас совсем не было, целью нашей поездки был завод.
Мощнейший с двухсотлетней историей французский производитель серого и белого цемента стоит у реки - от Вивьера меньше 4 километров. Соседство это совершенно не ощущается в городе, но и по мере приближения к производству, как мы ни всматривались и ни внюхивались, ни пыли, ни специфического цементного запаха нигде не обнаружили. На самом въезде в завод нас встретили кипарисы - несколько рядов стройных вечнозелёных деревьев.
Кто-то сказал: «Ради нас кипарисы вымыли», однако шутку не поддержали. Уже было ясно: цементное производство чистым быть может!
Александр Криворотов, глава Матвеево-Курганского района, с ходу выразил желание осмотреть «грязнейший участок завода». А был он в хорошем костюме, белой рубашке и при галстуке. Это не смутило французов, но нам всё же порекомендовали снять туфли и надеть специальные ботинки.
Мы подошли к печи, где обжигается сырьевая смесь (будущий цемент). Это огромная вращающаяся труба - 78 метров в длину и до 5 метров диметром. Внутри - 2000 градусов, температура нешуточная, воздух в цеху, как в сауне, но сквозь толстую подошву ботинок жар не чувствуется. Пыли не видно...
Впрочем, на цементном заводе главный «производитель» пыли не печь, а шаровые мельницы. В них идёт сухое измельчение материала и постоянно удаляется загрязнённый мельчайшими частицами воздух. Его просасывает через мельницы и очистные сооружения мощный центробежный вентилятор. Однако воздуховоды и затворы аппаратов полностью герметизированы. Все транспортёры на заводе - закрытые. Пыль практически в атмосферу не уходит, оседая в фильтрах, уровень выбросов очень низкий - 30 мг на кубический метр, в три раза меньше допустимого уровня.
Экспресс-контроль производственного процесса позволяет сократить время диагностики до получаса и в оперативном режиме корректировать работу.
* * *
Полюбовавшись ровно подстриженными зелёными газонами и живыми цветами на территории завода, кульбаковцы пожелали встретиться с местным мэром.
- Сегодня всё хорошо, а завтра, не дай Бог, - авария? Бывают же у вас ЧП? Как это отражается на окружающей местности? - Глава администрации села Кульбаково Галина Запорожцева задавала Франсуа Люве тревожные вопросы.
- Хорошо стало не сразу, - откровенно отвечал мэр Вивьера. - Когда-то работники завода имели даже по два автомобиля: грязный - для езды на производство, а чистый - для города. Сегодня, конечно, одной машины хватает. Ну а в случае ЧП производство цемента просто останавливают, и нас это никак не касается.
Кстати, сам Франсуа передвигается не на автомобиле, а на мотоцикле. Он и на встречу с нами явился в мотоциклетном шлеме и дорожной кожаной курточке - спешил куда-то на совещание. Однако на все вопросы ответить успел. Наталье Чернявской, директору Кульбакинской школы, посоветовал водить на завод школьников и вообще с заводом дружить.
- Вы, русские, - заметил Франсуа, - нацелены всегда бороться. Что не так - борьба! А лучше договариваться. Недавно случилось действительно серьезное ЧП - разлив Роны, наводнение. Мы эту беду отводили вместе с заводом. Завод открыт для местных жителей, ему нечего прятать.
* * *
Опасались, что «Ла Фарж» построит на Дону источник большого загрязнения, а выяснилось, что он будет способствовать наведению порядка и чистоты. Ведь современное цементное производство в качестве горючего охотно использует самые разные отходы. Это и костная мука, и отработанные масла, и растворители, и пластик, и покрышки и т.п. При температуре 2000 градусов происходит разрушение молекулярных связей, и всё это прекрасно горит, не загрязняя атмосферу.
Мы побывали там, где готовится альтернативное топливо. Завод небольшой, но туда поступает ежедневно до тысячи тонн отходов, которые тотчас измельчают, отсеивая ценное, - всё остальное идёт цементникам.
Александр Криворотов загорелся построить такой заводик у себя в районе:
- Очистим все наши лесопосадки и поселения от мусора, а заодно и какие-то деньги заработаем
А насчёт увиденного во Франции Александр Самуилович сказал так:
- Это, конечно, не идёт ни в какое сравнение с цементным производством в Новороссийске и Амвросиевке. Небо и земля, как говорится. Если «Ла Фарж» наладит такое производство возле Кульбакова, мы будем только рады.
Жорж Моризо, глава российского представительства компании «Ла Фарж», заверяет, что завод в Матвеево-Курганском районе будет построен менее чем за два года и его запустят в 2011 году.