“Однажды в Ростове”: земляки братьев Толстопятовых вспомнили о трагедии 60-х и оценили сериал
Как смотрели многосерийный фильм дочь генерала Шапошникова, ростовчане из массовки и другие горожане.
На прошлой неделе “Первый канал” закончил показ многосерийного фильма “Однажды в Ростове”. Действие картины описывает трагические события, которые произошли на Дону в эпоху оттепели — казалось бы, мирный период в истории СССР. Но по замыслу продюсера Сергея Жигунова и с легкой руки сценариста Елены Райской ключевыми моментами в телевизионной драме становятся расстрел заводских рабочих во время бунта в Новочеркасске в 1962 году и возникновение криминальной банды братьев Толстопятовых, державшей в страхе весь Ростов-на-Дону в 1968—1973 годах.
Сериал получил хорошие рецензии многих телевизионных критиков, но тем не менее вызвал много дискуссий. Kr-News опросил жителей Ростова и Новочеркасска разных поколений, чтобы выяснить их впечатления от сериала.
За и против
Дочь генерал-лейтенанта Матвея Шапошникова (в сериале его играет Юрий Беляев), который спас честь армии, отказавшись подавлять восстание заводских рабочих танками, считает, что портрет её отца выведен со знанием дела.
— Я могла бы сказать - один к одному, - уточняет Нина Шапошникова.
Она назвала “Однажды в Ростове” достойным телесериалом.
— Сначала казалось, что сценаристы смешали два пласта, но потом эта мысль ушла немного в сторону. В принципе, я смотрела сериал с удовольствием. И поняла, что, как в жизни все смешано, так и в фильме. К тому же, это все-таки литературное произведение. Режиссеры и сценаристы могут показать все со своей точки зрения: что-то опустить, что-то обострить, - считает Нина Матвеевна.
По ее мнению, сценарист хотел показать, что в то время люди хотели высказать протест на разных уровнях: один - как сделал её отец, а другой — в таком диком виде, как это произошло с братьями Толстопятовыми.
— Ведь сначала они были положительными, талантливыми ребятами. Но в итоге победило отчаянное и агрессивное зло. Это обидно, - говорит дочь генерала Шапошникова.
Части зрителей «увязывание» не понравилось. По мнению пенсионерки Евгении Голубовой, из-за соединения трагедии 1962-го года и преступлений “фантомасов” получилось два абсолютно разных фильма, «запихнутых в один сериал».
— Как ни пытался Жигунов слепить эти важные моменты того десятилетия в одно, у него ничего не получилось, - считает Евгения. — Когда началась детективная часть, стало интереснее смотреть. В самом начале было столько лишнего негатива, что я не получала удовольствия от сериала. Это же время оттепели, светлое и хорошее! Слишком много накручено того, чего в действительности не происходило. Никто не голодал, все были счастливы. А что касается бунта рабочих: слишком уж трагично показано! Это ведь было купированно, “местечково”. Может, это приемы искусства, но мне они не понятны.
Дух времени
Чем дальше от изображаемых событий, тем сложнее передать истинную атмосферу эпохи, какие-то детали интерьера, бытовые мелочи. Режиссеры подошли к этой проблеме серьезно: одежда тех времен была сшита специально для съемок, нашли аппараты и технику 60-х. Однако, по мнению ростовчан, “проколы” все-таки были.
— Мы жили в лачуге, - рассказывает Нина Шапошникова. — А в сериале показали, что у отца прямо хоромы. Друзья, которые бывали у нас в гостях, звонили и спрашивали, откуда сценаристы такое взяли. Думаю, они с помощью такого интерьера хотели показать утонченность вкуса.
Отдельные претензии у местных жителей только к архитектуре, показанной в сериале. 85-летняя Тамара Агафонова считает ростовскую набережную в фильме “недостаточно достоверной”, хотя в целом антураж картины ее устраивает. Кроме того, ей понравилась подача исторических событий. По ее мнению, нужно говорить об этом хотя бы сейчас, когда уже нет запрета на информацию о расстреле рабочих в Новочеркасске. Артем, внук женщины, отмечает легкость подачи материала, которая при этом ничуть не упрощает детективной истории. И тем не менее, он сомневается, что сериал рассчитан на молодое поколение.
Отдельно ростовчане отметили прекрасную музыку, которую можно услышать в фильме. По их мнению, несмотря на искажение исторических фактов и огрехи сценария, именно песни и удачно подобранные актеры спасли сериал.
Местные звезды
Съёмки “Однажды в Ростове” начались в 2009 году. Весной 2011-го они проходили на Дону. Многие из Ростова-на-Дону и Новочеркасска поучаствовали в процессе. Kr-News удалось поговорить с двумя актерами из массовки — Вячеславом Кустовым и Андреем Клочковым. Они рассказали, как проходили съемки и поделились своими впечатлениями.
— Я был на съемочной площадке всего один день. В сцене на базаре я попал в кадр с Князевым и Беляевым. Было очень приятно находиться там, — говорит Вячеслав.
Мужчина снялся в 14-м и 24-м эпизодах. В последнем он находится на заднем плане.
— Только я один знаю, что это я там иду с толстолобиком, - смеется Вячеслав. — Ох, намучился я c ним! Мы эту сцену дублей 10 снимали: то вспышка фотоаппарата мешала, то кто-то не туда зашел. Зеваки долго смеялись с меня и моего толстолобика.
Вячеслав вспоминает свое детство.
— Мы слышали, что была такая банда “фантомасов", которая нападает на кассы и инкассаторов, - рассказывает Вячеслав. - Но напрямую ничего не знали, насколько я помню. Только слухи ходили. Мне тогда было всего 11 лет. Я видел мать братьев Толстопятовых. Екатерина, сестра моей бабушки, знала их семью. Она была их соседкой. Её сын Виктор вспоминал о том, как Славик (Вячеслав — младший брат Толстопятов. — Прим. автора) был у них дома, чинил часы.
Толстопятовы были людьми скрытными и замкнутыми, припоминает мужчина. В 1979 году на похоронах соседки его бабушки он видел мать преступников.
— Она выглядела как обычная бабулечка — маленькая, сгорбленная, - рассказывает Вячеслав. — С ней была знакома моя мама, когда жила какое-то время со своей сестрой. Она была недовольна, что сценаристы немного исказили историю и сняли так, как будто братья похоронили свою мать. Ведь известно, что она была жива после их расстрела. Ей отдавали одежду сыновей после казни.
А вот информация про соседа, который работал в овощном магазине и возил свою продукцию в люльке мотоцикла, — абсолютная правда, подтверждает Вячеслав. Его звали Александр Черненко.
В целом Вячеславу фильм понравился. По его мнению, как и в любом сериале, здесь есть всего понемногу: и любовь, и криминал. Это именно то, что нужно, чтобы заинтересовать больше зрителей, считает мужчина.
— С одной стороны, история негативная, а с другой —все-таки показана победа над преступностью. Так что позитив тоже присутствует, - говорит актер. — Хотя младший Толстопятов считал себя непобедимым и неуловимым, его все-таки поймали и арестовали.
Другой собеседник Kr-News — Андрей Клочков — снялся в последних двух сериях “Однажды в Ростове”. По пятибальной системе он поставил бы фильму тройку. Ведь если сериал претендует на какую-то историчность, сценаристы должны придерживаться того, что было, уверен Андрей. А так события можно перенести в любую эпоху, считает он. Если нужно показать массовые протесты, почему бы не показать 90-е годы в Татарстане, в Чеченской республике или в Ростовской области, недоумевает мужчина.
— Было очень свободное обращение с историей. Что пытался показать Худяков? По-моему, это время было гораздо разнообразнее, чем видение главного режиссера, которое в итоге сводится к новочеркасской трагедии, банде “фантомасов” и КГБ, - считает Андрей. — Кроме того, создателем явно не хватало денег. Это дурно сказалось на всем фильме. Некоторые ляпы просто обескураживали. Например, когда микрофон влезает в кадр и это потом даже не вырезается.
Тем не менее Андрей отметил прекрасный актерский состав (в драме снялись звезды отечественного кино Владимир Вдовиченков, Алена Бабенко, Кирилл Плетнев, Виктор Раков, Екатерина Климова, Андрей Ильин, Константин Лавроненко, Юрий Беляев и др., а также народный артист СССР Богдан Ступка).
— Только из-за этого досмотрел сериал до конца, - делится Андрей.