Младший брат Святой Софии
Этот храм строили всем миром, также сообща взялись и за реконструкцию
После русско-турецкой войны 1877-1878 годов, с которой не вернулись многие казаки, было решено строить в станице Зольской новый храм. Причем храм особенный - копию собора Святой Софии в Константинополе, который почти тысячу лет являлся самым большим христианским храмом на земле. Символ православия в Зольской должен был исправить великую несправедливость: после падения Константинополя под ударами турок тамошний собор превратили в мечеть Айя София. Храмов, подобных зольскому, на Кавказе было построено три. До наших дней сохранился только этот, во имя Святителя Николая.
На яичном желтке
- Подробностей о строительстве храма знаю мало, - признался нынешний его настоятель отец Николай Гитько. - Во времена гонений на церковь большинство документов пропало. Основные сведения я почерпнул от нашей старожилки Марии Максимовны Котенко, лучше ее никто не знает историю станицы. Могу съездить за ней.
Вскоре из батюшкиной «Волги» выбралась маленькая пожилая женщина с выструганной от руки палочкой. Мария Максимовна более 50 лет проработала учительницей начальных классов. В свои 85 лет обладает ясным живым умом, в чем я тут же убедился. 40-летний мужчина, зашедший в церковь, чтоб пригласить батюшку на отпевание умершей тещи, замялся, когда отец Николай спросил, сколько покойнице было лет. Мария Максимовна, поглядев внимательней на забывчивого, тут же назвала его фамилию, а потом и возраст тещи, а заодно вспомнила несколько поколений этой семьи.
- А как же, милый, я на память никогда не жаловалась. И про храм все помню.
Крестный отец Марусиной мамы Гришин Иван 30 лет прослужил писарем в казачьей управе и поэтому знал все про станичную жизнь. Маруся любила слушать его рассказы. А потом дед Иван сказал, что пришла ей пора самой читать документы. Он договорился, чтоб девчонку взяли нарочной в сельсовет, где ей разрешали копаться в архивах.
Из документов следовало, что к строительству церкви приступили в 1883 году. Храм должен был стоять воротами на запад, алтарем на восток и вмещать 800 человек. Сначала были вырыты глубокие колодцы, куда засыпали известь, а потом загасили ее водой.
- И она там 13 лет доходила, упревала, как говорили казаки, - рассказывает Мария Максимовна, - а за это время свозили в станицу яйца. Наверное, миллионы штук. Они хранились в амбарах у самых крепких хозяев, таких как Кошкаровы, Чепурины. Хранились вперемешку с золой, которую заготавливали, сжигая подсолнухи. Так, видимо, положено по старой технологии. Желтки добавляли в известь, и получался раствор получше нынешнего цемента.
Непосредственно к строительству приступили, когда известь упрела. Лес везли с Волги, из Астраханских портов. Казаки сопровождали обозы, чтоб уберечь от лихих людей. Камень под фундамент и цоколь брали тяжелый, скальный, а не распространенный на Ставрополье ракушечник.
Когда стали возводить стены, Иван Мартынович Мещеряков, будущий дед Маруси, поехал за Капитоном. Так звали священника, назначенного настоятелем будущего храма. Церковь торжественно открыли 19 декабря 1902 года, на Николин день.
Такую красоту - да на колоды?..
В 30-е годы церковь закрыли, устроив в ней зерносклад. Иконы с алтаря погрузили на подводу и поручили Марусиному родственнику Антону Тюрину отвезти их в мастерские, чтоб сделать из них колоды - ясли для скота. Но Антон поехал не в мастерские, а прямо на двор Самохина Филиппа.
- Тебе что, лошадь подковать?
- Да ты посмотри, что у меня в возу - иконы. Как такую красоту на колоды?
Антон и Филипп перетащили образа на потолок и засыпали мякиной. По странной случайности, а может - не случайности, никто икон не хватился. Так они там и пролежали до 1942 года, пока не пришли немцы. Они хоть и оккупанты, но разрешили вновь открыть храм. С тех пор он не закрывался. Сталин тоже, наученный войной, помягчел к религии. И Никита Хрущев руки не поднял.
Да, советская власть пощадила храм в отличие от подобных ему копий Святой Софии Константинопольской. Но не выделила на реставрацию уникального сооружения ни единой копейки, не вошло оно и в реестр памятников архитектуры.
Будет еще краше
Сегодня другие времена. И у епархии появилось больше возможностей, и наконец-то стало возрождаться на русской земле меценатство.
Один из таких благотворителей - уроженец станицы Зольской руководитель большой автодорожной организации Виктор Покрепин. Он построил часовню в честь святой мученицы Татианы, выделяет средства и технику на реставрацию храма.
- Большую помощь оказывают нам станичные казаки, - говорит отец Николай, - одного бетона десятки тонн уложили, по первому зову приходят, готовы делать самую тяжелую работу. Ну, а Виктору Александровичу отдельное спасибо, без него нам бы храм не поднять.
Наверное, не осилить бы огромный объем работ и без подвижничества самого батюшки. Как признался мне по секрету фермер Сергей Лебедев, он знал прежних настоятелей. Куда им до отца Николая! Этот не только телом, но и духом могуч.
А батюшка как бы между прочим поведал, что когда одна строительная организация заломила немыслимую цену за установку лесов, он вместе с ветеринаром Евгением Бедой и своими сыновьями Дмитрием и Алексеем смонтировали все, как надо. Кто хочет, тот добьется.
Сегодня на этих лесах иконописцы из Кисловодска Сергей и Елена Горячевы расписывают стены храма. Забравшись на верхотуру, я смог увидеть иконописцев за работой. Сергей заканчивал писать Святую Троицу. Краски сочные, чистые. Радость-то какая!
Как раз пришло время службы. Отец Николай, выйдя из алтаря, чистым могучим басом зарокотал: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя…»
«Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас», - подтягивали высокие женские голоса. И девочка лет 13-14 старательно выводила слова молитвы. Сразу же вспомнилось блоковское: «Девушка пела в церковном хоре…» Соединились времена!
Анипко Соня, с которой я познакомился чуть позже, пока не поет в хоре. Но она ходит в воскресную школу, где дети читают Библию, учат молитвы. Ей нравятся рассказы об Иисусе Христе, о том, как он принял муки ради спасения всех людей.
- А братик ее, Дима, уже у нас пономарем служит, - включается в разговор отец Николай. - Молодежь тянется к вере. И что бы там ни говорили, молодежь у нас прекрасная. Ей надо вовремя руку подать.
В станице Зольской уже пятеро молодых ребят решили посвятить себя служению Богу. Помимо Дмитрия и Алексея, сыновей священника, в Ставропольской семинарии учатся Алексей Калиткин, Сергей Маляров и Николай Черников. Сергей и родителей своих к вере привел, они позже обвенчались в этом храме.
Большинство молодых, конечно, выберет светскую жизнь, и это нормально. Главное, чтоб они не забывали дорогу к храму.