Зачем развязали «веник» православия?
Здравомыслящие православные россияне ещё не успели отойти от декабрьской пощёчины самого раскрученного телепроповедника слова Божьего. Тогда Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил одну из самых высоких наград Русской православной церкви – орден Святого Благоверного князя Даниила Московского первой степени – губернатору Кубани за Кущёвку. Простите, оговорилась, сразу после кущёвской трагедии – за «духовное взросление и сбережение нашего народа».
И вот новый повод даваться диву. 22 марта решением Священного синода Ставропольская и Владикавказская епархия раздроблена на три новых: Пятигорскую и Черкесскую, Владикавказскую и Махачкалинскую, Ставропольскую и Невинномысскую. Более «удачный» исторический момент для разделения трудно придумать. На Кавказе, мягко говоря, неспокойно. Православные храмы для славянского населения в некоторых республиках зачастую служат не только духовным пристанищем, но в прямом смысле единственным убежищем для физической безопасности. Как плесень, на благодатной почве обнищания и отчаяния разрастаются в регионе секты (Свидетели Иеговы, баптисты и т. д.). У жителей Ставрополья вдобавок к недовольству, что край присоединили к Северо-Кавказскому федеральному округу, оторвав от ЮФО, вызывает настороженность то, что и религиозное деление «увело» от края три административные единицы: в ведение Пятигорской и Черкесской епархии включены приходы Минераловодского, Предгорного и Кировского районов.
Архиепископ Феофан после восьми лет служения Богу на Кавказе назначен на Челябинскую кафедру. Как истинный солдат веры, архипастырь смиренно принял перемены. На вопрос журналистов, не вызовет ли решение Св. синода дестабилизацию и раскол, владыко твёрдо ответил: «Нет. Решение Священного синода в церкви не обсуждаемо». Он заметил, что тенденция структурных изменений в РПЦ в последние годы ведёт к появлению новых епархий в субъектах РФ. Ставропольско-Владикавказская епархия оставалась последней, не претерпевшей преобразований. Конечно, она была слишком крупной для управления, не всегда мог епископ поспеть всюду за темпом жизни. По-видимому, исходя из этого священноначалие – патриарх и Священный синод – приняло такое решение.
Хочется следовать призыву Преосвященного Феофана «не сеять нездоровые настроения». Но как не вспомнить его же слова – слова не только священнослужителя, а и опытного дипломата, сказанные в ноябре 2003 года: «Не было и нет необходимости в настоящий момент делить Ставропольскую епархию. Сегодня в России, да и во всём мире, возобладали центростремительные тенденции, а нас зачем-то призывают к дроблению». Разве с тех пор что-то изменилось? Так зачем же развязали на Кавказе «веник» православия?