Есть такая профессия – Родину зачищать
29.11.2013 10:48
Чиновники перестали воровать – стали грабить.
На пленарном заседании Госдумы депутат Анатолий Локоть предложил коллегам выяснить роль.
А. Сердюкова в злоупотреблениях чиновников «Рособоронсервиса». Для этого создать парламентскую комиссию, а новое назначение экс-министра считать пощёчиной общественному мнению.
Как известно, Анатолий Сердюков наконец обрёл статус. Не обвиняемого по нашумевшему делу, а генерального директора Федерального исследовательского испытательного центра машиностроения. Он будет проверять военную технику на предмет её пригодности для нужд обороны. «Человек целый год сидел без работы. Так же нельзя», – посочувствовал ему глава корпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов, в чьём ведении находится вышеозначенный центр.
Тем временем компетентные органы продолжают обрушивать на нас лавины цифр и фактов мошенничества в армейской среде, некогда подведомственной новоиспечённому испытателю. А «Рособоронсервис», похоже, войдёт в историю России как название антикоррупционной битвы у самых стен Кремля.
Исход её пока не совсем ясен. Хотя для экс-министра обороны, которого общественность с редким единодушием требует призвать к ответу, был предрешён с самого начала скандальных разоблачений. «Ему ведь и обвинение не предъявлено, – комментировал ситуацию Владимир Путин. – Если куда-то захочет трудоустроиться и его будут брать, не считаю, что мы должны препятствовать. Человек имеет право работать. У нас же не тридцать седьмой год». Кандидатура на пост, ныне занимаемый Сердюковым, не требует согласования с администрацией главы государства, уточняет Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента.
Вот и официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин в замешательстве. Ещё недавно он говорил журналистам, что экс-министру, как и его «женскому батальону», может быть предъявлено обвинение. Теперь на вопрос, почему он по известному делу лишь свидетель, откровенно признался: не знаю. «Сверху была команда: своих не сдаём», – отвечает депутат Госдумы Николай Рябов.
Новое назначение А. Сердюкова почти совпало по времени с подписанием президентом Концепции общественной безопасности на срок до 2020 года. В ней наряду с терроризмом, экстремизмом не меньшим злом признана коррупция: «Наблюдаются устойчивые тенденции к сращиванию интересов бизнеса и чиновников, включению в коррупционные схемы должностных лиц и представителей бизнеса иностранных государств». Коррупция, говорится далее в этом документе, подрывает доверие граждан к государственным институтам, влияет на формирование имиджа России за рубежом.
«Будем с корнем вырывать эту заразу», – заявляет президент. Однако число рассматриваемых Следственным комитетом дел о взятках лишь увеличивается. За прошлый год – в полтора раза. Потери казны составили больше десятой доли ВВП. За эти средства можно было бы решить финансовые проблемы аграрного сектора, образования, медицины, «коммуналки».
В общем, пока не удаётся «задушить гидру», несмотря на старания правоохранителей. В минувшем полугодии, по их сведениям, за дачу взяток осуждено 1,3 тысячи человек. За получение – 544. Выходит, деньги должностным лицам предлагают, а они их не берут? У аналитиков на сей счёт иное мнение. Чтобы улучшить «антикоррупционную сводку», силовики подчас провоцируют на попытки откупиться за нарушения водителей, мигрантов, мелких торговцев. Суммами скромными: пятьсот, две-три тысячи рублей. Заводят уголовные дела.
Солидный чиновник на такую приманку не клюнет. Ему нужны объекты, где пахнет миллионами и миллиардами. Те же, к примеру, госзакупки. Только на них, по данным Счётной палаты, ежегодно теряем 1,2 триллиона рублей. Пятнадцать миллиардов рублей уплыли из казны при строительстве объектов АТЭС, 6,5 миллиарда – при создании системы ГЛОНАСС. За всеми этими утечками конкретные лица. Кто они? «Где посадки?»
Разоблачения в Минобороны, «Роскосмосе», некоторых других структурах, казалось бы, должны насторожить вороватых чиновников, заставить залечь на дно. Ан нет. Недавно при получении крупной взятки пойман за руку мэр Астрахани Михаил Столяров. Самоотверженно сражался он за этот пост, обещая горожанам сделать их жизнь «комфортнее, честнее, безопаснее». Победив, завёл в интернете сайт, где живописал свои успехи в борьбе с коррупцией.
Следом – столь же громкое дело о взятках в мэрии Ярославля. Чуть раньше – в мэрии Рыбинска. Нарушителями «Росграницы» оказались её бывший глава Дмитрий Безделев и его подчинённые, уличённые в нецелевом использовании 150 миллиардов бюджетных рублей.
С июля 2011-го по декабрь 2012 года, констатирует Счётная палата, семьдесят процентов тех же госзакупок совершалось вне конкурса, фактически по сговору. Бюджету – потерянные миллиарды и триллионы. Населению – недоброкачественные лекарства, товары, услуги. Коррупционерам – «навары», «откаты», роскошные авто и мебельные гарнитуры, золотые унитазы за казённый счёт. Словом, наши чиновники, по образному выражению известного экономиста, перестали воровать. Они стали грабить, «Родину зачищать».
Девять из каждых десяти серьёзных сделок, заключаемых крупными российскими компаниями, в том числе с государственным участием, не регулируются нашими законами. Да и сочиняются они в угоду бизнесу. Та же, к примеру, «плоская шкала» налогообложения, одинаковая для медсестры, библиотекаря и олигарха. Средняя зарплата по стране – около 24 тысяч рублей, средняя пенсия – десяти тысяч. Средний заработок так называемых топ-менеджеров – 1,5-2 миллиона рублей. У генеральных директоров многих компаний – 2-3 миллиона рублей. Не в месяц, а в день. Как говорится, почувствуйте разницу. Но именно в этой среде зачастую корни финансовых афер. Поистине: кому многое даётся, тот ещё больше возьмёт сам.
Российский парламент одобрил Конвенцию ООН о борьбе с коррупцией. Но без статьи, предусматривающей конфискацию неправедно нажитого имущества. Вероятно, те, кто принимал решение, опасались за свою собственность. Закон теперь обязывает госчиновников отчитываться в доходах и расходах. По результатам проверки 1,5 миллиона деклараций, поданных в 2012 году, уволено двести человек. В том числе два генерала Минобороны, зам главы «Рособоронзаказа». Не указали счета на десятки миллионов рублей, дорогостоящую недвижимость. Её происхождением, опять же, никто не заинтересовался.
– Антикоррупционные проверки будут продолжены, – заверил руководитель президентской администрации Сергей Иванов. – Взяточникам от них не поздоровится. «Свежо предание…» Власть для острастки время от времени позволяет примерно наказать особо зарвавшихся. В их числе президент опять назвал бывшего губернатора Тульской области. Он получил за взятки больше девяти лет тюрьмы. Назвал, вероятно, потому, что свежих примеров такого масштаба не нашлось. Хотя высокопоставленных коррупционеров меньше, как видим, не стало. Похоже, неприкасаемость входит в социальный пакет лиц такого ранга.
Кристиана Вульфа, бывшего президента Германии, привлекают к суду за злоупотребление властью в корыстных целях. Размер его взятки в пору пребывания на высоком посту суммарно составил 719 долларов. По нашим-то масштабам – крохи, пустяк. Но в стране, которой он недавно управлял, неприкасаемых нет. В Китае чиновника, на руке у которого заметили дорогие часы элитной марки, приговорили к четырнадцати годам тюрьмы и крупному штрафу. «Имущество неясного происхождения» конфисковано в пользу государства. Суд признал, что такую покупку госслужащий не мог позволить себе на свою зарплату.
Тем не менее воруют везде, в том числе и в Китае. Ибо нет наказания, которого убоялся бы тот, кто жаждет наживы. Другое дело – масштабы. У нас они столь велики, что серьёзно угрожают устоям государства. Уменьшить зло способны законы, если сочиняют их компетентные специалисты, эксперты, облечённые доверием общества, гражданских его институтов, а применяют независимые суды.
Вернёмся к созданию комиссии «по Сердюкову». Оно не было поддержано коллегами автора предложения. Что не удивительно. В эти же дни одного из них лишили депутатской неприкосновенности за покушение на взятку в 7,5 миллиона евро. Далеко не первый такой случай в Госдуме и Совете Федерации. Тем временем главная фигурантка дела «Рособоронсервиса» Евгения Васильева, обвиняемая в мошенничестве, злоупотреблении служебным положением, легализации средств, добытых преступным путём, перешла от обороны в наступление. Открыто заявляет: ни угрозами, ни шантажом следователи не добьются, чтобы опорочила «честное имя экс-министра Сердюкова».
Момент подходящий – недолго до суда. Васильева намекает: может и заговорить. И тогда не поздоровится от её откровений тем, кто пока в тени громкого дела. Косвенную поддержку, как некогда Сердюкову, оказал президент. Повторив на недавней встрече с лидерами непарламентских партий уже известную фразу: «Ей ведь и обвинение не предъявлено». Похоже, решение по «Рособоронсервису» будет принято в инстанциях политических, а не судебных.
Александр ДЕМИДОВ
г. Москва
Выразить свое отношение: