Тайна болезней и смерти царя Иоанна IV Грозного.

«Как бы в безумье»…

Версия доктора А. Маслова (кафедра судебной медицины Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова).

...В день смерти, 18 марта 1584 года, Иван Васильевич Грозный велел принести и прочесть ему завещание, затем долго, около трёх часов, парился в бане. Баня приносила некоторое облегчение его исстрадавшемуся телу.

Распаренный, умиротворённый, в просторной белой рубахе, царь сидел на широкой постели. Поодаль стоял молчаливый Борис Годунов. Приготовили доску с шахматами. Иван Васильевич сам расставил фигуры, хотел играть с боярином Бельским, но вдруг упал навзничь, сжимая в руке последнюю непоставленную фигуру - короля.

Врачи натирали царя «крепительными жидкостями», однако агония была недолгой, и через несколько минут 37-летнее царствование Ивана IV кончилось.

Государь, по чьему приказу было отравлено немало бояр, сам понимал толк в ядах. Посол Джером Горсей сообщал, как Иван, взяв однажды в руки горсть бирюзы, произнёс: «Видишь, как она изменяет цвет, как бледнеет? Это значит, что меня отравили. Это предвещает мне смерть». Постоянное предчувствие кончины усиливало необъяснимую, казалось бы, жестокость и садистские наклонности Ивана IV.

Были эти патологические наклонности врождёнными? Невероятная безжалостность и подозрительность могли быть и в самой человеческой природе Ивана. Скорее всего, это так.

В раннем детстве он перенёс большие эмоционально-психические нагрузки. В атмосфере насилия и междоусобных кровопролитий созревал будущий деспот. Но, может быть, Иван IV был просто психически больным человеком?

Известный русский психиатр П.И. Ковалевский так и утверждал, что царь был подвержен неврастении, страдал паранойей с манией преследования.

Современная же психиатрия считает, что он отнюдь не страдал слабоумием. Иван часто бывал несправедливым и жестоким судьёй, но, что немаловажно, судил всегда самостоятельно.

Что же действительно известно о состоянии физического и психического здоровья царя Ивана?

Неожиданное открытие: при вскрытии гробниц в 1963 году в останках Ивана IV и царевича Ивана обнаружено почти в пять раз (!) большее количество ртути, чем в останках царя Фёдора и князя Скопина-Шуйского. Это наводит на мысль об отравлении. А как же с царевичем Иваном? Он же умер совершенно по другой причине - от черепно-мозговой травмы, нанесённой отцом?..

Исторически достоверно, что препараты ртути стали применять на Руси с конца XV века, причём исключительно для лечения сифилиса. К этому же времени относится распространение сифилиса и на Руси. Мог ли Иван IV заболеть сифилисом?

Летописцы бесстрастно отмечали похотливость монарха. По словам посла Дж. Горсея, Иван «хвастал тем, что растлил тысячу дев», а по другим свидетельствам - отец с сыном менялись любовницами…

Действительно, образ жизни царя и его старшего сына способствовал заболеванию сифилисом. Его течение отличается, в основном, волнообразной сменой активных проявлений болезни. Появляются сифилитические язвы с обильными зловонными гнойными выделениями. Очевидцы пишут, что в начале 1584 года тело царя Ивана издавало нестерпимое зловоние.

Кроме того, сифилис нередко сопровождается прогрессирующим нарушением обмена веществ, «стреляющими» болями в коленных суставах. В периоды обострения они лишают возможности самостоятельно передвигаться. При изучении останков царя учёные обратили внимание на мощные отложения солей на позвоночнике - остеофиты, которые причиняли мучительные боли при малейшем движении. По мнению известного антрополога и археолога  М.М. Герасимова, эта болезнь развилась в последние пять-шесть лет жизни царя, что подтверждается и историческими данными.

В последние годы жизни Иван Грозный сильно располнел. Безусловно, царя мучил непременный спутник сифилиса - цирроз печени, который обычно сопровождается накоплением жидкости в брюшной полости.

Перед смертью Иван Грозный выглядел дряхлым стариком, его носили в кресле. А ведь в 45 лет, как писали очевидцы, Иван был полон сил…

Единственным же методом лечения сифилиса в то время являлось применение препаратов ртути. Но неумеренное потребление их приводит к хронической интоксикации. При этом болезненные изменения проявляются, главным образом, со стороны нервной системы: ртутный эретизм - особое состояние психического возбуждения, тревожности, пугливости, мнительности. При передозировке препаратов ртути наблюдаются эпилептические припадки, хаотическое психическое возбуждение. Эти симптомы были и у Ивана IV. Очевидцы передают, что он страдал припадками, во время которых приходил «как бы в безумье», на губах его выступала пена... К концу жизни Иван Грозный превратился в дряхлую, разрушенную сифилисом и препаратами ртути личность.

Иван Грозный умер от заболевания. Не травил Борис Годунов своего царя. Время восстанавливает справедливость, но, как всегда, поздно...

Отравители

Версия писателя, православного ортодокса В. Манягина.

Мог ли царь Иван заболеть сифилисом? Летописцы бесстрастно отмечали, что после смерти первой жены Анастасии «нача царь яр быти и прилюбодействен зело». Сифилис, дескать, был неотвратимым наказанием сластолюбивого и похотливого монарха.

Что на это можно сказать? Сифилис был завезён моряками Колумба в Испанию из Америки в 1493 году - как раз в конце XV века.

В 1494 году испанский король Карл VIII вторгся в Неаполитанское королевство. Так, вместе с испанскими солдатами сифилис пришёл в Италию. После войны часть испанских наёмников оказалась во Франции. В конце XV века срамная болезнь только-только появилась в Польше, и московские власти пытались задержать эпидемию на границе. И потому сифилис не мог быть широко распространён на Руси уже в конце XV века, как это утверждает А. Маслов, почтенный профессор судебной медицины, хотя, конечно, отдельные случаи могли иметь место.

Ошибается профессор и в том, что «препараты ртути стали применять на Руси с конца XV в., причём исключительно для лечения сифилиса». Они были предложены Парацельсом только в первой половине XVI века. Парацельс не мог сделать своё открытие раньше, так как родился в 1493 году и в конце XV века был ещё младенцем.

Было бы также интересно узнать, какие конкретно летописцы «бесстрастно отмечали» «ярость и прелюбодейство» царя после смерти первой жены - царицы Анастасии. Ведь известно, что царь глубоко переживал её смерть, был уверен, что её отравили (и оказался прав!). А через год вступил во второй брак - с царицей Марией (дочерью кабардинского князя Темрюка). Сделал он это по настоянию ближайших сановников, исходя из политической необходимости: утвердиться в Пятигорье, перерезать путь туркам на нижнюю Волгу, к Каспию и защитить, таким образом, завоёванные Казань и Астрахань. Так что «яриться и прелюбодействовать» у него просто не было времени. Как и болеть сифилисом.

Как отмечает заведующая археологическим отделом музея «Московский Кремль» Т.Д. Панова, «очень решительно отмёл

М.М. Герасимов заключения некоторых слишком ретивых авторов о том, что Иван IV примерно с 1565 года (около двадцати лет) болел сифилисом. Этим же недугом (и с того же времени!), якобы, страдал и его старший сын Иван. Авторов этой идеи даже не остановил возраст мальчика - ему тогда было всего 10 лет!

Ни на костях скелета, ни на черепе Ивана Васильевича и его сына следов венерических заболеваний нет».

В мощах государя было обнаружено по ртути превышение в 32 раза и по мышьяку - в 1,8 раз. «Эти-то цифры и породили массу несуразных идей о неприличных болезнях, следов которых, как уже говорилось, не найдено», - пишет Т.Д. Панова. Казалось бы, всё ясно: царя отравили! Но не тут-то было…

Панова выдвигает даже совершенно «оригинальную» версию о том, что Царь сам отравил себя: «Есть смутные указания, что царь Иван Васильевич (а возможно, и его старший сын), боясь отравления, приучал свой организм к ядам, принимая их маленькими дозами. Это вполне реально, учитывая данные экспертиз».

Конечно, ни о какой «внезапности смерти» как Грозного, так и его сыновей, говорить не приходится.

Спор не закончен!

Версия доктора Л. Гореловой (Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова).

Спор о царе Иване Васильевиче продолжается уже более четырех столетий.

Как известно, Иван IV издал новые законы. В «Стоглаве», например, поднимается вопрос, который звучит так: «Ответ о богадельнях, и о прокажённых, и о клосных, и о престаревшихся, и по улицам в коробах лежащих, и на тележках и на санках возящих, и не имущих главы где подклонити». Исполняя приказ государя, во многих российских городах открываются больницы и богадельни, которые Иван любил посещать. При этом он жестоко наказывал тех служителей, кто был замечен в воровстве.

В «Стоглаве» упоминаются и психические больные. Их следовало, гласил закон, направить в монастыри, «чтобы не быть им помехой и пугалом для здоровых», где им и должна была оказываться помощь для «вразумления» или «приведения на истину».

Развитие морской торговли России с Англией через порт в Архангельске дало толчок и для притока английских врачей. Хорошо известна судьба личного врача Иоанна Грозного Елисея Бомелия. Бельгиец оставил о себе печальную память в мрачных летописях эпохи. Этот «дохтур», «лютый волхв и еретик», поддерживал в мнительном царе страх и подозрения, предсказывал бунты и мятежи, выступал в роли отравителя неугодных государю лиц. Впоследствии Елисей Бомелия был сожжён по велению Иоанна IV за связь с польским королём Стефаном Баторием.

Другой личный врач Иоанна Грозного Арнольф Лензей (Линдсей) из Италии пользовался большим доверием царя, назначал ему лечение, лекарства (это при постоянном страхе отравления!) и даже давал советы государю по многим политическим делам.

После смерти Линдсея Иоанн выразил желание иметь доктора из Англии. Мучимый призраками боярской смуты, Иоанн, как известно, серьёзно помышлял о своём приюте в Англии. Этим доктором был Роберт Якоби, прекрасный врач, акушер. Якоби стал впоследствии одним из самых авторитетных медиков XVII века.

К временам Ивана Грозного относится и первое упоминание об аптекаре. В Никоновской летописи (1554 г.) значится «литвиянин Матюшко - оптекарь» (аптекарь Матиас).

Самые достоверные сведения о первой на Руси аптеке относятся к 1581 году, когда в правление Ивана Грозного на территории Московского Кремля была открыта придворная аптека, получившая название «государевой», так как она обслуживала только царя и членов царской семьи.

Не было ли всё это связано с состоянием здоровья самого Ивана Грозного?

Ведь образ жизни царя был исключительно нездоровым: постоянные ночные оргии, сопровождавшиеся обильной едой и пьянством, не могли не сказаться на его организме.

О болезнях Ивана Грозного можно судить по его останкам. В последние шесть лет жизни у царя развились мощные соляные отложения на позвоночнике - остеофиты, которые причиняли острые, мучительные боли при каждом движении. И действительно, за шесть лет до смерти Иван IV перестал участвовать в военных походах (а до того ходил с войсками регулярно). Здоровье царя всё более ухудшалось.

На протяжении четырёх столетий идёт спор о причинах смерти Ивана Грозного. О его насильственной смерти сохранилось немало записей. Одна из летописей, составленных уже в XVII веке, сообщает о слухе, что царю «даша... отраву ближние люди».

Однако М.М. Герасимов при обследовании останков царя опроверг версию об удушении, так как у Ивана Грозного хорошо сохранились хрящи гортани (хотя могло быть и удушение подушкой). Версия же об отравлении исследованием скелета не подтверждена, но и не опровергнута.

Многие историки, доверяя иностранным источникам, приходят к заключению, что Иван в 1570 году был на грани сумасшествия. Однако через два года он пишет завещание своим сыновьям, полное советов, предлагает им лично вникать во все дела и никогда ни в чём не доверять другим, потому что в противном случае останется только видимость власти. Это - слова отнюдь не сумасшедшего, а прозорливого политического деятеля.

Таким образом, спор о личности Ивана Грозного не закончен. И будет ли когда-нибудь закончен - неизвестно. Появляются всё новые и новые версии…

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Страницы истории
Газета: Газета Аптечка