«Рабский труд» - самый выгодный
Огородник получает с сотки почти тоннe картофеля и редьки
Московское - картофельное место. На Ставрополье по пальцам пересчитаешь сёла, где вырастают такие отменные клубни. Здесь хорошая земля, особенный микроклимат и родники, сбегающие с окрестных холмов. Семья Чистяковых на картошке вырастила детей, поставила им дома. И теперь, когда все трое наследников уехали в города и сами семьями обзавелись, пенсионеры Георгий Егорович и Валентина Михайловна продолжают картофельный бизнес, тянут на себе четыре огорода - свой и детей.
Уроки «неуча»
- Зачем нам столько? - переспрашивает Георгий Егорович. - Да по привычке. Раньше ведь как у нас было? Недоглядишь огород - зимой есть нечего. Отец на фронте погиб. Мать пропадала в поле колхозном. В колхозе хоть денег не платили, а работать надо, иначе труба: огород обрежут. На этом огороде я с сёстрами вкалывал. После за счёт огорода сестёр выучил, разъехались. А сам вот неучем остался.
Скромничает пенсионер. Односельчане знают, что у него многому можно поучиться. И не только завидному трудолюбию. К слову, работают до сих пор Георгий Егорович с Валентиной Михайловной на картофельных плантациях так, что молодым за ними не угнаться. Все четыре огорода под лопату сажают, лопатой же и выкапывают. А это без малого полгектара.
- Понимаю: это рабский труд, но зато самый выгодный, - утверждает Георгий Егорович. - Когда используешь соху или плуг, почва выветривается и утрамбовывается. А лопатой я копнул и тут же проросший клубень засыпал. Он лёг во влажную почву, значит, получил хорошие условия для развития.
Помимо перегноя от домашних коров и свиней, а также покупной минералки получать щедрый урожай Чистяковым помогает обильный полив грядок. Из водопроводного крана поить огород пенсионеры вряд ли решились бы: накладно. Выручает их, как и остальных селян, родниковый ручей, бегущий позади огородов. Качать из него воду электрическим насосом - тоже недёшево. Поэтому дружные москвичи прорыли от верховий ручья арыки к своим улицам. Вода бежит по ним самотёком. Каждый хозяин делает канавки от арыка в свой огород.
- Арык немноговодный, - уточняет Чистяков. - Если разом все возьмутся поливать, многим не достанется и капли. Тут мы тоже договариваемся с соседями и график составляем. Я точно знаю, когда мой черёд, и тогда уж пою огород «от пуза».
Одно убрал, второе посеял
В середине лета Чистяковы убирают картошку и вывешивают на столбе у автотрассы «Ростов-Ставрополь», которая проходит как раз по селу, объявление о продаже урожая.
- Цену держу высокую, как на рынке, - не скрывает Георгий Егорович. - Моя картошка того стоит. К тому же она есть не просит. До нового урожая смело могу хранить.
Убранный огород супруги прежде засевали кукурузой, чтобы бурьян не рос. Осенью скармливали её скоту. А теперь приспособились второй урожай корнеплодов получать. Только не картошки, а редьки, которой меньше времени для созревания требуется.
- Редьку я люблю, особенно чёрную, - поясняет Георгий Егорович. - В ней витаминов много. И с подсолнечным маслом хороша, и в оливье, и просто так, с солью. Даже от радикулита ею лечусь - к спине тёртую прикладываю. Пробовал раньше весной сеять. Но всё без толку. В стрелку уходит. А в августе посеял в политые грядки - отличный результат к октябрю. Только надо не проворонить тлю, мошку и прочих вредителей, когда она всходит. Иначе съедят под корень. Опрыскиваю раза четыре тем же, чем травлю колорадского жука на картошке. Через месяц, когда редька уверенно пошла в рост, ей уже никто не страшен. Только знай - поливай.
Впрочем, и в поливе надо соблюдать меру. В минувшем сезоне Чистяков малость перестарался, к тому же уборку оттянул до середины ноября, благо дни тёплые загостились. Словом, вымахали корнеплоды весом под килограмм. А покупатели такой товар не особенно жалуют. Им подавай редечку граммов по триста. На неё Георгий Егорович рыночную цену не всегда держит.
- Если попадается оптовый купец, отдаю за полцены, - раскрывает карты огородник. - Редька ведь долго не лежит. Её до конца зимы надо съесть.
Жить огородами уже не модно
Впрочем, у иного хозяина она и до Нового года не сохранится. И на кухне, и в подвале завянет. Чистяков приспособился складывать редьку в бурты траншеи прямо на огороде. Сверху накрытая листами шифера и нетолстым слоем ботвы она запросто держит морозы и пребывает в лучшей форме.
Спрашиваю, как часто обновляет хозяин картофельные семена. Не мельчают ли клубни оттого, что из года в год картошка по картошке?
- Сортов у меня четыре, и все старые, - ответил Чистяков. - А омолаживаю я их тоже старым испытанным способом. Выкапываю семенные кусты примерно на месяц раньше, чем обычные. Шкурка на клубнях ещё нежная, легко облазит. Поэтому кладу их аккуратно в ящики - и в подвал до весны. Такие семена не бывают яловыми и всегда дают отменный урожай.
- Что же получаете с сотки земли?
- Четыре центнера картошки, а затем ещё пять центнеров редьки, - с гордостью докладывает Георгий Егорович. - Хуже, чем у соседей, урожая не бывает.
Заканчивали мы разговор на огороде Чистяковых, который был тщательно перекопан под зиму. Я взглянул на соседние усадьбы: такой же порядок были лишь на каждой третьей-четвёртой. Большинство же участков выглядели просто заброшенными: поросли давно не кошенным бурьяном. Видимо, поколение людей, привыкших жить огородами, на этих усадьбах перевелось. А новое не захотело обременять себя «рабским трудом».