Гектар преткновения

Местная власть построила накопитель для водопровода на фермерской земле, не посчитавшись с интересами собственника.

Фермер Александр Гончаров имеет в собственности 18 гектаров земли в окрестностях хутора Беловский, что закреплено в Свидетельстве о государственной регистрации права на недвижимое имущество. Как это обычно бывает, земля досталась фермеру не в лучшем состоянии. За годы он облагородил её и стал получать неплохие урожаи.

Однажды Александр Алексеевич прибыл на своё поле, чтобы приступить к осенней пахоте, и увидел, что колышки, обозначавшие границу его участка, вывернуты, а вместо них забиты новые, и какие-то люди ковыряют его землю.

«Будете копать отсюда и докуда надо»

– Это моя собственность! Почему вы без разрешения вступили на мою землю? – возмутился Гончаров?

– Иди отсюда, пока тебе шею не намылили, – перешли в наступление мужики. – Нам сказано копать отсюда и докуда надо будет по проекту. Здесь будет накопитель для хуторского водопровода.

Гончаров отправился к тогдашнему главе Васильевского муниципального образования Николаю Кузёмкину за разъяснениями. Вразумительного объяснения не получил: так надо.

Фермер обратился с жалобой в прокуратуру и получил ответ: «В ходе проверки Ваши доводы нашли подтверждение. Мною 27 ноября 2005 года вынесено постановление о возбуждении административного производства в отношение генерального директора ООО «Кредо». Вы вправе обратиться в суд с иском к администрации Васильевского сельсовета о взыскании вреда, причинённого в результате строительства накопителя. Прокурор района О. Федько»

С тех пор строительство прекратили. Раскуроченную землю, правда, никто восстанавливать не стал. Но и фермер в суд на возмещение убытков не подавал. Ждал, может, всё как-то миром уладится.

Не уладилось. Новый глава поселения Александр Ерёменко возобновил строительство, так как давал предвыборное обещание провести в хутор воду. В итоге у Гончарова ещё оттяпали часть земли на дорогу и охранную зону. Объясняться с ним новый глава просто не желает. Все эти годы фермер платит налоги за 18 гектаров, как записано в свидетельстве, но пользуется только 17. Убытки от налогов и недополученного урожая тянут уже тысяч на сто.

Межуй по новой

Возмущённый беспределом, Гончаров вновь пишет письма главе районной администрации Алексею Клевцову и в прокуратуру. И тут неожиданно для себя получает написанные как под копирку ошеломляющие ответы.

Из них следует, что предмета спора просто не существует. Прежде чем обращаться с жалобами, фермеру надо провести межевые работы на данном участке с целью установления границ.

Но к свидетельству на право собственности приложено межевое дело, заверенное соответствующими государственными органами. Что, оно уже недействительно?

– Мне сказали, что теперь новый закон о земле вышел. Пока я её пашу, вроде как все мои документы в силе. Но если соберусь, например, продавать, надо по новой межевать. Мне её и тогда замеряли как положено, не саженью, а теодолитом, не понимаю, почему теперь эти замеры недействительны? – удивляется Гончаров. – Это мне надо опять тысяч 30 выложить. А как межевать, если накопитель уже стоит? Целостность участка уже нарушена…

Я тоже в недоумении. Как говорят на Украине, «на холопский розум» тут всё ясно. У Гончарова на руках железный документ, круче не бывает. Чего тут огород городить?

Поехали за разъяснениями в сельскую администрацию. Главу Ерёменко не застали, решили поговорить со специалистом по земельным вопросам Дмитрием Неслуженко.

– Как я помню, с колхозом «Красная звезда» вопрос о строительстве накопителя согласован, – неуверенно заявил землемер.

– Но накопитель только частично на колхозной земле. Большая часть на моей.

– С тобой, видно, не посчитались, но кто теперь будет разруливать?– заметил философски землемер. – Да, говорят, вроде межевать надо заново, что, не понимаешь, деньги ж надо выудить…..

– Я никому ничего не подписывала на счёт накопителя, – заявила начальник отдела иму­­щест­венных отношений районной администрации Лариса Ростовцева. – Какие ко мне вопросы? Ему надо доказывать, что на его земле что-то построили, пусть в суде доказывает. Но ни один суд его заявление не примет, пока не будет проведено новое межевание в соответствии с законом «О государственном кадастре недвижимости» от 2007 года. Ничем помочь не могу.

Лариса Петровна заявляет не голословно. Она получала ответ из Земельной кадастровой палаты по Ставропольскому краю, где было отказано в выдаче кадастрового паспорта на участок Гончарова, так как «отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ этого земельного участка».

Законы для холопов писаны?

Признанный однажды государством собственник теперь вроде как и не собственник. Чтобы отстоять свои права, он должен вновь доказывать право на свою собственность.

– Да, такой абсурд, – согласился с нами землеустроитель частного предприятия Павел Макаренко, – свидетельство Гончарова действительно, но кадастровый паспорт ему надо заново оформлять, так как вступили в силу новые правила. Ничего тут не попишешь.

Выходит, тот самый «холопский розум», а если перевести его на современный русский язык – здравый смысл, он только в холопской среде здравый. А в верхах свои критерии разумности и здравомыслия.

Видимо, поэтому оба главы попрали права работяги Гончарова и не считают себя ни в чём виноватыми. По этим правилам законный собственник обивает пороги присутственных мест и доказывает всем, что он не верб­люд. Всем почему-то видно, что у него нет горбов, а государственным чинам для этого нужны какие-то особые очки.

Пытаюсь узнать, что думает на сей счёт глава Ерёменко, с которым не удалось поговорить лично. Но по телефону Александр Фёдорович со мной разговаривать не стал.

– Вы и Бараком Обамой представитесь, а я вам верить должен?

Многолетний журналистский опыт убеждает: если чиновник отказывается говорить, значит, некомпетентен или боится отвечать на неудобные вопросы. А неудобных вопросов много.

Может, в хуторе появилась вода после того, как экспроприировали землю у Гончарова? Было бы хоть не так обидно, если бы фермер за народное благо пострадал. Нет, с водой напряжёнка.

Почему бы местной влас­ти не пойти на компромисс, предложенный фермером, и не выделить ему участок взамен отнятого? Но зачем утруждать себя ответами, когда можно отгородиться ширмой нового межевания?

– В последние годы у нас в районе с землёй творится настоящий беспредел, – говорит фермер Владимир Гавриленко, он же атаман Васильевского казачьего общества. – История Гончарова – не самый вопиющий случай. У людей отнимают сотни гектаров, подводя это под букву закона.

Действительно, на последнем съезде ставропольских фермеров было несколько выступавших из Кочубеевского района. Люди жаловались первому заместителю председателя правительства Юрию Белому, что с приходом к власти в районе Алексея Клевцова начались попытки отъёма земли у фермеров. Юрий Васильевич обещал разобраться. Но, видимо, до сих пор руки не дошли.

– Пусть не дурят мозги человеку, – заявил нам Дмитрий Ганжула, руководитель фирмы, специализирующейся на юридической защите прав собственников земли. – Государство однажды признало Гончарова собственником, и он не обязан второй раз доказывать это. Это главное. Всё остальное от лукавого. Если будет праведный суд, Гончаров его выиграет.

Что ж, будем надеяться.

х. Беловский, Кочубеевский р-н,

Ставропольский край

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Опыт
Газета: Газета Крестьянин