Мишка Машка и волк, который в лес не смотрит
Семья Мирошниковых из кубанского посёлка Псебай организовала домашний зоопарк.
В пятнадцать лет Валентина случайно попала на стендовую стрельбу. Ей дали попробовать сбить летящую тарелочку - получилось. Так оказалась она в краснодарской команде и скоро выполнила нормы кандидата в мастера спорта. На конный спорт времени стало не хватать, и это увлечение навсегда осталось любительским.
Когда муж предложил переехать из краевой столицы в горный посёлок, она подумала не о том, как будут они выживать на новом месте с двумя маленькими детьми, а «как же я без своих лошадок?». Обещание Николая Валентиновича, что построит жене стенд для стрельбы и купит лошадь, сомнения растворили. И вот уже вырос в Псебае двухэтажный дом Мирошниковых, выросла их семья - у Игоря и Толи появилась сестричка Леночка.
Сколько радости подарил Псебай этой семье, сколько доброго сделали они этому уголку, односельчанам! Валентина Ивановна организовывала для местной детворы кружки, где обучала стрельбе, правильному обращению с оружием, прививала культуру охоты, учила выездке на лошадях. Иногда эта работа учитывалась официально и скромно оплачивалась, чаще - держалась на энтузиазме. Муж бескорыстные порывы разделял: он и сам был заряжен общественным темпераментом, создал клуб спортивной охоты «Кавказ», с единомышленниками действенно боролся за сохранение уникального заповедника. Они сеяли в горах для животных овёс, высаживали топинамбур, закладывали солонцы, в суровые зимы подкармливали диких животных сеном, кукурузой. Неудивительно, что именно в этот двор стали приносить подранков, оставшихся без родителей детенышей зверей.
- Первыми появились уточки. Они так привыкли, что и вылечившись, улетать не хотели. В прудике им было вольготно, - вспоминает Валентина Ивановна. - Когда мы строились, подъезда к дому не было, и муж сам насыпал дорогу, а камни брал неподалеку. Так получился водоёмчик. Мы его зацементировали, устроили систему протока воды.
- Лебедей сюда выпускали, которых вырубали изо льда в поймах реки, - подключился к рассказу матери Анатолий. - Всеобщий любимец был Яша - по-настоящему ручной. И лучшего сторожа не сыщешь - никого во двор не пускал.
Пять диких поросят, выросших на подворье Мирошниковых, дали потомство, что считается невероятным для диких кабанов в условиях неволи. Кабан Васька стал не только отцом при домашнем содержании, но и «телезвездой» - попал в программу «Сам себе режиссёр». Мало-помалу лечебница превращалась в зверинец. Уже не только местная детвора приходила посмотреть на волчат, лис, оленя, лань, косулю, куни-цу - стали приезжать на экскурсию школьники из Армавира, Курганинска, Краснодара.
Особую популярность домашнему зоопарку принесла медведица Машка. Медвежьей сироткой с Николаем Валентиновичем расплатились в счёт долга. Такое уже бывало, что за раненую косулю Мирошниковы отдавали «дарителю» взамен телёночка, или просто выкупали подранка.
В согласии с природой и людьми жила семья счастливо. Но беда приходит всегда неожиданно. Анатолий попал в аварию. Год парень был прикован к постели. Только у сына здоровье пошло на поправку, в расцвете лет, едва разменяв шестой десяток, умирает отец. Накануне, как будто предупреждали, поднялись с озера лебеди, прозимовавшие здесь несколько лет, и покружив над двором, улетели… навстречу своей смерти.
Некоторое время Валентина Ивановна пыталась сохранять зоопарк полностью: и в память о муже, и чувствуя ответственность за прирученных животных. А проблемы копились. Сначала пришлось продать пони и других лошадей, чтобы оплатить очередную операцию сына, доучить в институте дочь. Потом откликнулась на предложение учёных передать в заповедник большую часть животных. Кормить их без мужа становилось всё труднее, а заповедник выделил миллион на строительство вольеров. Здесь давно не хватало питомника местной фауны, так что дар Валентины Мирошниковой пришёлся кстати.
Приездом корреспондента из Ростова Валентина Ивановна была смущена чрезвычайно:
- Да что вы, какой там зоопарк! Почти никого и не осталось, только десятилетняя медведица Машка и восьмилетний волк Серый. Это наши любимцы, с ними мы не смогли расстаться.
Специально Мирошниковы зверей никаким трюкам не учили, но во время кормёжки видно, как они понимают хозяев с полуслова. И Серый явно не забыл школу хороших манер яхтерьера Алисы - старой своей няньки, норной охотничьей собаки. Помнит он и то, как на поводке свободно ходил с Мирошниковым-младшим по посёлку. Хотя звериный нрав хищника, готового в любую минуту и к самозащите, и к нападению, остался в крови одомашненного волка.
На смену живому семейному зоопарку пришёл музей животных на подворье. Анатолий увлекся художественной таксидермией. Первые уроки преподал ему друг отца, потом он совершенствовал мастерство изготовления чучел животных и птиц на курсах. Какие-то охотничьи трофеи прописались здесь навсегда, найдя свое место под навесом двора, какие-то квартируют в мастерской временно, пока Анатолий выполняет заказ. Так что посмотреть у Мирошниковых и сегодня есть на что.
п.Псебай, Краснодарский край