В Ростов за опытом

Старообрядцам из Волгоградской области помогают донские аграрии

На прошедшей в марте выставке «Интерагромаш» одними из участников мероприятия, где обсуждались вопросы прямого посева, были фермеры из Волгоградской области. Трое мужчин с окладистыми бородами приехали в Ростов за знаниями, без которых далее двигаться невозможно. 

– Мы решили заняться ноутилом, надеемся в донской столице узнать об опыте других сельхозпроизводителей, поскольку в Волгограде такой площадки нет. Восхищаемся донским краем и количеством прогрессивных фермеров, которые идут в ногу со временем, – говорит житель города Фролово Александр Быков.

Вместе с Александром на выставку приехал его дядя Пётр Озернин и брат Георгий.

– Вы так отличаетесь от всех остальных, – говорю я волгоградским фермерам, отмечая длинную растительность на лице. – Старообрядцы?

– Да, старообрядцы, – кивает Пётр Озерин. – В нашем городке Фролово давно проживает старообрядческая община, насчитывает более 100 человек. Жёны тоже нашей веры, и храм у нас свой в городе имеется.

Старообрядцы всегда занимались натуральным хозяйством и жили в сельской местности или небольших городах. Фролово сложился из нескольких поселений. Рядом находится наша земля, где мы вот уже с 2011 года занимаемся производством подсолнечника, гороха, озимой и яровой пшеницы. 

К фермерству Пётр Фёдорович и два его племянника шли долго. Профильного образования не было, потому агрономическую науку познавали на собственном опыте.

– До фермерства я преподавал в школе технологию, даже издавал собственную газету, – говорит Озернин. – Но всегда хотел работать на земле. Начинали с того, что взяли землю в аренду. Потихоньку стали покупать технику в кредит. Не всё получалось, ведь у нас зона рискованного земледелия, климат несколько другой, чем в Ростовской области.

Тепло к волгоградцам приходит позже, чем в Ростовскую область, а вот жара такая же, как и у нас. Бывает, что лежит снег, а через неделю столбик термометра чуть ли не 30 градусов тепла показывает. Мало осадков, потому есть риск остаться без урожая. Именно эта причина подвигла фермеров перейти на ноутил.

Помню, как общалась с директором одного из крупных семеноводческих хозяйств юга Ростовской области, где также из-за засухи перешли на технологию прямого посева, при которой отказываются от пахоты и верхний слой почвы не рыхлится. И уже более 10 лет хозяйство работает по ноутилу, урожай озимой пшеницы – свыше 60 центнеров с гектара.

– Несколько лет назад мы чуть было не завязали с фермерством. Урожай небольшой, а большие кредиты отдавать нужно, – вспоминает Пётр Фёдорович. – Потом, когда общались с профессором из ДонГАУ Николаем Зеленским, поняли, что не нужно было сразу закупать вот такую дорогую суперсовременную технику и влезать в большие кредиты. Начинающие фермеры или берут в аренду, или приобретают бывшую в употреблении, а мы сразу вложились так, что еле потом рассчитались... При переходе на технологию прямого посева многое купленное пришлось продавать, поскольку ту же пахоту, к примеру, проводить уже не нужно.

По словам Петра Озернина, в донском крае они нашли замечательного консультанта, которому можно позвонить в любое время и получить дельный совет. Это известный учёный-агроном, профессор, доктор сельскохозяйственных наук Николай Зеленский. 

– Это наш крёстный отец, – в один голос говорят волгоградцы. – У себя мы не нашли таких специалистов, как в Ростовской области. Потому, когда нас приглашают на мероприятия, где можно получить знания, всегда откликаемся и непременно едем к вам.

Елена СЕМИБРАТОВА
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйствоОбщество
Газета: Газета Крестьянин