«Во всём мире крестьянин главный, а в России — крайний»
Федеральный съезд АККОР оставил фермерам надежду на выживание
16 и 17 февраля в Москве проходил XXXII съезд АККОР. Традиционное мероприятие в этом году приобрело особое значение: во-первых, переизбрали президента (им остался Владимир Плотников, занимающий должность с 2005 года). Во-вторых, и, пожалуй, это главное — беспрецедентные меры госрегулирования создали для всего АПК новую реальность. Как к ней адаптируются фермерские хозяйства — неясно пока и им самим. Ждать ли перерождения и рывка в развитии или, наоборот, сбудется «пророчество» президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского о том, что крупные агрохолдинги выживут, а мелкие хозяйства разорятся?
Первое, на что обратили внимание участники съезда, – это его тональность, абсолютно не соответствующая атмосфере надвигающейся катастрофы. Не было открытой вражды между фермерами и представителями власти, острых, отчаянных выступлений из разряда «крик души». А был действительно открытый диалог и разговор на равных.
На протяжении двух дней, от начала и до упора, на мероприятиях присутствовал исполняющий обязанности министра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов. Пожалуй, такого внимания со стороны аграрного ведомства никто из участников съезда не ожидал.
– За три десятка лет своего существования фермерское движение доказало свою состоятельность и способность преодолевать сложности. В прошлом году несмотря на пандемию малый агробизнес сохранил положительные темпы развития и показал прирост 4%. Фермерские хозяйства обеспечивают 1/3 сбора зерна и подсолнечника, и их доля в валовом сборе сельхозпродукции растёт и составила в 2020 году 14,3%, – открыл конференцию Джамбулат Хатуов. Он выразил уверенность, что у фермерства в России большое будущее и его роль в экономике будет возрастать.
Заслуги фермеров отметил и член Совета Федерации Егор Борисов. По его словам, благодаря поддержке крупного бизнеса Россия смогла занять лидирующие места на мировых рынках и обеспечить себе продовольственную безопасность. Но дальнейшее развитие аграрного сектора зависит от того, как будут чувствовать себя малые формы хозяйствования.
– Надо признать, что в фермерских хозяйствах сейчас нет атмосферы развития, которую мы все ждём. Поэтому пришло время для принятия таких политических и экономических решений, которые позволят более чётко представить ориентиры развития малых форм, – высказался Егор Борисов. Он считает, что пока государственные решения, направленные на регулирование рынков, только создают повышенные риски и сложности для фермеров. Таким решением, например, является введение системы «Меркурий», маркировки молочной продукции, НДС для фермерских хозяйств и многое другое.
Выступления фермеров из регионов обнажили самые болезненные вопросы, и для всех стало очевидно, что проблемы больше не носят регионального характера, а являются общими для всех. Значит, и решение у них должно быть одно. Так, Алексей Сальников из Новосибирской области сказал, что увеличение экспортных пошлин резко обрушило цены на сельхозпродукцию.
– Кто взял кредиты, теперь просто не понимает, как планировать свою работу, какие культуры и в каких объёмах производить, – сказал он. – Безусловно, регулирование цен — в интересах потребителей. Но важно видеть всю цепочку образования стоимости товара, чтобы понимать причину роста. Мы увидим тогда, что прибыль распределена неравномерно и производитель зерна получает не более 7% от реальной цены хлеба на полке. Это значит, что снижение отпускных цен методом административного регулирования губительно для отрасли и влечёт за собой разорение фермеров.
Сальников озвучил не своё мнение, а коллективную позицию аграриев Сибирского федерального округа, и звучит она так: если государство взялось регулировать цены, нужно делать это с разных сторон: снижать стоимость электроэнергии, газа, дизтоп-лива, возмещать фермерам потери при возникновении ЧС, субсидировать переработчиков – и делать всё это системно, а не единовременно.
Острым вопросом стал и рост цен на удобрения, металл, топливо, семена: «Если не сдерживать цены на ресурсы, а делать ставку на компенсацию расходов господдержкой, это не выход. Погектарка слишком мала и не решает проблемы. Государство даёт гранты, благодаря им появляются новые фермы, но при этом растёт и количество банкротов. Важнее сейчас поддерживать уже действующие хозяйства», – высказался Сальников.
Фермер из Ульяновской области Алексей Якушев поднял проблему вымирания сёл и предложил её решение: в регионе в этом году стартует программа поддержки многодетных фермеров.
– Семья фермеров, в которой рождается третий или четвёртый ребёнок, получает сертификат на покупку трактора. Это существенная поддержка для них и пример для остальных селян. Потому что, как ни крути, фермер сегодня – первый парень на селе, с него берут пример, – рассказал Якушев.
Также он предложил Хатуову поддержать на федеральном уровне идею развивать фермерские кружки на базе сельских школ, чтобы выпускники после окончания школы имели необходимую базу знаний для начала бизнеса: «Фермер должен не только уметь трактором управлять, но и разбираться в сельском хозяйстве, уметь реализовать продукцию».
Джамбулат Хатуов выслушал и поддержал все предложения, многие он брал «на карандаш», обещая разобраться более детально.
Своими впечатлениями о съезде и о том, какие проблемы являются сегодня ключевыми для фермеров Ростовской области, мы попросили поделиться Александра Родина.
– В указе президента о национальных целях до 2030 года обозначена главная цель — это демография. Именно эти показатели будут главными, по которым будет оцениваться работа региональных руководителей. Но одно дело — городское население и другое — сельское. Так вот, если говорить о сельском населении, за последние 10 лет оно сократилось на 1,3 млн человек. В Ростовской области — на 68 тысяч человек, вдумайтесь в это число: мы потеряли три сельских района! – рассказал Александр Родин. – Конечно, важно будет проанализировать, откуда взялись эти потери — посмотреть по населённым пунктам, найти причины и составить сводный план предложений — этим уже занимается АККОР.
По мнению Александра Родина, очень важно, что министерство предложило выработать АККОР такие предложения. Это поможет решить многолетние проблемы, например проблему с перегонами сельхозтехники по магистралям.
– Крестьяне должны стать полноправными хозяевами на своей территории — не они мешают другим ездить, а те, кто ездит, мешают крестьянам работать. Такова мировая практика: во всём мире крестьянин главный, а у нас — крайний. Это неправильно, – считает Александр Родин.
Важным достижением съезда он отметил то, что удалось обозначить позицию фермеров относительно принятия экспортных пошлин. Доход сельхозпроизводителей из-за этого сократился на 20%, значит, должны быть адекватные компенсации из бюджета: «Несвязанная поддержка сегодня составляет 100 руб./га, но этого слишком мало, она должна быть минимум в 10 раз больше».
Ещё один пакет предложений, который обсуждает АККОР, касается земельного законодательства: «Для Ростовской области это очень актуальный вопрос — доступ малого бизнеса к земле, – сообщил Родин. – Землю фермерам должны давать без аукционов, и цена должна быть ограничена, ведь это не простое имущество, а средство производства». Также АККОР может предложить ограничить допустимую площадь в собственности одного человека. «В соседнем регионе — на Кубани — есть случаи, когда полрайона принадлежит одному человеку, это дискриминация сельского населения. Земли должны быть признаны территорией поселений и должны использоваться только населением по двум направлениям — для расширения фермерских хозяйств или образования новых».
Владимир Плотников остался президентом АККОР
Пакет предложений будет разработан в течение двух недель, после чего АККОР направит его в ведомства согласно их компетенции. От того, с каким вниманием чиновники отнесутся к мнению фермерского сообщества, пожалуй, и зависит его будущее.
Инга Сысоева
фото пресс-службы АККОР