Проволока «пашет» не глубоко, но эффективно

Инновационный культиватор способен произвести революцию в почвообработке

Плодородие почва приобрела сама, без участия человека, используя азот воздуха, растения и влагу. Его создаёт симбиоз бактерий, червей и других почвенных жителей, окисляющих азот воздуха и перерабатывающих  останки умерших растений и животных.

Без растений почва мертва. В 1912 году академики Прянишников и Вильямс в попытке узнать, что же происходит с почвой, заложили столетний опыт — вечный пар. Начальное содержание гумуса — 1% – не изменилось ни через год, ни через 25, ни через 75 лет. В свою очередь зерноградский академик Иван Григорьевич Калиненко в течение 30 лет вносил на гектар пара ежегодно по 10 тонн навоза.

Постоянный контроль содержания гумуса показывал медленное падение его. 
Эти опыты однозначно подтвердили: без растений плодородие почвы не растёт. И чтобы поднять его, Вильямс предложил травопольный севооборот, действовавший в СССР до времён «реформатора» Лысенко. К возрождению травополья призвал и Калиненко. 

Мы привыкли к голым парам, а в Германии  в ноябре я видел только зелёные участки. Паров как таковых не было, они все были засеяны, в частности, горчицей. В США государство по договору с фермерами на пять лет засевает часть их земли травой, выплачивая 50% потерянной прибыли. А как ещё помочь почве восстанавливать плодородие?
На границе XVIII и XIX веков русский учёный-практик Иван Овсинский пришёл к выводу, что убивает плодородие и глубокая пахота, ежегодно переворачивающая плодородный слой. Тем самым нарушается устоявшийся природный механизм. Он призвал к обработке почвы на глубину 1,5 — 2 дюйма (4 — 5 см).

«...Мы объясняем образование росы в почве во время засухи тем, что тёплый, содержащий в себе водяные пары воздух охлаждается в более глубоких и более холодных слоях почвы и выделяет часть паров в виде росы, обогащая почву влагой. Так, например, если в полдень поверхность почвы нагревается в июле до 51 градуса, то циркулирующий там воздух может содержать около 97 граммов воды на
1 кубометр воздуха. Такой воздух, проникая глубже, например на глубину 5 сантиметров, охладится до 42 градусов и, следовательно, может содержать в себе только 60 граммов воды, а остальные 37 осаждаются в почве в виде росы.

Далее, на глубине 10-12 сантиметров воздух охладится ещё больше и образует новое количество росы. Но так как в рыхлой почве воздух обновляется беспрестанно, или под влиянием колебаний температуры, или под влиянием воды, которая вытесняет воздух из почвы, то при рациональной обработке в почве конденсируется такая масса воды, что при нашей двухдюймовой пахоте во время самой большой засухи под тонким, сухим слоем бывает грязь», – писал Овсинский в книге «Новая система земледелия».

Правоту автора я могу подтвердить собственным примером. В 1989 году на пару, обработанном нашим культиватором на глубину 5-6 сантиметров, почва под этим слоем лежала мокрая. Это сильно удивило агронома, приехавшего ознакомиться с нашим инновационным культиватором, тем более что рядом, через дорогу, пар, заложенный учёными ДЗНИСХ, был сухим на глубине 20-25 сантиметров. 

На разработку такого устройства меня натолкнула книга Н.А. Ветрова «Резание грунтов землеройными машинами», в которой автор поделился исследованиями процесса резания грунтов проволокой диаметром 3-10 сантиметров. Вывод был сногсшибательный: энергоёмкость в 8-10 раз ниже, чем резание острым ножом! Кстати, крестьяне подметили это давно: они сверлили отверстия в кончиках зубьев бороны и соединяли их тонкой проволокой, но дело не пошло — борона быстро забивалась пожнивными остатками.

Первый культиватор шириной шесть метров, весом 80 килограммов, в котором рабочим органом был 8-миллиметровый  стальной трос, подтвердил полную работоспособность орудия. Трактор МТЗ-50, на который был навешен культиватор, носился по полю на такой скорости, что водителю было трудно усидеть. Первый секретарь обкома КПСС Власов, присутствовавший на демонстрационном показе, поинтересовался: «А 24 метра шириной можете сделать?» Через месяц 24-метровый гидрофицированный культиватор был готов. Его показали на Дне поля в присутствии тысячи двухсот собравшихся руководителей и агрономов хозяйств области в сцепке с тем же МТЗ-50. Потом культиватор отправили на машинно-испытательную станцию в Зерноград, где он в сцепке с Т-150К обработал за смену 318 га паров. 

Но тогда я ещё не был знаком с теорией Овсинского, поэтому удивительный факт, о котором я написал в начале статьи, прошёл мимо. А в целом именно наше орудие прекрасно вписывается в систему земледелия Овсинского! Он жаловался, что приходится часто уничтожать сорняки, так как они, срезанные на этой глубине, сразу отрастают. Тросик же вырывает их с корнями.

Рабочий орган в виде тросика (проволоки) исполняет мечту каждого учёного-почвенника — он рыхлит верхний, самый богатый микроорганизмами слой, не переворачивая его, не измельчая в пыль, сохраняет комковатую структуру. И подошва не зализывается, сохраняя поры, доставляющие из глубины влагу.

А вот теперь глобальный вопрос: почему такое орудие оказалось никому не нужно?  

И прежде всего – государству, которое сегодня, имея мизерное количество подаваемых патентных заявок в год — в районе одной тысячи (у США, Китая, Японии, др. стран – по 50-130 тысяч заявок ежегодно!), не может строить инновационные заводы, почему оно не заинтересовано? Казалось бы, есть исследования, показывающие высочайшую эффективность процесса, есть теория, подтверждающая эту эффективность, есть несколько работающих, изготовленных кустарно, в условиях обычной мастерской, образцов, есть патенты… Что ещё нужно, чтобы инвесторы выстроились в очередь за возможностью вложить деньги в проект?  Где российские банки, не знающие, кому всучить кредиты, чтобы получить процент, которые могли бы вложиться в это производство? А самое главное – есть громадная потребность в этих изделиях, и не только в нашей стране.

Взять хотя бы одну  простую тяпку с миллиметровым тросиком в качестве рабочего органа — сколько таких игрушек купило бы население только в России? А по всему миру?

Или прошлогодняя засуха ещё никого не убедила в необходимости такого влаго-накапливающего изделия? И разве не заинтересован агробизнес  в снижении в разы себестоимости полевых работ? 

И почве, кормилице мира, надоели многотонные машины, утаптывающие, превращающие в пыль её природную структуру!  

Альберт Залетаев, изобретатель, конструктор, писатель   
п. Рассвет, Аксайский р-н, Ростовская обл.   
   

 

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин