Кто мутит воду в Чёрной речке?
В незаконных прудах по-прежнему плещется форель
– Сегодня 7 декабря, и никакой движухи нет, – печально говорит лабинский видеоблогер Алексей Гурский. Он идёт по берегу Чёрной речки, в очередной раз снимая на камеру окрестности.
Мы уже писали об этой истории – см. публикацию «Грязное дело на чистой речке» (№ 41, 7 октября этого года). Карен Асланян, предприниматель из станицы Чернореченской Лабинского района Кубани, перегородил плотиной речку Чёрную, чтобы устроить пруды для разведения форели. С этого момента чистейшая родниковая вода, которую привыкли пить станичники, ниже плотины покрылась островками грязной пены, стала мутной и приобрела запах рыбьего корма.
Прокурорские проверки показали, что ИП КФХ Асланян Е.Н. (формальный владелец — Елена Николаевна, жена Карена Асланяна) использует земельный участок с кадастровым номером 23:18:1404011:27 совершенно незаконно. Да и самого участка быть не должно: он «сформирован в нарушение ст. 102 ЗК РФ ввиду наличия на нём водного объекта – р. Чёрная». И вообще, как выяснили прокуратура и департамент имущественных отношений Краснодарского края, там нарушений земельного законодательства — вагон и маленькая тележка. Самое главное: для ведения личного подсобного хозяйства Асланянам отдали земельные участки, входящие в водоохранную зону реки Чёрной.
Местные жители были уверены, что после того, как прокуратура направила результаты проверок в краевое министерство природных ресурсов, Роспотребнадзор и другие инстанции, всё радикально изменится. Что Карена Асланяна обяжут ликвидировать форелевые пруды, непонятным образом возникшие посреди чистейшей родниковой реки, питавшей станицу с конца XIX века. По нашей просьбе Алексей Гурский приезжал сюда, чтобы узнавать новости и фиксировать происходящее на видео. Но ничего не происходило – кроме того что лето сменилось золотой осенью, а осень — ранней зимой. И, судя по последнему ролику, присланному Алексеем в редакцию «Крестьянина», всё осталось по-прежнему.
Воняет химией и рыбой
Вскоре после нашей публикации сарафанное радио станицы Чернореченской принесло радостную весть: якобы Асланяны получили предписание ликвидировать плотины с прудами и вернуть речке прежний вид.
– Все говорят, что он собирается съезжать, но что-то я этого не вижу, – рассказывает жительница станицы Чернореченской Елена Иордан. – Велели же ему убрать всё до 1 ноября. Но забор как стоял, так и стоит. И вагончик возле хаты, и баня тоже — хотя её велели убрать. За рыбой приезжают: несколько дней подряд отгружали форель в бочки. А вон и машина стоит — наверное, опять приехали, – камера выхватывает белый грузовичок, стоящий среди голых деревьев.
– На той неделе подружка звонила, жаловалась, у неё вода идёт — прямо чёрная. И воняет какой-то химией и рыбой. Он, видно, закачал в пруды чистую воду, а грязная пошла в речку. И у нас до этого вода была более-менее, а уже дня четыре идёт с какой-то примесью – рыбий корм, что ли?– продолжает Елена.
Она объясняет: на разных участках реки степень загрязнения разная. Кто-то из станичников даже исхитрился устроить водозабор выше асланяновской плотины и получает чистую воду. Но сама она предпочитает не ходить на «запретную» территорию: не хочет скандалов.
Напомним: как рассказывают местные жители, «хозяева речки» объявили берега Чёрной своими частными владениями и запретили там появляться. Неугомонный Гурский ещё летом нарвался на охранника: камера запечатлела, как тот кричал что-то про частное владение и замахивался на оператора.
«Мы не уполномочены»
Викторию Туркову, главу Ахметовского сельского поселения, куда входит станица Чернореченская, застать по городскому телефону не удалось.
– И не застанете, – сказали в администрации. – Конец года, сами понимаете... Она в Лабинске.
Но дали номер мобильного. Зачем — непонятно: на многочисленные звонки Виктория Сергеевна так и не ответила — ни в этот день, ни на следующий. Впрочем, свою позицию она обозначила ещё летом в ответе на жалобу Т.И. Самарской: «Администрация Ахметовского сельского поселения Лабинского района не уполномочена принимать меры административного воздействия к КФХ Асланян Е.Н.».
Правда, теми, кто уполномочен, разнообразных административных мер было принято уже немало.
«...Должностными лицами министерства природных ресурсов Краснодарского края в отношении ИП КФХ Асланян Е.Н. составлены протоколы об административных нарушениях по ст. 7.6 ч. 1, ст. 8.2 ч. 1, ст. 8.14 КоАП РФ...» — это Лабинская межрайонная прокуратура сообщает о результатах проверки. А вот департамент имущественных отношений Краснодарского края: «...В использовании указанных земельных участков усматриваются признаки нарушения требований земельного законодательства, в связи с чем в адрес Асланян Е.Н. направлено предостережение о недопустимости...»
Но протоколы составляются, предостережения направляются, а воз и ныне там. Так, кстати, традиционно озаглавливает свои ролики о чернореченских событиях Алексей Гурский. А все три участка, которые использует ИП КФХ Асланян Е.Н. и само существование которых прокуратура признала нарушением земельного законодательства, прекрасно себе числятся в базе Росреестра. В том числе и участок с кадастровым номером 23:18:1404011:27, сведения о котором Лабинский районный суд ещё в начале марта признал кадастровой ошибкой.
Защитник природы
– Мне ничего не известно о каких-то предписаниях, полученных Асланяном, – говорит Николай Матяш, депутат Совета Ахметовского сельского поселения и главный местный активист. – Я слышал об этом — но это просто разговоры. Никаких документов в последние два месяца я не получал.
Откуда же взялась новость о том, что злосчастные плотины и пруды подлежат ликвидации в двухнедельный срок? Николай Иванович не знает. Может, просто станичники приняли желаемое за действительное... Рассказывали даже, что Карен Асланян просил помощи в этом трудном деле у Матяша как у депутата.
– Да, он мне звонил, – подтверждает Николай Иванович, – но совсем по другому поводу.
История по-своему забавная: Асланян жаловался на одного из станичников, который тянул трубы от реки выше плотины – вероятно, он, как и другие, не хотел пить грязную воду, стекающую в речку из прудов. Для этого пришлось копать; ссыпавшаяся земля замутила воду, питающую форелевые пруды. И Карен Симонович неожиданно решил выступить в роли защитника природы: дескать, вы, Николай Иванович, за станичников заступаетесь, а они вон что творят...
– Я объяснил ему, что если он недоволен качеством воды, то ему следует обращаться в администрацию: там есть административная комиссия, – невозмутимо говорит депутат Матяш. – Или пусть напишет заявление на моё имя, а я передам его исполнительной власти. Но он не захотел идти таким путём, только всё жаловался на убытки и тяжёлую жизнь...
Чтобы в полной мере оценить юмор ситуации, можно почитать, например, уже приведённое выше письмо главы Ахметовского поселения Т.И. Самарской: там, в частности, сообщается, что администрация обратилась в Роспотребнадзор с просьбой взять пробы воды из реки, что состоялась выездная встреча по обследованию прудов, о результатах которой будет сообщено дополнительно...
– Мы ничего не можем узнать о результатах — с лета нам так ничего и не сообщили. Это просто отписка: даже сроки не названы. Я как раз сегодня написал об этом в письме главе поселения. Что делается в администрации — никто не знает, – возмущается Матяш. – Зато глава мне сообщает, что мы собираемся участвовать в конкурсе на лучший ТОС — это притом что у нас в станице территориальное общественное самоуправление прекратило своё существование в 2010 году.
Анна КОЛОБОВА
От редакции. Мы направили запрос заместителю межрайонного прокурора Лабинской межрайонной прокуратуры А.Б. Караулову — именно его подпись стоит под официальным письмом, присланным депутату Н.И. Матяшу 25.09.2020 по результатам проверки. Нас интересует: знает ли Алексей Борисович о том, что за два с лишним месяца ситуация в станице Чернореченской совершенно не изменилась?