С божьей помощью и господдержкой

Священник стал фермером, чтобы выращивать виноград и делать из него кагор

Уже несколько лет в храме Архангела Михаила в городе Михайловске 14 февраля проходит праздник весеннего обрезания виноградной лозы, посвящённый святому великомученику Трифону. Этот святой считается покровителем виноградарства и виноделия. Организатором праздника стал отец Игорь Подоситников, благочинный церквей Михайловского округа. Уже четвёртый год батюшка выращивает виноград, чтобы делать из него церковное вино – кагор. Познакомившись с отцом Игорем на последнем праздновании, я напросился посетить его фермерское хозяйство. И вот мы встретились.

Бабушкины уроки

– Детство моё прошло в Азербайджане, – рассказывает отец Игорь, – а бабушка моя, Мария Степановна, царствие ей небесное, была заслуженным виноградарем Азербайджанской ССР. Она работала на Шемахинском винно-коньячном заводе, её знали все виноградари и виноделы республики. На завод она меня не водила, а вот на плантации винограда часто брала. Объясняла, как нужно за ним ухаживать, какие особенности у каждого сорта. Я, может, глубоко тогда и не вникал, но её любовь, трепетное отношение к этой культуре не могли не зацепить детскую душу. Уже в зрелом возрасте всё это выплыло, и я тоже проникся любовью к винограду.

Дома, уже в Михайловске, куда семья переехала в 1990-е годы, у батюшки всегда рос виноград, но это было обычное подсобное хозяйство. Мысль заняться серьёзно виноградарством появилась благодаря основному занятию отца Игоря – служению в храме. Всем известно, что для некоторых церковных таинств используется красное вино – кагор. Есть и определённые критерии, определяющие, каким должно быть это вино, имеющее сакральный смысл и символизирующее собой кровь Христову. Оно должно быть красным, сладким, а главное – натуральным, из винограда и без каких-либо добавок. А где найти такое? В магазинах сейчас очень много некачественной винной продукции. Вот батюшка и решил делать своё вино, чтобы иметь стопроцентную гарантию его качества. Обратился за поддержкой к митрополиту Ставропольскому и Невинномысскому Кириллу, и владыка благословил отца Игоря на это благое дело.

Виноградник отца Игоря
 

Начинающий фермер

Одно дело – любить виноград и выращивать у себя дома с десяток кустов, совсем другое – в промышленном масштабе, пусть даже в рамках небольшого фермерского хозяйства. Стать фермером отцу Игорю посоветовали, когда он обратился за консультацией в «Ставропольвиноградплодопром». Эта организация курирует виноградарство, плодоводство и виноделие в крае, и, по моим наблюдениям, делает это весьма успешно и как-то по-человечески, без излишней чиновничьей заорганизованности. Здесь рады и крупному инвестору, и виноградарю-любителю, и виноделу-гаражнику. Батюшку тоже встретили доброжелательно.

– Мне объяснили, какую лучше землю взять в аренду или приобрести в собственность, какие сорта винограда лучше подойдут для производства кагора, а главное, растолковали, какую помощь можно получить от государства, если иметь официальный статус фермера, – рассказывает отец Игорь.

Начинающий фермер Подоситников приобрёл 15 гектаров земли в окрестностях хутора Кожевников недалеко от Михайловска. В 2017 году посадили лозу на пяти гектарах. Через год – ещё три, потом – ещё четыре. В резерве осталось шесть гектаров, которые в скором будущем будут тоже освоены. Начали с сорта Левокумский устойчивый. Он, может, не такой выдающийся по винным качествам, но стойкий к холодам, неприхотливый. К тому же он годится для производства из него виноградного спирта, без которого производство кагора, который является креплёным вином, невозможно. А последующие посадки – это уже более изысканные сорта: Саперави северный и Саперави грузинский. В этом году получили первые десять тонн винной ягоды.

– Как и обещали мне, наше фермерское хозяйство получило все необходимые компенсации, положенные начинающим виноградарям. В прошлом году, например, нам вернули сто процентов всех затрат. Представляете, какое это великое дело! Ведь полноценный урожай виноградник даст только на пятый год, а затраты на посадку, уход, ремонт в случае климатических потерь, таких как в этом году из-за засухи, весьма велики. Без господдержки, я бы никогда не осилил такой проект. 

Здесь душа моя ликует

Едем с отцом Игорем на его плантацию. Виноградник расположен на южном склоне холма. Это то, что нужно. Солнцелюбивая ягода легче перенесёт засуху, чем недостаток света и тепла. Земля на этом пригорочке бедная, песчано-глинистая. Неудивительно, что здесь уже 40 лет ничего не возделывали, попросту забросили этот клин. А для винограда это замечательное место, ему здесь комфортно. Первые пять гектаров, уже давшие урожай, смотрятся солидно: каждый кустик подвязан к бетонному столбику, вдоль рядов натянута проволока, чтоб лозе было за что зацепиться. Междурядья вспаханы. Как раз в этот день трактор дисковал ссохшуюся от засухи почву.

– Вот недавно купили технику, – не без – гордости сообщил отец Игорь, – а вон, видите, деревянные колышки, там уже всходы новые пошли. И за столбики, и за деревянную школку нам положена компенсация.
Я почувствовал какой-то особый дух на этом склоне, ощущение такое, что ты приобщился к чему-то древнему, какому-то первородному таинству.

– Меня это чувство тоже переполняет, – согласился со мной отец Игорь, –  особенно весной, когда цветёт лоза. Здесь такой дух! Красиво, хорошо, радостно! Душа ликует!

Такое вино – на радость!

На последнем празднике обрезания лозы я попробовал кагор, сделанный в хозяйстве Подоситникова. Поначалу хотел отказаться, так как всё сладкое мне противопоказано.

– Здесь нет ни грамма сахара, вся сладость – от винограда. Мы специально выдерживаем его до той стадии, когда ягода набирает максимальную сахаристость, – пояснил сын отца Игоря Иван.
Попробовал. И правда, сладость кагора Подоситниковых не раздражающе приторная, а какая-то приятная, благородная, что ли.

– Мы делаем кагор по старинным рецептам, – рассказывает отец Игорь. 

–Виноград перемалывается вместе с косточками. Нужно внимательно отслеживать  процесс брожения, упустишь нужный момент – потеряешь сахаристость. Потом сусло нагреваем до 50-60 градусов. Такая процедура придаёт кагору особый вкус. Многие современные технологии этот процесс игнорируют, но мы придерживаемся традиции. Никаких дрожжей и тем более серу в качестве консерванта не добавляем. Зачем? Природные дрожжи на самом винограде есть. Господь всё уже дал, не надо ничего выдумывать.

Оксид серы – это в промышленном виноделии необходимый компонент, без него вино может забродить при длительном хранении. Допускается по госту 250 миллиграммов серы на декалитр. А в кагоре отца Игоря, когда он отнёс вино на анализ, обнаружили всего 20 миллиграммов. Проверяющие сказали, что такого вина с советских времён не встречали. Чтобы свести к минимуму возможное окисление, Подоситниковы окунают горлышко каждой бутылки в раствор сургуча и воска. Так натуральная пробка (именно такая, а не пластиковая), которой запечатаны все бутылки, получает дополнительную герметичность.

– Хлеб и вино – это то, что Бог благословил на благо человеку. Не случайно после потопа первое, что увидел на суше Ной, – виноградная лоза. Вино веселит сердце человека, но не упивайтесь им, ибо в нём есть и блуд, – говорится в Писании. Давайте следовать этим заветам.

Сергей Иващенко
г. Михайловск,
Ставропольский край
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: РастениеводствоПерсона
Газета: Газета Крестьянин