Поэзия кухонной доски

Как поднять прикладное искусство до уровня высоких жанров

В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств открылась выставка «Творческая мастерская Александра и Ирины Безгиных».

Кухонная разделочная доска – что может быть банальней и прозаичней? Но если за дело возьмётся художник, то может получиться такая красота, что глаз не отвести! Именно такие кухонные доски, а ещё и вазы, и настенные часы, и многое другое делает мастер из Изобильного Александр Васильевич Безгин. А его дочь Ирина дополняет это замечательное собрание полезных и красивых предметов оригинальными абстрактными картинами, выполненными по технологии флюид-арт и резин-арт.

Эти интересные работы семьи Безгиных сейчас представлены на выставке в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств.

Как сказала на открытии выставки директор музея Зоя Белая, принципы отбора произведений искусства на выставки в музее достаточно консервативны: это живопись, графика, скульптура, то есть традиционные жанры. Но когда она увидела работы Безгиных, то решила нарушить устоявшиеся подходы, так как им удалось поднять прикладное искусство до уровня высоких жанров.

И что интересно, ни Александр Васильевич, ни Ирина Александровна не являются профессиональными художниками. Отец – профессиональный музыкант, педагог. Дочь – специалист в области информационных технологий. То, что они делают, для них хобби, занятие для услаждения души. 

Александр Васильевич 20 лет прожил в Черкесске, где окончил музыкальное училище и руководил оркестром народных инструментов, занимался аранжировками, потом вернулся на свою малую родину в Изобильный. Одно время работал управленцем, руководил Ставропольским театром кукол.

– А любовь к дереву у меня от отца. Он был столяром, делал оконные рамы, двери и мне привил любовь к этому ремеслу. В какой-то момент жизни я почувствовал, что то, чем я занимался – серьёзной музыкой, не всем близко, особенно молодёжи, и появилось желание искать другие пути к чувствам людей. Одно время я увлёкся кузнечным ремеслом, но потом почувствовал, что к дереву всё-таки душа лежит больше.

Через интернет узнал о такой технике, как сегментное точение, очень трудоёмкое, но дающее большие возможности для творчества дело. Вот постепенно осваиваю это направление, которое мне интересно и близко.

Вкратце сегментное точение можно охарактеризовать так. Это склеивание небольших кусочков древесины различных пород с последующей обработкой. Обрабатывать можно эти заготовки и на токарном станке, и другими способами. Так как каждая порода дерева имеет свою структуру и цветовые оттенки, мастер и создаёт различные орнаменты, которые и придают очарование изделиям.

На выставке представлено несколько разделочных досок работы Александра Васильевича. Напоминают небольшие мозаичные полотна. Только вместо смальты – кусочки древесины. Оттенки от чёрного до светло-бежевого. Никакой краской мастер не пользуется. Это естественная фактура древесины. Для сегментного точения подходят только твёрдые породы: дуб, бук, ясень, клён, орех. Очень интересной оказалась фактура у сирени, у тутовника, и мастер часто использует их.

– У меня дома древесиной забиты и чердак, и гараж, и сараи. Раньше ходил по соседям, спрашивал разрешения взять спиленные деревья, кусты сирени. Потом мне сами стали люди нести. Сейчас уже и девать некуда. Езжу периодически в соседний лес близ села Московского и там нахожу нужный мне материал. Конечно, ничего не рублю, беру то, что попало под санитарную рубку или повалено ветром. Особенно фактурно смотрятся спилы наростов на деревьях, так называемые капы и сувели, – поясняет тонкости Александр Васильевич.

– А вот эти чёрные кусочки – что за порода или это покрашено? – задаю дилетантский вопрос. 

– Нет, не покрашено. Это термообработка. 

– Сами делаете?

– Нет, это сложный технически процесс, требующий специального оборудования. Покупаю и по довольно высокой цене. Также покупаю и ценные породы древесины, которые у нас не растут.

– А по прямому назначению ваши чудо-доски использовать можно или они только для украшения интерьера?

– Можно. Они сделаны из твёрдых пород дерева, поэтому вполне выдерживают воздействия  ножей и воды.

Не знаю, найдётся ли охотник шинковать лук на такой доске? Лично у меня рука с ножом на такую красоту не поднимется.

Помимо разделочных досок на выставке представлены вазы различных размеров. Они так тщательно обработаны, что трудно представить, что состоят из кусочков древесины. Выглядят так,  будто вырезаны из поделочного камня.

На стене висят часы различных причудливых форм. Все показывают точное время.

Обратил я внимание на композицию, в основе которой спил сломанного или сгоревшего дерева, а на вершине обломка – цветочек.

– Это, можно сказать, биографический сюжет, – говорит Александр Васильевич. – Мы однажды путешествовали с супругой на машине по России как раз в тот год, когда было много лесных пожаров. Вот я и увидел на одном обгоревшем дереве живой цветочек. Видно, ветром нанесло земли на обгоревший ствол, в которой было семя или корешок. Оттуда и вырос цветок. Прекрасная иллюстрация силы жизни. Как не пропустить это через душу свою?!

Отличным дополнением к работам Александра Васильевича стали картины дочери Ирины, выполненные в современных абстрактных жанрах. Берётся, например, эпоксидная смола и льётся на поверхность будущей картины. Когда смола застынет, получаются интересные образы. Кажется, любой сумеет. Ан нет. У того, кто просто льёт, мазня выходит, а у того, кто восхищён красотой мира, – искусство!

Сергей Иващенко
Ставропольский край
Фото автора

 

Выразить свое отношение: 
Рубрика: ОбществоПерсона
Газета: Газета Крестьянин