«Твои птицы банкротят хозяйства»
Размышления по поводу удач в сохранении редких видов животных
В 2020 году исполнилось 30 лет государственному природному биосферному заповеднику «Чёрные земли», расположенному в Республике Калмыкия. Кроме степных экосистем он сохраняет острова озера Маныч-Гудило, где расположены места гнездования многих видов околоводных и водоплавающих птиц, в том числе внесённых в Красную книгу РФ.
Участок «Степной» заповедника лежит в зоне сухих степей и полупустынь в центре антропогенного опустынивания из-за перевыпаса скота. Нужно было сохранить места обитания сайгака, сохранить биоразнообразие и генофонд степных и полупустынных природных комплексов.
За время существования заповедника численность сайгаков выросла, и значительно. Сейчас их от 8 до 10 тысяч особей. Этот вид внесён в Красную книгу РФ как находящийся под угрозой исчезновения. Наметился перелом в динамике численности стада степных антилоп, нормализована их половозрастная структура. Дело в том, что в годы перестройки самцы сайгаков добывались браконьерами из-за рогов, имеющих высокую цену в странах Юго-Восточной Азии (в первую очередь в Китае) как популярное средство традиционной медицины.
Сегодня заповедник «Чёрные земли» стал привлекательным объектом для экологических туристов и природных фотографов. В местах постоянных концентраций сайгаков установлены скрадки, места в которых заранее бронируют фотографы и любители наблюдений за дикими животными.
Розовые и кудрявые пеликаны, колпицы, черноголовые хохотуны, чегравы, стрепеты, степные орлы, чёрные грифы и белоголовые сипы – вот неполный список видов птиц, внесённых в Красную книгу РФ.
Ещё один вид – степная кошка – стал обычным в степях Калмыкии. Статус этого вида пока не выяснен. Он стал обитателем калмыцких степей не более двадцати лет назад, проникнув из закаспийских пустынь, а сейчас встречается у самых границ Ростовской области.
Впечатляет рост численности розовых пеликанов: в 2019 году, по данным учётов, на островах заповедника и сопредельных территорий гнездилось не менее 1 000 пар этих громадных птиц.
Высокое биологическое разнообразие, рост численности охраняемых животных, сохранение полупустынных экосистем стали результатом напряжённой работы коллектива заповедника. А широкая пропаганда охраны степной природы, многочисленные публикации и эколого-просветительские мероприятия сделали заповедник известным на только в России, но и за её пределами.
В августе этого года мне удалось побывать в заповеднике с фотоаппаратом в руках. Несомненные успехи в сохранении животного мира Калмыкии вызывают размышления. Вокруг озера Маныч-Гудило сложилась, на мой взгляд, парадоксальная ситуация. С одной стороны, засушливый климатический цикл в течение ряда лет привёл к обмелению и пересыханию многих пресноводных водоёмов. Это не может не сказываться отрицательно на рыбных запасах и ведении прудового хозяйства.
С другой стороны, на охраняемых островах заповедников «Чёрные земли» и «Ростовский» идёт быстрый рост численности рыбоядных птиц. 1 000 пар розовых пеликанов, несколько сотен пар кудрявых пеликанов, около 10 тысяч пар больших бакланов, многочисленные цапли и другие рыбоядные птицы наносят существенный ущерб рыбному хозяйству нашего засушливого региона.
Налицо конфликт интересов, затрагивающих и нашу Ростовскую область. Тысяча пар гнездящихся пеликанов – это около 4-5 тысяч птиц к концу лета. Вся эта армада часто летает на кормёжку на пресноводные водоёмы Ростовской области. По моим подсчётам, без учёта этих «заграничных» пеликанов, пернатые ихтиофаги изымают из водоёмов области около 1 000 тонн рыбы ежегодно!
В практике сохранения редких видов животных принято в случае возникновения конфликтных ситуаций выплачивать хозяйствующим субъектам компенсации. Делается это во избежание так называемого «протестного браконьерства». Но компенсации в нашей стране получают лишь животноводы за потери, понесённые от хищничества уссурийского тигра. Никаких компенсаций рыбоводам, пострадавшим от птиц, не предусмотрено. В приватной беседе один из работников прудового рыбоводства рассказывал мне, что хозяевам проще незаконно отстреливать бакланов, цапель и других «вредителей», чем пытаться добиться решения вопроса в правовом поле.
Да и существует ли такое решение? По его словам, в реалиях нашей области прудовые хозяйства работают на грани рентабельности. «Затраты, откаты – еле сводим концы с концами. А тут ещё твои птицы. Да они просто банкротят хозяйства! Нам проще в случае чего заплатить штраф за незаконный отстрел, чем добиваться справедливости».
Наметившийся рост численности сайгаков тоже вызывает невесёлые думы. С того времени, когда численность этого ныне редкого вида составляла около 800 тысяч особей, ситуация значительно изменилась. Появились новые поля, огороженные электропастухами и стационарными заборами. Ёмкость угодий, доступных сайгакам, существенно сократилась. Люди старшего поколения помнят, как на крупных предприятиях Ростова-на-Дону в 60-е годы мобилизовывались группы для отстрела сайгаков в восточных районах Ростовской области. Для сохранения от вытаптывания посевов.
По данным зоологов, при благоприятных условиях численность сайгаков удваивается каждые два года. Простые расчёты показывают, что при сохранении такого темпа к 2030 году общее поголовье редкой сегодня антилопы достигнет не менее 200 – 250 тысяч особей. Есть ли место для такого количества животных в нынешней Калмыкии?
Вероятно, уже сейчас нужно выяснить возможную ёмкость угодий вида, и быть готовыми к регуляционным мероприятиям при её превышении. Вывод вида из Красной книги в условиях нашей инертной системы – дело не одного года. Ситуация же меняется стремительно и может вызвать массовое протестное браконьерство и дискредитацию идей охраны природы в глазах сельского населения.
Кто-то скажет, что сейчас преждевременно заботится о последствиях перенаселения степей редким видом. Но старая пословица гласит: «Готовь сани летом…»
Александр Липкович,
кандидат биологических наук
Фото автора