Пернатые архитекторы
Птицы по-разному подходят к решению квартирного вопроса
В мире птиц важную роль играет умение найти подходящее место для гнезда. Разные виды подходят к решению квартирного вопроса по-разному. Одни сами строят гнёзда, кто на земле, кто на деревьях или в различных укрытиях, другие предпочитают отнимать готовые постройки у их создателей. В Ростовском заповеднике и на сопредельных территориях можно встретить представителей различных направлений зоологической архитектуры.
Самые заметные среди наземных птиц – крупные хищники. Дневные и ночные. Филины – птицы сильные и способные постоять за безопасность потомства – гнездятся на земле. Собственно, гнездовой постройки не делают. Яйца и пуховые птенцы лежат в неглубокой ямке, вырытой родителями в грунте. Охотно заселяются естественные карнизы под обрывами берегов или карьеров. Но эти убежища используются недолго. Как только птенцы обретают способность к самостоятельным перемещениям, они покидают родное гнездо и устраивают собственные «лёжки», активно роя когтями степной грунт.
Сова у кладки
Орланы белохвосты – самые крупные хищные птицы нашего региона – строят большие гнёзда-платформы на высоких деревьях. И используют их по многу лет, каждый сезон достраивая и утяжеляя постройку. Известны случаи, когда под тяжестью многолетнего гнезда рушится старое дерево. Особенно если это большой тополь. Век тополя недолог, в среднем около 50 лет. Быстро развивается сердцевинная гниль, и могучее на вид дерево под напором ветра ломается и падает. Этому способствует массивная гнездовая постройка орланов, значительно увеличивающая парусность. Такой случай произошёл несколько лет назад с одним гнездом, за которым я наблюдал. Порыв весеннего ветра повалил дерево, и птенцы погибли, погребённые под обломками большого и тяжёлого гнезда.
У больших и сильных птиц часто появляются квартиранты. В гнёздах орланов, курганников и других хищников охотно селятся воробьи трёх видов: домовые, полевые и испанские. В результате постройка приобретает новые детали в виде встроенных среди крупных каркасных ветвей шарообразных гнёзд, сложенных из стеблей трав. В Астраханской области мне посчастливилось найти гнездо с подросшими птенцами орланов, в котором гнездилось не менее пяти пар домовых воробьёв и столько же пар обыкновенных скворцов. Царственного вида молодые орланы не обращали внимания на суету птичьей мелочи почти у своих ног.
Дятел и птенец
Мелкие соколы – пустельги, кобчики и чеглоки – занимают гнёзда ворон, сорок и грачей. В одном из гнёзд кобчика в охранной зоне заповедника образовалась целая гнездовая колония испанских воробьёв. Похоже, что, ещё не закончив первый гнездовой цикл, эти темпераментные птицы начали второй тур токового поведения. Яркие самцы самозабвенно токуют, запрокидывая головы на спины, раскрывая веером хвосты и распустив крылья. Самки в это время ещё деловито кормят птенцов в гнёздах.
Розовые скворцы гнездятся под крышами животноводческих кошар и других построек. На окраинах степных сёл в колониях этих птиц стоит нескончаемый гомон и крик. Птицы ссорятся с соседями, самцы истошно поют, пытаясь привлечь менее ярких подруг, а иногда ожесточённо сражаются не на жизнь, а на смерть. Интересно, что такие бои, в отличие от соседских скандалов, происходят в полном молчании. Один из самцов, свалив соперника на спину, наносит ему удары острым клювом. Но и его соперник в опрокинутом состоянии яростно защищается. Вероятно, в результате таких «боёв без правил» вблизи колоний часто находят мёртвых самцов с колотыми ранами.
Самые массовые певчие птицы степей – жаворонки. Их гнёзда представляют чашевидные сооружения из стеблей трав, втиснутые в углубления в почве. Это может быть след конского или коровьего копыта или ямка другого происхождения. Только выкормив первый выводок, жаворонки, как и воробьи, активно производят токовые демонстрации на просёлочных дорогах или других лишённых растительности участках.
В обрывах карьеров или берегов степных озёр и речек роют гнездовые норы, пожалуй, самые красивые птицы нашей фауны – золотистые щурки и сизоворонки. Ещё более плотные поселения образуют ласточки-береговушки. Эти мелкие птицы смело атакуют любого хищника, приближающегося к их колониям. По внешнему виду и скученности многоярусные колонии береговушек очень напоминают человеческие города.
Водоплавающие птицы строят гнёзда в зарослях тростника или на безлюдных островах больших озёр. Поганки сооружают плавучие гнёзда-плотики, в которых яйца бывают подтоплены. При сходе с гнезда самка старательно маскирует кладку, прикрывая её мокрыми стеблями рогоза и осоки. Эти птицы способны носить пуховых птенцов на собственных спинах.
Большие постройки, способные выдержать вес взрослого человека, возводят лебеди-шипуны. Цапли строят гнёзда среди стеблей тростника невысоко над водой. В других условиях гнездовые колонии цапель могут располагаться на деревьях, как это наблюдается в Цимлянском заказнике.
Самые многочисленные поселения создают большие бакланы. Крупнейшее поселение этого вида в Ростовской области, насчитывающее более пяти тысяч гнёзд, известно в Цимлянском заказнике.
Особую группу составляют птицы-дуплогнёздники. В перелесках и лесополосах они составляют значительную долю птичьего населения. Это – дятлы: большой пёстрый, сирийский, седой, вертишейка. В последние годы в Ростовской области всё чаще наблюдают зелёного дятла, а совсем недавно появился малый пёстрый. Дятлы «поставляют» гнездовые дупла для мухоловок, синиц, воробьёв, скворцов. В более крупных дуплах природного происхождения гнездятся удоды, совы-сплюшки, домовые сычи, сизоворонки.
Нередки случаи, когда дуплогнёздники выбирают для поселения не совсем обычные места: плафоны фонарных столбов, пустотелые опоры, брошенные людьми старые вёдра, автомобильные скаты или даже брошенный старый сапог. Как-то мне попалось гнездо большой синицы, устроенное в металлическом шкафу электрического рубильника.
Ежедневно над головами насиживающих птиц, а потом и выводка птенцов замыкались и размыкались контакты линии уличного освещения. Это не помешало синицам успешно вывести потомство.
Самые громоздкие и тяжёлые птицы нашего края – пеликаны – относятся к архитектурному творчеству по-разному: кудрявые пеликаны строят гнёзда, составляющие массивные постройки на безлюдных островах. Большая платформа, сложенная из сухих стеблей лебеды, используется много лет. Насиживающие птицы сидят буквально «бок о бок».
Кудрявый на гнезде
Их ближайшие родственники – розовые пеликаны – не обладают такой строительной активностью. Их гнёзда часто не имеют никакой постройки. Яйца и птенцы лежат открыто на грунте. При этом колонии могут насчитывать до 300 и более гнёзд. Так же гнездятся многие виды чаек и крачек.
Свой особый путь к созданию безопасного жилья избрали норные утки – пеганки и огари. Они гнездятся в норах, вырытых хищными млекопитающими: лисицами и корсаками.
В поисках подходящих нор эти утки могут далеко уходить от водоёмов. Как только птенцы вылупляются, взрослые идут с ними в небезопасное путешествие к ближайшему пруду. При этом риск во время перехода может почти нивелировать выгоды от норного гнездования.
Нередко маршруты птиц пересекают оживлённые автотрассы. В таких случаях жизнь выводков полностью зависит от осторожности и экологической культуры водителей. Так, на одной из асфальтированных дорог в охранной зоне заповедника движение было остановлено переходившим дорогу выводком из 11 птенцов в сопровождении двух самок-пеганок. Несколько машин терпеливо ожидали, пока многодетное семейство неспешно пересекало трассу.
В гнезде пеликана
Очень изящные гнёзда строит ремез – мелкая птица, населяющая берега озёр и рек с древесными посадками. Постройка, сотканная из тонких древесных материалов, напоминает рукавичку с летком-пальчиком, аккуратно прикреплённую к тонким веткам ивы или другого дерева, склонившего крону над водой.
Большинство птиц использует гнёзда исключительно для выведения потомства и после окончания периода размножения к ним не возвращается. Но есть и такие, кто пользуется одними и теми же постройками десятки лет. В горах Кавказа в районе Кисловодска зоологи обнаружили жилое гнездо филинов. Изучив скопившиеся пищевые остатки под гнездовой скалой, исследователи пришли к выводу, что ночные хищники гнездятся в этом месте более 300 лет! Понятно, что за это время сменилось не одно поколение птиц. Но и сегодня филины продолжают населять этот «родовой замок».
Александр ЛИПКОВИЧ,
замдиректора заповедника «Ростовский», канд. биол. наук
Фото автора