Гостеприимство донских пирамид
Саксофон на берегу хуторской речки, хамам и настоящая русская печь – хутор Самбуров развивает сельский туризм по-новому
Ещё каких-то пару лет назад на берегу реки Малый Калитвенец были непролазные заросли деревьев и мусорные кучи, а сегодня – возвышаются пирамиды, газон украшают резные фигуры, тропинки ведут к сооружению из камней наподобие всемирно известного Стоунхенджа.
Вся эта красота создана руками сельских и городских мастеров по инициативе руководителя агрофирмы «Респект» Геннадия Пискунова.
Геннадий Пискунов с говорящим вороном Каркушей
С хутором Самбуров связана вся жизнь ныне заслуженного работника сельского хозяйства – сюда, в колхоз «Рассвет», он пришёл работать ветврачом после окончания института и службы в армии. После перестройки устроился в коммерческую фирму, занимался снабжением сельхозпредприятий Каменского района. С 2005 по 2009 год строил и налаживал работу свинокомплексов «Русская свинина». А в 2010-м возглавил «Респект» (агрофирма стала правопреемником бывшего колхоза).
Король и шут с золотым кольцом
– К тому времени я уже хорошо знал современные технологии свиноводства, потому что много поездил по миру, изучил опыт лучших компаний. А от колхоза оставались пустые животноводческие помещения, решил оборудовать свинокомплекс, – вспоминает Геннадий Пискунов.
Сложной задачей стал поиск работников:
– Пришло на ум, как людей укоренить, все разбегаются из сёл, хуторов. К одному трактористу пришёл, хороший специалист, но водку пьёт. Сказал ему, хватит ерундой заниматься, пошли работать. А тот ответил: «Не пойду, наработался – от одной лесополосы до другой день, другой, пятый, двадцатый, месяц, год, второй, пятый. А под конец года мне говорят: Саша выпивал в свой день рождения, лишаем его зерна. Вот так вся жизнь прошла, что я в ней видел? Да лучше я водку буду пить, чем так жить». Врезалось мне это в память, я решил, что нужно делать что-то яркое для людей.
Геннадий Александрович во всём любит порядок и красоту. Дорогу помочь сельской администрации отремонтировать, навес в школе построить, забор пенсионерке покрасить – все к нему идут, и он не отказывает. Решили вот и на речке порядок навести, а когда расчистили, убрали мусор и валежник, сами удивились, какие места красивые.
В русской печиварят самые вкусные каши
– Родники забили, рыба, черепахи, раки появились, стали сюда люди на отдых приезжать, мы для них беседочки поставили, а потом идея пришла – парк красивый обустроить, – рассказывает Геннадий Пискунов.
Дальше — больше. Нужна изюминка в парке – построили пирамиду, а внутри – место свободное, чем его занимать? Сначала хотели как склад использовать, но идею подали друзья сына: ехали из Москвы, не могли найти свободных гостиниц, где переночевать летом. Значит, нужно делать номера.
Так в большой пирамиде появились номера, ресторан, бассейн с сауной и хамамом, бильярд. Построили и маленькие пирамиды – в них поместилось две комнаты со всеми удобствами. В качестве экзотики сделали и домик на дереве.
Уличное кафе обустроили в форме перевёрнутого баркаса. Теперь здесь на сцене в парке каждую субботу играет саксофонист. И кашу, суточные щи, поросёнка готовят в настоящей русской печи.
Вход на территорию парка бесплатный, у местных жителей появилось место для культурного отдыха. В планах агрофирмы – устроить небольшой зверинец, мини-ферму, чтобы и пользу туристам приносила: курочку-уточку свежую можно зажарить, будет и платная рыбалка.
Экопарк «Излучина» проработал уже год, и за это время у него появилось немало постоянных посетителей среди жителей Ростовской области и других регионов.
– В этом нам хорошо помогает сайт booking.com, нас находят в интернете, бронируют места, – рассказал Пискунов. По итогам года парк получил очень высокую оценку посетителей: 9,2 балла из 10.
– Если ехать из Москвы на море, мы находимся примерно на полпути, и от трассы недалеко – 15 км. Приезжают семьи с детьми – детям здесь нравится, а одна москвичка узнала, что я директор, подошла и говорит: «Спасибо вам за тишину». Кто-то особо кухню, повара хвалит, – говорит Геннадий Александрович.
Оформлением парка занимаются мастера по камню и дереву. Их изюминка в том, что они работают не с готовыми, промышленными материалами, а с природными. Буквально у каждой вещи в «Излучине» есть своё лицо и своя история.
В парке строят новые номера для туристов – настоящие землянки, но уютные и красивые
– Это коряги, которые мы из речки вытаскивали в сапогах-забродах: собрали в беседке все, похожие на птиц, например вот удод, – показывает Геннадий Пискунов. – А это дерево в посадке нашли, видно, механизатор ехал пьяный, борону погнул вокруг дерева, смотрите как глубоко врезался металл, через самую сердцевину прошёл!
Особое отношение у руководителя к Стоунхенджу: инсталляции сделаны не из простых камней, а из бывших жерновов для вымолота зерна на току и для размола муки.
– Мы собирали их во многих хуторах в округе: Илюхин, Исаев, Юров, Груцинов, Забулдыгин, Самбуров, Орешкин. Это камни-труженики, камни-кормильцы. Можно сказать, не молотили бы они муку, не было бы и нас, ныне живущих. Исторически это важно: это связь поколений через энергию камней, накопленную многолетним праведным трудом, – говорит Геннадий Пискунов.
Это надо видеть! Впечатление от посещения парка – как будто интересный фильм посмотрел: каждая деталь в интерьере как будто улыбается, радуясь твоему узнаванию. И нет здесь случайных, ненужных вещей: люстры в кафе сделаны из перевёрнутых чанов, которые когда-то использовались в совхозной столовой, бывший молокопровод со светодиодными лентами украшает потолок, штукатурка на стенах крепит настоящие колосья и сухую пижму, а на входе в ресторан вдоль стены протянуты белёные ветки краснотала. Всё хочется разглядывать, трогать руками, и дышится в таком помещении приятно, Геннадий Александрович называет это «живой дух».
Многое из предметов декора он подбирал самостоятельно, и видно, что сделано это со вниманием, как говорится, с душой. Геннадий Пискунов и на производстве такой. Пока промышленные гиганты делают ставку на себестоимость и объёмы продукции, он главным качеством продуктов называет «вкус» и старается, чтобы, прежде всего, людям нравилось. А для этого нужно и животным на ферме создавать хорошие условия, кормить сбалансированно – давать все витамины, ферменты, микроэлементы.
Агрофирма «Респект» обрабатывает семь тысяч гектаров земли, сами выращивают корма, маточное поголовье насчитывает 7,5 тысячи свиней. Сделали свою переработку, в следующем году планируют открыть магазины в Ростове, будут продавать не только мясо, но и полуфабрикаты. И хотя конкуренция с крупными комплексами очень велика, а покупательная способность из-за кризиса снизилась, руководитель предприятия убеждён, что высокое качество поможет ему удерживать позиции на рынке.
Инсталяции из камней-жернов передают связь поколений
После двухчасовой экскурсии по парку и изысканного обеда с его основателем спрашиваю Геннадия Александровича: изменилась ли жизнь хуторян после открытия местной достопримечательности? Что бы сейчас сказал ему тот тракторист? Руководитель затруднился предположить, но согласился, что перемены, конечно же, есть: люди аккуратнее свои дворы содержат, порядок поддерживают. Вон, недавно люк на улице кто-то украл, так жители собрали деньги, новый положили. И на предприятии сейчас с кадрами проблемы нет: специалисты из города приезжают, остаются жить. Средняя зарплата здесь не хуже, чем в городе: 27 тысяч рублей.
Видя такое настроение у людей, а может, почувствовав перспективу развития сельского туризма, и районные власти работают: ремонтируют дорогу к хутору. Значит, будет порядок и за пределами хутора, до самой стелы с надписью: «Респект, Самбуров». Название у агрофирмы говорящее: «респект» по-английски значит «уважение». Когда ты относишься к другим с уважением, то и тебе отвечают тем же.
Инга Сысоева
Каменский р-н, Ростовская обл.
Фото автора