Завод без реформы
Жители Кировской протестуют против строительства экокомплекса у себя в станице
Новость о строительстве мусороперерабатывающего завода ошарашила станичников в середине апреля. Кировчане были уверены: мусорная реформа их не коснётся, ведь Кагальницкий район охвачен межмуниципальным комплексом в Азовском районе. Однако позже выяснилось, что запланированное строительство к реформе не имеет никакого отношения.
Поставили перед фактом
Жителей станицы Кировской с самого начала не устроила идея строительства у них мусороперерабатывающего предприятия. Ещё больше им не понравилось, что местная власть совместно с батайской компанией ООО «Донэкопром», которая всё это и затеяла, просто поставила их перед фактом. На информационной встрече 18 апреля жителям рассказали о том, что участок размером 1,5 га оказался в аренде «Донэкопрома» и теперь там будет «Экокомплекс по обращению с отходами производства и потребления, с объектом размещения отходов 4-5-го класса опасности».
Директор по развитию «Донэкопрома» Дмитрий Афонин и глава Кагальницкого района Игорь Грибов в течение нескольких часов рассказывали жителям о том, какое хорошее предприятие появится на территории станицы. Заверяли, что всевозможные изыскания, связанные с экологической безопасностью, уже проведены и никакого вреда окружающей среде комплекс принести в принципе не может. Ещё они напомнили, что пока не будет всех положительных заключений по всем государственным экспертизам, строительство не начнут.
– Мы к мусорной реформе не имеем никакого отношения, как и к коммунально-социальным отходам, – заявил на встрече Афонин. – Мы планируем ввозить сельскохозяйственные и строительные отходы, отходы землеройных работ, в том числе полимеры, покрышки, масла. Моторные масла, собственно, самые опасные отходы, с которыми мы будем иметь дело.
О том, что комплекс не связан с реформой, заявил и министр ЖКХ Ростовской области Андрей Майер на встрече с региональными операторами по вопросам обращения с ТКО 26 апреля.
– Да, действительно, есть инвестор, который собирается строить завод по переработке строительных и промышленных отходов. С региональным оператором это никто не прорабатывал, это другой вид отходов. Мы позанимаемся этим вопросом, но это не совсем полномочия министерства.
Почему же недовольны жители? Один из старожилов станицы напомнил, что 200 дней в году в сторону населённого пункта дует восточный ветер, и выбросы с предприятия будут лететь прямо в дома кировчан.
В течение следующей недели информация распространилась по всей станице и вылилась в молчаливый протест. На задних стёклах почти каждого легкового автомобиля, на кузовах «Газелей», на автобусных остановках, на фонарных столбах появились плакаты с недвусмысленным посланием к главе: «Грибов И.В., мы против строительства завода по переработке мусора и размещения полигона по захоронению опасных отходов на территории станицы Кировской Кагальницкого района Ростовской области. Оставьте здоровье нам и нашим детям!» Пасхальным утром кто-то даже не поленился обклеить этими плакатами забор самого главы, проживающего в станице. У входа на сельское кладбище активные жители растянули баннер с аналогичным посланием.
Компания без истории
Земля, которую отдали в аренду «Донэкопрому», когда-то принадлежала животноводческому совхозу «Ростовский». По словам местного атамана Андрея Гунина, много лет проработавшего ветеринаром в «Ростовском», на этом участке земли с советских времён осталась куча скотомогильников. Это одна из причин, по которой строительство там промышленных объектов может обернуться катастрофой. Сейчас там на площади 10,8 га поля и луга. Однако согласно публичной кадастровой карте участок уже переведён из категории земель сельхозназначения в категорию земель промышленности. Ближайший к границе участка дом находится на расстоянии всего лишь 650 м.
Атаман Андрей Гунин одним из первых подписал петицию на имя губернатора
К слову, «Донэкопром» получил в аренду на пять лет этот участок земли ещё в июле, хотя о планируемом там строительстве местные жители узнали только в апреле. Первый же шаг аукциона стал для предприятия успешным. Такую молниеносную победу можно объяснить только фантастической удачей «Донэкопрома».
Биография предприятия, кстати, не менее интересна. 26 марта 2018 года «коммерческая микроорганизация с численностью сотрудников менее 15 человек» начинает своё существование, а менее чем через полгода легко получает в аренду крупный участок земли под строительство предприятия. Основной вид деятельности компании – обработка и утилизация неопасных отходов. Директором предприятия значится Любовь Борисовна Пузикова 1947 года рождения. Жители её, к слову, в глаза не видели. Согласно ЕГРЮЛ, единственная связанная с директором Пузиковой компания, кроме «Донэкопрома», прекратила свою деятельность в 2008 году. Помимо Пузиковой совладельцами являются Анастасия Чолохян и Ольга Тимошенко. О них известно ещё меньше. Обе они имеют отношение только к «Донэкопрому», а начало деятельности Чолохян совпадает с началом деятельности компании. О финансовой устойчивости компании неизвестно буквально ничего. Любая отчётность по ним в открытых источниках отсутствует. На сайте самой компании нет ничего, кроме адреса, телефона и красивых картинок.
На виду только два сотрудника компании – директор по развитию Дмитрий Афонин и исполнительный директор Максим Коваль. Афонин параллельно с «Донэкопромом» работает на ещё одну увлечённую экологией компанию – «Эко-спас Батайск». В отличие от «Донэкопрома», «Эко-спас Батайск» – фирма достаточно известная. Много лет она занимается сбором и утилизацией отходов, выигрывает госконтракты, имеет многомиллионную выручку. Именно с этой компанией небезосновательно связывают «Донэкопром». Об этом свидетельствуют многочисленные упоминания «Эко-спаса» в проектной документации будущего завода. В частности, батайская компания планирует заниматься переработкой вторичных материальных ресурсов и приёмом отходов третьего и четвёртого классов опасности. Также предприятие дало согласие на временное размещение грунта. Для этого у них даже есть свободная территория площадью 1,7 га, следует из письма гендиректора «Донэкопрома» Любови Пузиковой. К слову, из этих же документов становится ясно, что на переработку пойдут отходы не только четвёртого и пятого классов, но и первого, второго и третьего. Правда, этот факт инвесторы не афишируют, ведь даже в названии проекта говорится только о самых низких классах опасности.
«На проектируемом экокомплексе в период эксплуатации ориентировочно будут образовываться 35 видов отходов в количестве 4752,539 т/год, из которых: первого класса опасности –
1 (0,017 т/год); второго класса опасности – 1 (0,885 т/год); третьего класса опасности – 9 (8,698 т/год); четвёртого класса опасности – 18 (4726,840 т/год); пятого класса опасности – 6 (16,099 т/год)» – говорится в проектной документации.
Полтора часа протеста
Плакатами местную власть пронять не удалось, и кировчане устроили пикет под зданием районной администрации уже в станице Кагальницкой.
И так почти на каждой машине
– Мы не выкрикиваем лозунги, не ведёмся на провокации, если таковые будут, действуем исключительно в правовом поле, – наставляет людей перед пикетом лидер местных активистов Александр Оганьян. – У нас есть полтора часа, чтобы выразить своё недовольство и надеяться, что нас услышат.
К девяти часам жители растянули флаги и баннеры у входа в администрацию. Из окон показались несколько удивлённых лиц. Полицейские распределились по своим постам и время от времени поглядывали на присутствующих.
– Вреда от этого предприятия будет больше, чем пользы, – уверена местная жительница Наталья Шамаева. – Почему выбрана наша станица – непонятно. Здесь не сосредоточены промышленные предприятия, отходы которых планируется перерабатывать на этом заводе. Это очень опасное производство – с выбросами в атмосферу и первого, и пятого класса опасности. Отходы планируют свозить чуть ли не со всей области. Почему нельзя было разместить объект в промышленной зоне?
Поддержать протестующих пришли коммунисты и местные казаки во главе с атаманом Кировской Андреем Гуниным. Помимо должности в казачьем обществе Гунин является ещё и депутатом Кировского сельского поселения. По его мнению, проект мусороперерабатывающего предприятия скрывался властями до последнего.
– Всё делалось втихаря, – возмутился атаман. – Этот вопрос никогда не поднимался ни на одном из собраний, а я был практически на всех. С казачеством тоже никто ничего не обсуждал. Мы пришли сюда выразить свою гражданскую позицию.
Жители Кировской действуют по принципу: «Критикуешь – предлагай». Грибов говорит, что поступления в бюджет от завода составят 600 000 рублей в год. Жители готовы скинуться по сто рублей с каждого, чтобы восполнить эту сумму. «Донэкопром» обещает 50 рабочих мест, а жители предлагают вместо мусороперерабатывающего предприятия построить завод по производству травяной муки, деятельность которого будет пользоваться спросом в нашем аграрном регионе. Кстати, уже даже есть потенциальный инвестор.
Мимо протестующих вдруг пронёсся директор по развитию Дмитрий Афонин, бросив на ходу: «Я тороплюсь в администрацию». К слову, главы района Грибова в этот день на рабочем месте не оказалось. Вахтёр рассказала, что он уехал в правительство на совещание. Зато на входе удалось встретить его первого заместителя Вадима Сидорова. У жителей и журналистов состоялся следующий диалог с чиновником.
К началу слушаний свободных мест в зале не осталось
– Что думает власть о предстоящем строительстве предприятия?
– Власть выступает за развитие бизнеса и реформы ЖКХ. Мы говорим «нет» мусору.
– Если будут предложения лучше, вы готовы их рассмотреть?
– Не вопрос, седьмого мая будут проходить публичные слушания, где инвестор будет отвечать на все вопросы.
– Разве опасения людей безосновательны?
– Проектная документация доступна всем, люди могут получить ответы на вопросы. Никто не предъявил конкретного обоснования, почему это опасно, всё только на словах.
– Вы изучали проектную документацию?
– Проектную документацию изучают специалисты, я, к сожалению, не специалист. Но, насколько я ведаю, всё в пределах закона.
– А вы знаете, что Кагальницкого района нет в реформе?
– Вы считаете, там по территориям расписано? Реформа идёт по всей России. То, что где-то там будет завод, нигде не пишут. В реформе не пишут про каждого отдельно.
– Министр ЖКХ Майер отрицает, что завод в Кировской имеет отношение к мусорной реформе. Как вы это прокомментируете?
– Никак.
– То есть вас не смущает, что министр ЖКХ не знает о строительстве завода?
– А зачем ему знать? Не провоцируйте меня на неправильные ответы.
После этого господин Сидоров направился в здание, а протестующие принесли на площадь стол, стул, кипу бумаг и объявили сбор подписей против строительства «экокомплекса». На момент выхода номера газеты под петицией на имя донского губернатора подписалось более трёх тысяч человек.
Публичные выслушивания
Общественные слушания по вопросу строительства предприятия состоялись 7 мая. За час до начала мероприятия на площади перед кировским ДК собралось не меньше тысячи человек. Местные власти и «Донэкопром» поставили на улице ларьки с выпечкой и лимонадами и игры для детей. По площади бегали ряженые «фиксики», веселили детвору.
Взрослым же было не до смеха.
За день до слушаний «Донэкопром» провёл разъяснительную работу – в своих почтовых ящиках жители обнаружили листовки с ответами на часто задаваемые вопросы. Из текста следовало, что проектные 180 тысяч тонн мусора в год обещают уменьшить до 120. Грамотная переработка и размещение не опасны для людей, утверждали авторы. Запугивания людей экологической катастрофой назывались подменой понятий. Убеждали во всё том же экономическом эффекте в виде 50 рабочих мест и поступлений в бюджет. «Современная технология переработки промышленных отходов угрожает окружающей среде не больше, чем цех, где шьют обувь, или завод, на котором обжигают кирпич, – говорилось в сообщении.
– Мы проходим такое количество экспертиз, проверок на соблюдение нормативных актов, какое и не снилось ни одному предприятию».
Слушания должны были начаться в 16:15, но задержались на 45 минут. Причиной тому послужила давка у стойки регистрации. К пяти часам зал практически был забит. Все 400 сидячих мест были заняты. Ещё около ста человек стояли у входов в зал. Полиция с трудом справлялась с наплывом желающих поприсутствовать. Нескольким пенсионеркам стало плохо от духоты в фойе: их пришлось откачивать. Чтобы послушать обсуждение смогли все, на улицу вынесли экран и организовали трансляцию. Количество оставшихся на воздухе примерно совпадало с количеством попавших на слушания.
Первым слово взял директор по развитию Дмитрий Афонин, который в очередной раз рассказал о плюсах предприятия и новых технологических решениях и ответил на часто задаваемые вопросы. Кроме того, он объяснил, что проверкой деятельности «Донэкопрома» будут заниматься не только надзорные органы, но и ведущие экспертные организации федерального уровня. Свою связь с ООО «Эко-спас Батайск» Афонин подтвердил, отметив, что по закону имеет право работать на две организации, в случае если работодатель не имеет возражений. По его словам, заключение об отсутствии на территории участка скотомогильников ими уже тоже получено. Что касается сточных вод на участке, проектом предусмотрена водозащитная зона по всему периметру комплекса. Вторила ему руководитель отдела «Деятельность по обращению с отходами» ООО «Дон-Инк» Татьяна Момотова, уверяя жителей в экологической безопасности будущего комплекса. Эта испытательная лаборатория занималась проверкой экологической безопасности проекта «Донэкопрома».
– «Донэкопром» будет регулярно проводить мониторинг по оценке воздействия предприятия на окружающую среду, в том числе загрязнения атмосферы с привлечением аккредитованных лабораторий, – отметила сотрудница ООО «Дон-Инк». – С одной из профильных организаций уже проведены предварительные переговоры. С учётом ужесточающихся требований экологического законодательства, само предприятие будет заинтересовано в их соблюдении.
Выступления жителей в большинстве своём сводились к протесту против строительства завода.
Когда лидер протеста Александр Оганьян попросил поднять руки тех, кто не хочет, чтоб «Донэкопром» строил своё предприятие в Кировской, в зале не осталось никого, кто не поднял бы руки.
– Я вас уверяю: пройдёт год-два и люди скажут спасибо за этот завод, – заявил глава района. – К сожалению, я вас пока не убедил в том, что это строительство отвечает интересам большинства граждан. Кстати, вчера я написал на администрацию заявление в прокуратуру с просьбой проверить в том числе мои действия на предмет противоправности.
Несколько жительниц обрушились на президиум с критикой проектной документации. Выяснилось, что те тома, с которыми людям удалось ознакомиться, – всего лишь три из восьми.
Но даже в них они обнаружили, что «Донэкопром» собирается использовать для рекультивации бактерии и препараты, действие которых не изучено, и чем оно может обернуться для экологии – неизвестно. Обнаружили и несколько превышений предельно допустимых концентраций и иных значений. Кроме того, жители усмотрели несостыковки в объёмах планируемого к переработке мусора. По их мнению, они не сопоставимы с заявленной мощностью предприятия. На все эти замечания Дмитрий Афонин отвечал благодарностью и обещал непременно исправить проект, ведь, пропустив эти моменты, можно не пройти экспертизу.
– Смирнов! – громко сказала секретарь заседания, вызывавшая людей, желающих задать вопрос. Микрофон оказался в руках худого мужчины.
– Дмитрий, поднимите глаза. Вы меня узнаёте? – обратился он к Афонину.
– Конечно. Вы бывший сотрудник «Эко-спас Батайск».
– В своё время я занимался утилизацией отходов, в частности переработкой полимеров, – обратился мужчина к залу. – Я вижу глубокую аффилированность структуры «Эко-спас Батайск» и «Донэкопрома». Очевидно, что «Донэкопром» – это всего лишь вновь созданное предприятие для целей «Эко-спаса». Я проработал там более пяти лет и могу говорить о повсеместном постоянном нарушении экологических норм данным предприятием. Господа, мы приведём свою землю к смерти, если позволим воплотить в реальность то, что нам навязывают.
Глеб ГОЛОД
Кагальницкий р-н,
Ростовская обл.
Фото автора