Куклы-валяшки
Мастерица создаёт из шерсти интересные поделки
Когда мне рассказали, что жительница посёлка Солнечнодольск Ольга Каюкова делает игрушки из шерсти, я представил этот процесс как вязание с последующим надеванием того, что получилось, на каркас или какую-то мягкую основу. Но то, что показала мне Ольга Сергеевна, абсолютно не соответствовало моим предположениям.
– Я ничего не вяжу, не клею, а валяю при помощи одной иголочки с засечкой. Такая методика называется фелтингом, или сухим валянием. Уже три года как я увлеклась этим делом. Мне очень нравится, нахожу в этом отдохновение от жизненных передряг и бытовой скуки.
Жизнь не баловала
Попросил свою собеседницу немного рассказать о себе, чтоб завязалась беседа. Мне не раз приходилось рассказывать об увлечениях людей, и почти всегда через хобби раскрывался образ человека, зачастую с непростой судьбой.
Не баловала жизнь и Ольгу Сергеевну. У неё есть взрослая дочь Арина, которая живёт с мамой. Как я понял, Ольга растила дочку в основном одна. Увы, таких женских судеб в нашем отечестве миллионы.
Семья жила в Узбекской ССР в городе химиков Навои. Там на большом химическом комбинате Ольга работала инженером-химиком. Жили не тужили, пока не грянули потрясения 1990-х. Пришлось чуть ли не бежать из некогда гостеприимной и хлебосольной республики. Перебрались с родителями на Ставрополье. Они осели в станице Рождественской, а Ольга пыталась найти хоть какую-то работу в Ставрополе, Рыздвяном, Изобильном. О работе по специальности и речи не шло, хоть бы где-то зацепиться. Дала объявление в газету, что готова досматривать пожилых людей. Так её пригласила в Солнечнодольск одна бабушка, которая, правда, в уходе не нуждалась, просто скучно было жить одной.
– Мне так понравился этот посёлочек на берегу Новотроицкого водохранилища, что я здесь и осталась, – рассказывает Ольга Сергеевна. – Жили на съёмных квартирах, работала и в детском саду, и в магазине, и страховым агентом. Наконец-то удалось получить вот эту квартирку в бывшем общежитии. Сделали ремонт по мере сил и средств, стараемся создать здесь уют. Теперь меня сократили на работе в магазине, так как я давно пенсионерка по стажу на особо вредном производстве. Теперь много свободного времени, хоть и подрабатываю периодически. Вот и нашла себе увлечение – фелтинг. Я в интернете увидела собачку, выполненную в этой технике. Так понравилась, что решила и сама похожую сделать. Теперь вот остановиться не могу.
Одной иголочкой
Беру в руки ту первую собачку, что сделала Ольга Сергеевна. Плотненькая и вместе с тем мягкая и тёплая, как любое изделие из шерсти.
– Внутри ничего нет, кроме шерсти. Вот видите, иголочка с засечкой. Вот таким нехитрым инструментом всё делается. Покупаю шерсть в магазине для рукоделия. Беру комочек и уплотняю его иголочкой, туда-сюда, туда-сюда. Волокна шерстяные переплетаются между собой, это и есть процесс сваливания. Можно таким образом любую форму комочку придать.
Хоть туловище животного, хоть человеческую физиономию свалять. Руки, ноги, лапы тоже прикрепляются к туловищу методом валяния. Правда, можно и каркас из проволоки для них сделать, чтобы подвижность конечностям придать. Глазки, конечно, не из шерсти, их покупаю готовые в магазине. А вот зубки, язычок, кончик носика делаю из полимерной глины. В интернете люди выкладывают свои творения. Так там есть такие шедевры! Я пока так не могу, думаю, что я твёрдый середнячок.
Кот Серёга и другие
На полочке стоят творения Ольги Сергеевны, их десятка два. Многое из того, что сделала мастерица за три года, она подарила знакомым, кое-что и продала. На одну игрушку уходит от нескольких дней до двух месяцев. Всё зависит от сложности и размера поделки.
Обращаю внимание на оранжевого кота, залихватски облокотившегося на сундучок. На пузе у него написано: «Серёга». Явный прохиндей, готовый стащить всё, что плохо лежит на кухне.
– Я много смотрела фотографий животных, как живых, так и игрушечных, чтобы понять, как передать выражение их мордочек. С опытом поняла, что главное – это веки и глаза. Придавая векам разную толщину, можно формировать настроение. Глаза расположил уже-шире, выше-ниже – тоже придал настроение: то ли грусть, то ли весёлость, то ли лукавство.
Смотрю на шерстяную мышку, которая висит на верёвочке. Сразу вспомнилось: «Мышь в холодильнике повесилась». Как говорит мастерица, сия «скульптура» для холодильника и сделана по заказу одних её знакомых. Повесилась-то повесилась, но несильно. Хвостик так скручен хитро и мордочка набок свёрнута, словно «повешенная» сама собой любуется.
Если кот Серёга хамоват, то кошечка с длинной шёрсткой – нежная и милая, которую так и хочется погладить. Это одна из последних работ Ольги Сергеевны и пока одна из любимых.
– Когда работаю, то привязываюсь к своим героям, прямо люблю их. Это огромное удовольствие – испытывать такие чувства, это, видимо, и есть вдохновение. Потом, когда пройдёт немного времени, начинаю видеть недостатки, хочется что-то поправить, изменить. Но опыт говорит, что делать этого не стоит. Лучше уж заново делать. Я одну кошечку так переделывала, переделывала, и получилось, как говорят художники, затянутое произведение. Что-то из него ушло главное. Правда, на выставке умельцев района, где я периодически участвую, одна женщина просто влюбилась в эту кошечку и уговорила меня ей продать.
Я тут же поинтересовался, нельзя ли сделать из этого хобби маленький бизнес. Ольга Сергеевна сомневается. Не так это востребовано, чтоб на поток ставить. Хотя в интернете люди продают свои изделия, ведь это ручная работа, которая во всём мире ценится высоко.
– Конечно, я не откажусь, если кто купить захочет, – признаётся мастерица, – но жажда выгоды может убить творчество и удовольствие от процесса. А для меня радость душевная важней практической выгоды. Вот попросила одна знакомая, чтоб я ей фиолетового дракончика сделала, этот цвет у неё любимый. Я долго возилась. А когда принесла ей на работу, она так радовалась! Видеть такие эмоции гораздо приятней, чем лишнюю денежку в карман положить.
Сергей ИВАЩЕНКО
пос. Солнечнодольск,
Изобильненский городской округ, Ставропольский край
Фото автора