Симфония текстиля

Директор сельской художественной школы создаёт замечательные коллажи из ткани и учит этому детей

Впервые с работами Елены Бубновой я познакомился в музее села Донского. Там на одной из витрин был представлен крестьянский женский костюм Воронежской губернии. Именно оттуда приезжали в Донскую крепость первые поселенцы.

– Этот костюм не оригинальный, а новодел, но ручаюсь, что он ничем не отличается от подлинной женской одежды того времени, – рассказывала мне директор музея Анжелика Стрелова, – потому что делала его Леночка Бубнова, а она большой специалист в этой области и замечательный художник.

Образование – академическое

Решил познакомиться поближе с Еленой Владимировной и заглянул в художественную школу села Донского, где она работает директором. Сразу же обратил внимание на панно, посвящённое дню рождения села Донского. Это коллаж, где есть элементы аппликации, рисунка, ещё какие-то техники, о которых я и спросить не успел, восхищённый общим видом работы. Старая церквушка Святой Троицы, над ней три ангела – воплощение тройственной сущности Бога, на земле – деревца, цветочки, свечи. Вроде бы хаотическое смешение, а в целом получается – гармония.

Потом посмотрел другие работы Елены Владимировны. Они создают у зрителя настроение. Далеко не каждый, кто называет себя художником, способен зацепить за живое. Для этого талант нужен.

– Талант, безусловно, нужен, – соглашается Елена Владимировна. – Но его надо же и развить. А для этого нужно и хорошее образование, и трудолюбие. Работая в художественной школе, я поняла, что никогда не надо делать скоропалительные выводы о способностях ребёнка. Были случаи, когда я брала детей просто из сочувствия, не заметив никаких талантов. Но со временем ребёнок преображался. Он просто учился рисовать, а этому можно научить практически любого, а потом желание совершенствоваться, любовь к рисованию делали чудеса, начинал проявляться дремавший где-то глубоко талант. Поэтому мы сейчас берём в школу всех, а там будет видно.

Сама же Елена Владимировна, безусловно, человек талантливый, получила очень хорошее академическое образование в Санкт-Петербурге. 

– Я только с третьего раза поступила в художественный вуз. Но какой! Художественно-промышленную академию имени Мухиной, сейчас имени Штиглица. Училась по специальности художественный текстиль. Мы изучали и ботанику, и этнографию, чтобы создавать рисунки на тканях не просто так, а с пониманием дела. Если это растительный орнамент, то он должен быть на основе конкретных растений, если этнические мотивы, то, опять же, какой-то конкретной народности. 

– Говорят, что в дизайнеры идут те, кто не умеет рисовать. Это правда?

– Глупости. Мы выезжали на пленэры, писали картины и акварелью, и маслом. Многие мои однокурсники стали успешными художниками. И я пишу картины. Рисовать мы все умеем.

Вообще, образование мы получили хорошее. Несмотря на голодные 1990-е годы, на материальные трудности в академии, наши преподаватели добросовестно делали своё дело, были настоящими подвижниками.

Видеть красоту мира

В Ставропольском художественном училище под Елену Бубнову одно время даже хотели открыть специальность – художественный текстиль. И она хотела обучать молодёжь этому интересному направлению в дизайне. Но ей предложили место директора в художественной школе села Донского, и она согласилась.

– Не жалею. Мне здесь нравится. Очень много встречается талантливых ребят, с которыми интересно работать. И что важно, у нас нет больших проблем с финансированием. Считается, что на культуру вечно не хватает денег, но мы этого не ощущаем. И мебель в школе новая, и реквизит, расходные материалы имеются в достатке. Позволяем себе, например, участвовать в межрайонной олимпиаде в Изобильном, где наши дети выглядят достойно.

Елена Владимировна показала мне некоторые работы учащихся школы. Вот, например, Аня Мальгинова. Как раз она преподала директору урок, что не надо спешить с оценками талантливости по первому впечатлению. Поначалу девочка ничем не выделялась, но своим упорством развила у себя способности. И сейчас директор выдвинула её на губернаторскую стипендию для одарённых детей.

Все дети учатся изобразительному искусству без какой-либо специализации. Они постигают азы рисунка, живописи, лепки, конечно же, работают и с тканями.
Елена Владимировна показала мне, как ткутся жаккардовые ткани. В своё время она работала на гобеленовом предприя­тии под Петербургом и знает секреты этого старинного и сложного ремесла. Также дети осваивают роспись красками по ткани по технологии батика и другим методикам.

– Сейчас много говорят об общем падении образованности молодёжи, особенно в гуманитарной сфере. Может, это и есть? Но с другой стороны, я вижу огромный интерес детей к изобразительному искусству. Если раньше у нас училось два-три десятка детей, то сегодня 130. Родители готовы возить детей из отдалённых сёл. У нас есть даже дети из села Московского, хотя это и не наш Труновский район. Словом, слухи о бездуховности нынешней молодёжи явно преувеличены. Много в сёлах семей, которые хотят дать своим детям хорошее образование, и ребята тоже хотят учиться. Немало наших выпускников пошли по художественной стезе, став дизайнерами, модельерами, и, кстати, неплохо зарабатывают.

Но, конечно, растить художников – это не самоцель школы. Главное – дать детям эстетическое развитие, которое пригодится им в жизни.

Сергей ИВАЩЕНКО
с. Донское, Труновский р-н, 
Ставропольский край
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин