Воскресение
Власти обрекли Ураковский на вымирание, признав неперспективным, поставили на нём жирный крест. А хутор нежданно-негаданно возродился. Те, кто давно похоронил его, с удивлением узнают теперь: православный крест вознесётся скоро над хутором вместе с золотым куполом. У людей появится возможность крестить детей, святить воду, причащаться. Построенная хуторянами часовня - лишь один из символов возрождения. Есть и другие. Все они появились помимо воли чиновников. Побывав в Ураковском, мы убедились: не чини власти препятствия - этих примет становления нормальной жизни было бы в хуторе куда больше.
Нелегальная вода
Расположенный в пяти верстах от села Балахоновского Ураковский - это 60 дворов с 97 жителями. Ни школы, ни медпункта, ни какого иного учреждения. Власть - только общественная, которую выбирают на сходе на единственном хуторском перекрёстке. Наш давний знакомый Николай Гринько официально отошёл было от обязанностей местного «головы» в силу возраста. Сложил полномочия. Но с его неуёмной энергией и чуткостью к людям кандидаты помоложе сравниться не смогли. Так что хочешь-не хочешь, а приходится пенсионеру нести на себе прежнюю нагрузку. О том, сколько трудов положил Николай Семёнович, поднимая заброшенное селение, мы в своё время рассказывали в «Крестьянине». Тогда казалось: слишком тяжёл груз запустения и не по Сеньке шапка. А оказалось: семена созидания проросли и наградили плодами.
Мы шагаем с Гринько по короткой хуторской улочке и вспоминаем, с чего всё начиналось. Выясняется много любопытных деталей, в которые не вдавались прежде. Надежду ураковцам дал 13 лет назад местный казачий атаман Дмитрий Гриценко. Он занимался своим бизнесом и проложил в хутор на собственные деньги при долевом участии местных жителей водопровод.
- Испокон веку хуторяне пили дождевую воду с крыш, а тут такое благо, - говорит Гринько. - Люди были на подъёме: «И мы заживём, как все». Тем более, что атаман обещал землякам и иные блага. Да вдруг разорился, и стало ему не до проектов.
Но народ уже поверил в лучшее. Попытки растеребить власть и привлечь её к возрождению Ураковского ничего не дали. Чиновники по-прежнему считали хутор обузой. А проложенный атаманом водопровод до сих пор администрацию больше раздражает, нежели радует.
- Он бесхозный, «Райводоканал» отказывается его обслуживать, - пояснит нам позднее глава Белахоновской сельской администрации Александр Фоменко. - Вода поступает в хутор, можно сказать, нелегально.
Провести же в Ураковский легальную воду у властей рук нет. Как нет и на дороги. Их хуторяне строили тоже сами, скидываясь на покупку щебня, а затем ровняя завезённые кучи лопатами.
- Мы с женой 18 лет назад поселились здесь после бегства из Литвы, - рассказывает ветеран Великой Отечественной Алексей Черепченко, к которому заглядываем по пути. - Осенью после дождей по нашей улице в непролазной грязи тракторами таскали машины. Теперь-то после любого ливня проезд свободный.
Стол накрыл - построили дорогу
Чтобы доделать дорогу на окраине хутора, собранных по дворам средств не хватило. И тогда Николай Гринько отправился к дорожным строителям, что работали непо далёку, с вопросом: «Что нужно, чтобы засыпать щебёнкой сотню метров хуторского проулка?» Посмотрел бригадир на щупленького пенсионера, понял, что много с него не возьмёшь, и назначил цену: «Стол на двадцать человек накроешь?».
- Такого поворота я не ожидал, - признаётся Николай Семёнович. - Сперва растерялся, а затем стал прикидывать: вина виноградного надавил, куры и кролики по двору бегают, овощей полон огород... «Накрою!» Так и доделали дорогу.
Хуторская пацанва проносится мимо нас на велосипедах и вежливо здоровается с Гринько. Он здесь у всех в почёте. На самой окраине Ураковского, там, где заканчивается твёрдое покрытие, сделанное после стола у Гринько, знакомимся с пчеловодом Олегом Ситниковым. Он кисловодчанин, но с марта по октябрь живёт здесь, выращивает маток карпатской породы.
- Я всегда о чём-нибудь мечтал и воплощал мечту в реальность, - признался Олег Валентинович. - Когда с пасекой побывал здесь, появилась мечта переселиться в этот хутор, где нет городской суеты, зато есть простор, заводи вольной Кубани за огородом и лес по берегам. Уже решено: как только дочка закончит школу - жена переедет сюда насовсем. Сейчас они наведываются ко мне в Ураковский только по выходным.
Наслышанный о том, как местные жители шаг за шагом приближали свой хутор к цивилизации, Ситников не мог остаться в стороне от благого дела. Привёз вагончик и открыл в центре Ураковского торговую точку. Так что теперь в хуторе есть оснащённый холодильниками ларёк, где можно купить разнообразные продукты питания.
- До этого мы 15 лет безуспешно требовали у властей магазин, - комментирует Николай Гринько. - В ответ - отписки. Единственное, чего добились, - хлебовозка три раза в неделю приезжала в хутор и продавала булки прямо с колёс.
Теперь в хлебовозке нужды нет. По договору с Ситниковым сразу две сельских пекарни доставляют товар в ларёк Ураковского. Олег Валентинович продаёт его хуторянам без копейки торговой наценки - по 12 рублей, как и взял у пекарей. А ещё он этим летом выделил деньги на стройматериалы и поставил вместе с хуторянами по пути на местное кладбище часовню, над которой скоро поднимется золочёный купол с крестом.
- Представители епархии одобрили мою затею, - говорит Олег Ситников. - Когда закончим работы, настоятель храма из Балахоновского будет приезжать к нам в выходные и совершать обряды. У людей появится духовная пища. А значит, как сказал нам батюшка, Ураковский станет, наконец, настоящим хутором.
Власть ураковцев не слышит
Возрождённое поселение уже притягивает к себе молодых, которые обходили его раньше дальней дорогой. Несколько семей с малыми детьми, в основном жители ближайшего города Невинномысска, купили здесь хибарки-завалюшки, привели их в божеский вид и стали жить подсобным хозяйством. Появились два новых дома переселенцев, а пристройки к хатам ставят сейчас сразу несколько семей, что тоже несомненный признак укрепления Ураковского.
- У нас с мужем трое детей, - рассказывает Ольга Гусева, единственный официально работающий в пределах хутора человек. Она - продавец в том самом ларьке Ситникова. - Поэтому мы взяли здесь сразу две соседние хатки. Подмазали, побелили, крышу перекрыли, окна новые поставили. Заросли слив в саду вырубили, а вмес то них персиков, черешен и абрикосов насадили. Уже плодоносят. Возим на городской рынок продавать. Вслед за нами и родители сюда перебрались, на соседней улице живут. А теперь родственники мужа к нам до кучи стремятся. Да вот беда: хат для продажи уже не осталось.
Напротив ларька, где торгует Гусева, мы увидели два турника, к которым местная ребятня подходит разминаться. Оказывается, спортивные снаряды появились недавно с подачи того же Олега Ситникова. Сварил трубы он сам. А вот закапывал и бетонировал - вместе с хуторскими пацанами. Здесь традиция: что сделано всем миром - будет служить долго, на него никто не покусится.
- Вообще-то я собирался на пустыре соорудить нормальную детскую площадку, - посвящает в планы Олег Валентинович. - Заготовил конструкции для брусьев, качелей, песочницы. Поехал к главе администрации района Геннадию Скарге. Говорю: мы всё сами сделаем, даже амброзию на пустыре косить будем. Дайте нам разрешение разместить площадку на пустыре. Скарга в ответ стал намекать, что хутор неперспективный. А в итоге просто отшил меня: «Бери землю и оформляй». Но лично мне-то этот пустырь не нужен! И хождения по земельным комитетам и регпалатам тоже не нужны! Вот вам и вся наша власть.
От покупки пустыря пришлось отказаться. Но детская площадка в хуторе всё же появится. Где-нибудь возле домов. Вопреки бездушным чиновникам.
А вот главную проблему Ураковского - газовую - без властей никак не осилить. Несколько лет хуторянам обещают газопроводную развязку на улицах. Магистральная труба проходит мимо в сотне метров от крайних домов.
- Три года назад мы даже скинулись на топографическую съемку, чтобы ускорить дело, - подчёркивает Николай Гринько. - Её выполнили. Но затем опять всё замерло. Если газ придёт в хутор, то Ураковский с его живописными окрестностями станет одним из лучших поселений в районе. Жители много сделали, чтобы сохранить хутор. Должно же быть и встречное движение от власти.
По поводу последнего мы говорили с главой Балахоновского Александром Фоменко. Он заверил, что о неперспективности хутора, о переселении его жителей в село больше речь не идёт. А значит, его обустройством будут заниматься. Но не в первую очередь. Сначала - населёнными пунктами покрупнее.
- Проектирование газопровода в Ураковском запланировано на следующий год. А строительство - на десятый, - обнадёжил Александр Алексеевич и тут же внёс поправку: - Это при наличии обещанного правительством края финансирования.