Рикошет (05.08.2008)

В селе Овощи всё дышит конфликтом. Имущественный спор между председателем СПК "Путь Ленина" Леонидом Геращенко и бывшей завнефтебазой хозяйства Верой Аненко достиг таких масштабов, что теперь вопрос ребром: либо он останется в селе, либо она. После того, как руководитель лучшего в Туркменском районе сельхозпредприятия провалялся почти три недели на нарах Ставропольского СИЗО, Вера Савельевна боится нос показать из двора. Виновницей заточения председателя считают её. Больше того, земляки уверены: она продалась московской агрофирме, которая готовила рейдерский захват кооператива.

Леонид ГеращенкоПо навету - за решётку

На одном из производственных корпусов при въезде в Овощи броский призыв: «СПК, держись!». А на порожках конторы все только об одном и судачат: «Леонид Васильевич вернулся!». Те, кто с председателем на короткой ноге, заглядывают к нему в кабинет и со слезами умиления присягают: «Я тоже подписывал!» Имеется в виду петиция в защиту посаженного Геращенко, под которой фамилии 1100 селян. Леонид Васильевич сдержанно благодарит. В отличие от прокалённых солнцем коллег он непривычно бледен. Мыслимо ли: полтора летних месяца в изоляции - сперва тюремной, затем больничной.

- Третьего июня я ушёл в отпуск, а через несколько дней узнаю: сотрудники управления по борьбе с экономическими преступлениями краевого ГУВД изъяли в кооперативе бухгалтерские документы, а меня приглашают в Ставрополь, - вспоминает Геращенко роковой момент. - Приехал к следователю. Он расспросил меня про дело Веры Аненко. Собираюсь уходить. А он: подождите, у коллеги к вам тоже есть вопросы. Разговор со вторым следователем закончился абсурдным обвинением меня в вымогательстве и следственным изолятором. Я был в недоумении: это ж любого можно по навету за решётку?

Пропажа полутора миллионов рублей, вернее, горючего на эту сумму, обнаружилась в СПК «Путь Ленина» в сентябре прошлого года. Тогда к Геращенко пришла заплаканная завнефтебазой Вера Аненко и выложила: «У меня беда, Леонид Васильевич: недостача 70 тонн солярки». Назначенная ревизия установила, что из ёмкостей исчезло ещё больше: 87 тонн. Месячная потребность СПК.

- Мне так жаль было Веру, что я вместе с ней ревела, - признаётся бухгалтер кооператива Мария Скринникова. - Она убивалась: «Как буду возмещать? У меня только земельный пай да пенсия».

Аненко отстранили от должности и через три месяца уволили по недоверию. А к поиску пропавшей солярки подключили районную милицию: она возбудила уголовное дело, главным фигурантом по которому проходила бывшая завнефтебазой.

- Надо ж было разобраться, где солярка, - поясняет Геращенко.

Ответный удар

Впрочем, по версии самой Веры Савельевны, уголовному делу предшествовал некий торг. Якобы председатель и главбух хозяйства настаивали, чтобы она отдала в погашение долга земельные паи - свой и сына, а остальное выплачивала из пенсии - по тысяче рублей в месяц. Тогда, дескать, всё обойдётся без милиции. Поскольку паи в Овощах скупают по 100 тысяч рублей, для погашения убытков на оговорённых условиях Вере Савельевне потребовалось бы прожить еще сто лет. Но сделка её не устроила.

- Пенсия у меня три тысячи, - всхлипывает Вера Савельевна. - Если от неё забрать третью часть да ещё за газ заплатить, то просто с голоду помру. И я сказала: возмещать нечем, лучше буду сидеть.

По поводу недостачи ГСМ Аненко называет несколько версий. Главная: чеченская солярка с парафином и газолином, которую, по её сведениям, закупал по дешёвке СПК. Она быстро испаряется, чему способствовали жара и старое оборудование нефтебазы. О растрате заведующая узнала давно. Но, как утверждает, боялась сказать, поскольку у них в хозяйстве «порядок такой: недостача - плати».

- Мой сын Саша работает участковым милиционером на Чукотке, - продолжает Аненко. - Когда он узнал про уголовное дело, то велел идти к адвокату. А адвокат успокоил: раз вы ничего не брали, то и бояться нечего. Моё уголовное дело закрывали, но по требованию кооператива снова открывали. И тогда я перешла к активной самообороне. Перед тем зашла к председателю Геращенко и предупредила. Но он не придал значения моим словам.

Уголовное дело против председателя СПК «Путь Ленина» Леонида Геращенко по заявлению Веры Аненко родилось 9 июня. Вера Савельевна говорит, что пыталась привлечь своего обидчика за разные прегрешения, в том числе за подмену накладных при приёмке горючего, но старший следователь по особо важным делам (!) ГУВД Княжев ухватился за версию вымогательства. Вроде председатель, используя своё служебное положение, с помощью шантажа хотел забрать себе три земельных пая, принадлежащие Вере Аненко и её сыновьям. При этом следователь оценил землю в 1,1 млн рублей, дабы это тянуло на особо крупный размер, и отправил председателя на нары.

Вера АненкоУщерб - 15 миллионов

Выпустили Леонида Геращенко лишь через 18 дней - после многолюдных митингов протеста в Овощах, намерения крестьян перекрыть дороги и постановления зампрокурора края Василия Щербакова о закрытии уголовного дела. Из СИЗО председателя прямиком свезли в райбольницу. Словом, таких отпусков у Геращенко ещё не было. И теперь он готовит иски о возмещении морального вреда и материального ущерба.

- Находясь в СИЗО, я не оформил кредитный договор с банком, - негодует Леонид Васильевич. - У меня право первой подписи. Из-за этого мы с опозданием закупили горючее и на неделю просрочили начало жатвы. Потери составили две с половиной тысячи тонн зерна. А это пятнадцать миллионов рублей. Будем добиваться, чтобы убытки нам компенсировали.

Вере Аненко ничуть не слаще, хотя жёсткости тюремных нар она не познала. Большинство жителей Овощей, благополучие которых напрямую зависит от процветания СПК, лютой ненавистью ненавидят «предательницу», замыслившую погубить благодетеля-председателя.

- Даже за ворота дома стараюсь не показываться, - признаётся Вера Савельевна, утирая слёзы. - Устала слушать угрозы и нелепицы. Одни говорят, что меня пенсионеры избили. Другие, что миллионы от «Агрико» получила, чтобы посадить Геращенко и отдать колхоз москвичам. А я и знать не знаю, что такое «Агрико».

Сам Леонид Васильевич так до сих пор и не знает, куда делась солярка. Говорит, что в причинах недостачи ещё не разобрались. Так, может быть, стоило это сделать без привлечения следователей, которые сегодня махают дубиной направо и налево?

Следственное управление ГУВД между тем демонстрирует завидную самоуверенность. Моя попытка получить у сыщиков комментарий по скандальному делу провалилась. В управлении со мной категорически отказались общаться, сославшись на тайну следствия. Зато в распоряжении нашей редакции имеется копия упомянутого ранее постановления зампрокурора Василия Щербакова, где дана жёсткая оценка действиям «особо важного» милицейского следователя Княжева В.С.: «Изучением представленных документов установлено, что постановление о возбуждении уголовного дела является незаконным и необоснованным (выделено нами. - Ред.), поскольку вынесено при отсутствии достаточных оснований, указывающих на наличие в действиях Геращенко Л.В. признаков преступления, предусмотренного п. «б» ч. 3 ст. 163 УК РФ».

Большое недоумение у юристов вызывает арест председателя (в конце концов, ошибочно «возбудились», но зачем же сразу крайняя мера пресечения?). Точнее сказать, мотивы-то милицейские чины назвали, а судья повторил их: Геращенко может скрыться от следствия, воспрепятствовать производству расследования, воздействовать на потерпевшую и свидетелей... Но это голые тезисы, ничем не подтверждённые.

- Я изучил представленные материалы и пришёл к выводу: не было ни одного предусмотренного законом основания для ареста Геращенко, - возмущен уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае Алексей Селюков, к слову, в прошлом один из самых авторитетных следователей.

В кооперативе убеждены: воспользовавшись банальным имущественным спором, милицейские сыщики стали играть на руку некой третьей силе, которая нацелилась проглотить лакомое хозяйство с 22 тысячами гектаров земли. Ведь проваляйся Леонид Геращенко на нарах ещё столько же, и кооператив лишился бы своего главного богатства - зерна. А значит, неминуемо стал бы банкротом.

Кстати, после провалившегося дела председателя сыщики так и не вернули в СПК все финансовые и бухгалтерские документы, изъятые в начале июня. Это грозит хозяйству штрафами от налоговых органов, создаёт неразбериху. Говорят, милиция и суд теперь пытаются найти вариант, который бы позволил замять скандальное дело.

Газета "Крестьянин" №32

Выразить свое отношение: 
Газета: Газета Крестьянин