Большая политика в маленьком посёлке
Жителей Ясенской Переправы, которые решили прислушаться к словам президента и создать народный совет, обвинили в организации несанкционированного митинга.
«12 февраля 2014 года Нина Захарова постановлением судьи Александра Супруна была признана виновной в совершении административного правонарушения за организацию массового мероприятия и наказана штрафом в размере 20 тыс. руб. Это стало результатом конфликта между заместителем главы Ейского района Виталием Зивой и жителями посёлка Ясенская Переправа.
Прочитав в местной газете «Совет Приазовья» информацию о создании общественной организации «Народный совет» Ейского района и о положительном опыте деятельности «Народного совета» станицы Должанской, несколько жительниц Ясенской Переправы решили организовать такой же Совет и у себя в посёлке. (...) Фактически «Народный совет» планировал взять на себя часть функций ТОСов, которые чаще всего на территории Ейского района проявляют свою активность только во время выборов, выступая агитаторами за кандидатов от партии «Единая Россия».
Однако идея создания «Народного совета» посёлка Ясенская Переправа не понравилась главе Ясенского сельского поселения И.П. Ивасенко и заместителю главы района В.Н. Зиве. Поэтому когда народ собрался и хотел войти в поселковый Дом культуры для проведения собрания, было получено распоряжение никого не пускать...»
Из письма Гражданского союза Кубани и Адыгеи в редакцию «Крестьянина»
В посёлке Ясенская Переправа, что стоит на берегу Азовского моря – между Ханским озером и Бейсугским лиманом, живут всего 777 человек. Сюда приезжают рыбачить, мазаться целебной грязью и просто отдыхать от городского шума. Десять лет назад сюда переехала из Сибири и семья Захаровых: появилась необходимость сменить климат. Прижились, осмотрелись и открыли мини-гостиницу – всего на девять человек.
Сегодня, впрочем, во дворе гостевого дома «На Кирова» собрались не просто гости – члены того самого «Народного совета». Совета, который так и не удалось пока зарегистрировать, но который существует и действует с ноября прошлого года. Именно тогда развернулись драматические события в местном ДК, закончившиеся в зале суда.
Впрочем, может быть, ничего не закончилось, а наоборот, только начинается?
Граждане и старушки
Мы сидим во дворе у Захаровых – здесь собралось человек десять. Большей частью – пожилые люди, «граждане и старушки», как иронически цитирует деда Щукаря одна из участниц разговора. Здесь и жители Ясенской переправы, и гости из соседней Должанки – организаторы того самого Совета, с которого и заварилась вся каша.
– Тогда, в ноябре, мы собрались, только чтобы поговорить о воде. Мы никакой политики не касались, – объясняет ясенец Владимир Копанев. – Пригласили должанцев – у них уже есть опыт.
С водой здесь давняя проблема. Та, что течёт из крана, хоть и числится питьевой, по сути – техническая. А стоит недёшево: от 31,76 (в Должанке) до 35,72 (в Ясенской).
– Есть результаты экспертизы, – говорит учредитель должанского Совета Александр Бирюков. – Сероводорода – в 36 раз больше нормы, масса солей. Даже прокуратура официально признала, что ни одна скважина в Ейском районе не соответствует СанПиН для питьевой воды. Вот и пытаемся разобраться.
Вообще-то, никто не думал, что соберётся полсотни человек, объясняют мне. Думали, человек десять, не больше. А когда выяснилось, что народу много, стали просить разрешения зайти в свой поселковый ДК. Потому что нынче любое более-менее коллективное действие лучше согласовать с каким-нибудь начальством – так спокойней.
– Я позвонила в Ясенскую (это большая станица по соседству, где находится местная администрация. – А.К.) директору ДК (у нас здесь его филиал), сказала, что мы хотим собраться, – рассказывает Лидия Богородская. – Она в ответ: «Да ради бога!» А буквально через два часа звонит уже зав местным клубом: собираться не разрешают. Но люди уже пришли – ну что делать? Постояли – и замёрзли. Клуб был открыт – они говорят: ну это же наш клуб! И зашли.
– Мы только в фойе, мы в зал не заходили! – подчёркивают остальные.
Как будто зайти в зал собственного клуба было бы чем-то преступным...
...И тут приехал Зива
И тут приехал замглавы Ейского района Виталий Зива. Откуда ни возьмись появились и глава Ясенского сельского поселения Иван Ивасенко (ныне уже бывший), и участковый.
– Зива приехал и сразу начал кричать: «Что здесь происходит?» – наперебой рассказывают присутствующие. – Начал сыпать статьями: несанкционированный митинг и всё такое. Кричит: «Расходитесь, я сейчас ОМОН вызову!» Позвал двух дамочек: фотографируйте! А участкового заставил писать протокол. У нас потребовали документы.
– Там были почти одни пенсионеры, – вступает в разговор Таисия Царенко. – Мы же старики, мы воевать не пойдём. У нас одно оружие – слово, да и то пока голова ещё работает. А нам и его не разрешают применять.
– Мы говорим: хорошо, мы выйдем на улицу, – продолжает Александр Бирюков. – А он в ответ: «Вы и на улице не имеете права собираться. Дома у себя собирайтесь!» Я говорю: «Вы позорите себя и власть». А он опять своё: ОМОН, полиция! Ну, я показал участковому наш устав: вот на основании каких статей мы действуем. Он посмотрел, говорит: «Я к вам претензий не имею, я просто здесь побуду, посмотрю, чтоб никто никому морду не набил».
– Я пришла, когда уже все были в сборе, – говорит Таисия Царенко. – Шёл интересный разговор о том, как люди организовали свой совет.
У неё очень правильная интеллигентная речь – наверное, учительница или библиотекарь на пенсии, и когда она говорит, все замолкают и слушают.
– Вообще, создавать такие советы – это инициатива Путина. Что в этом криминального? – продолжает Таисия Георгиевна. – Но когда залетела эта «группа захвата»... Не смейтесь! – поворачивается она к остальным. – Это было ужасно – просто мороз по коже: залетели люди – будто враги. Эти девицы из администрации, которые бегали, тыкали в лицо мобильниками... Но, – неожиданно улыбается она, – кончилось тем, что мы их просто захлопали. Не дали им говорить, и они потихоньку ретировались. А участковый стал писать протокол. Я говорю: «Что же ты делаешь?» А он: «Если я не напишу, с меня голову снимут».
– Почему они так против этих Советов? Что мы, майдан тут устроили, что ли?– спрашивает председатель должанского Совета Иван Матюха. – И сам себе отвечает: – Потому что они ничего не делают, а мы заставляем их шевелиться.
Виновата Захарова
– А потом, конечно, оказалось, что виновата Захарова, – объясняют ясенцы.
– Почему именно Захарова?– спрашиваю я.
– Потому что она активный человек, а им это очень не нравится. Никто не верил, что можно провести в посёлок газ по госпрограмме – а она добилась. Наверное, это один такой случай во всём Краснодарском крае. Так что она как бельмо на глазу у местной администрации. Хотя она как раз говорила нам, что не нужно идти в клуб, раз уж не разрешили. И когда мы ей предложили возглавить Народный совет – отказалась.
– Потому что я ещё от газификации не успела отойти, – объясняет молчавшая до сих пор Нина Захарова. – Я вообще в отпуск собиралась уезжать. Но, конечно, я звонила, выясняла, почему нельзя собраться в клубе – меня попросили, потому что я всех знаю и у меня есть все нужные телефоны. И Зиве звонила, и в районное отделение «Единой России». Я ведь член «Единой России», но после того, что случилось, выйду из партии – я им уже сказала. Я и представить не могла, что просто собраться с односельчанами в клубе – это, оказывается, несанкционированный митинг.
– А как вас судили? – интересуюсь я.
– За десять дней управились, – отвечает Нина Андреевна. – Ну я же не буду на суде говорить: «А это не я всех в клуб повела, это не я организатор»... А свидетели всё рассказали как по писаному.
– Свидетели обвинения, - уточняет Бирюков. – Свидетелям защиты судья всё время говорил: «Это не относится к делу».
– Я пойду до конца. Сейчас подала документы в Верховный суд, – продолжает Нина Андреевна. – Мне не двадцати тысяч жалко – я уже решила: если добьюсь справедливости, я их отдам в детский дом. Но вы мне вот что скажите. На День Победы мы хотели собрать ветеранов возле памятника погибшим воинам, поздравить... Но я теперь не знаю – это же тоже назовут несанкционированным сборищем... Опять в суд идти?
Комментарий
Зам. главы Ейского района Краснодарского края Виталий Зива:
– Конфликтом это назвать нельзя. Это было просто явление несанкционированного общественного мероприятия, которое противоречит 54-му федеральному закону. В этом
законе чётко прописано любое общественное мероприятие, которое имеет под собой сбор большого количества людей, причём с использованием муниципальной собственности. Потому что это проходило в сельском клубе, который является муниципальной собственностью Ясенского сельского поселения, причём без согласования с главой поселения и руководителем данного учреждения.
Те претензии, которые предъявлялись лично ко мне как заместителю главы – что были угрозы призыва ОМОНа и т. д., я к ним отношусь спокойно, потому что этого просто не было. На меня были написаны жалобы, Следственный комитет рассматривал все эти вопросы. Я просто отдал видеозапись моего пребывания там, с учётом того, что следователи СК просмотрели её и нигде не услышали в моей позиции какой-то настойчивости, угрозы. По факту моего прибытия туда я как представитель органа исполнительной власти поинтересовался, что это за мероприятие и кто организатор. В ответ услышал размытую фразу: «Народ». Предполагая заранее, кто инициатор данного мероприятия, зная этого человека в лицо...
– Вы имеете в виду Н.А. Захарову?
– Да, я же с ней до этого общался. Она просто аккуратненько в сторону отошла, понимая прекрасно, что она уже находится на грани нарушения законодательства. Дело в том, что часа за четыре до начала мероприятия она выходила на мой сотовый телефон. Я её предупредил: Нина Андреевна, так не делается. Есть определённая процедура, которую надо соблюсти, чтобы провести данное мероприятие. Она прекрасно понимала, что есть такое нарушение, поэтому все эти разговоры, что я инициировал работу полиции... На сегодняшний день силовые структуры любого направления – полиция, ФСБ, судьи – распоряжения и приказы администрации, которые не основываются на определённых фактах, они не выполняют вообще. Они рассматривают это согласно действующему закону. Полицейский протокол есть протокол. На суде было достаточно много свидетелей и с той, и с этой стороны.
Обидно, потому что взаимодействие с общественными организациями – это направление, которое я курирую в
администрации.
– Как на ваш взгляд, нужны ли такие общественные объединения, как попытались создать в Ясенской Переправе?
– Когда есть велосипед, не надо изобретать ещё один.
– А велосипед – это что?
– Есть нормальный орган – ТОС, территориальный орган самоуправления (вообще-то, ТОС расшифровывается немного иначе – «территориальное общественное самоуправление». Слово «общественное» тут, безусловно, ключевое, но, возможно, это простая оговорка. – А.К.), который отработал алгоритм работы, схему, положения, законность. Он имеет юридическую регистрацию, определённую ответственность. А некоторые представители Народных советов на этой волне пытаются решить свои личные вопросы. И распространяют листовки, в которых обманывают население.
– Нет ли тут противоречия со словами президента, который призывал создавать Общественные советы на местах?
– Как раз президент призывал создавать Народные советы в помощь действующей власти. Но на сегодняшний день представители всех Народных советов Ейского района в диалог с властью не вступают. Оказания содействия в решении вопросов местного значения нет никакого – правда, по уставу они и не имеют права этого делать...
– Так если не имеют права, как же они это могут делать?
– Один из членов Совета сказал: «У нас контрольные функции». Указывать пальцем – проще всего. А когда им предложили оказать содействие в одной из станиц заключить договоры на вывоз ТБО, они корректно ушли в сторону.
– Виталий Николаевич, а если посмотреть не с юридической стороны, а с человеческой – может быть, стоило не выгонять людей, а воспользоваться случаем и поговорить с ними?
– Это и было моё личное желание. И никто никого не выгонял. Я обратился к ним: «Уважаемые жители поселения! Если у вас есть вопросы по линии ЖКХ, то здесь присутствует глава поселения. Давайте пригласим и заместителя главы района, который курирует вопросы ЖКХ, и руководителя МУП “Коммунальщик”». Ответ был чёткий и ясный: «Вы все воры и бюрократы». И до этого шли разговоры о том, как бездействует власть, как они обдирают население тарифами. А когда пытаешься объяснить, что тариф устанавливает краевая РЭК (региональная энергетическая комиссия. – А.К.), они не хотят слушать.
– Наверное, у людей осталась обида...
– Это искусственная обида, она создаётся несколькими жителями посёлка.
– То есть большинство жителей довольны местной властью?
– Да. Большинство понимает, что властью делается довольно много.
Прямая речь:
«Как при федеральных, так и при региональных органах исполнительной власти необходимо создавать Общественные советы. (...) И самое главное, они не должны быть формальным придатком и декоративной структурой, а призваны выступать в роли экспертов, а порой и конструктивных оппонентов ведомств, быть активными участниками системы противодействия коррупции».
Владимир ПУТИН,
послание президента Федеральному собранию. 12.12.2013.