Гордеев и "серьёзная историческая ошибка" (23.07.2008)

Правительственная "Российская газета" оповестила читателей (15 июля), что "Алексей Гордеев готовит земельную реформу". Не пугайтесь, всё объясняется просто: два месяца назад Минсельхоз получил полномочия по выработке земельной политики, и вот её вырабатывают - готовится документ. Времени в обрез, срок - до 1 октября, не повезло чиновникам, многим в Минсельхозе придётся с отпуском подождать.

Внятной государственной земельной политики у нас, увы, нет, и сочинить её в авральном порядке вряд ли удастся. Что там они готовят - непонятно, однако некоторые базовые формулировки, просочившиеся в печать, - настораживают.

Так, глава Минсельхоза России решительно заявил: «Конечно, было серьезной исторической ошибкой поделить сельхозземли на земельные доли». Рядом, заметьте, слова о «крайне низкой эффективности» нашего земледелия, которое существует в основном «на условиях аренды»: «Тот, кто на земле работает, должен иметь явные преимущества перед собственниками земли».

То есть надо понимать, что, раздав землю крестьянам в собственность (земельные доли), государство обрекло сельское хозяйство на «крайне низкую эффективность». «Условия аренды» мешают хорошим людям работать, поскольку арендаторы не имеют «явных преимуществ перед собственниками земли».

Как же далёк наш Минсельхоз от реальной жизни! Крестьяне стонут сегодня от своеволия арендаторов, от нищенских выплат, от непрописанности условий аренды (нет никаких нормативов и правил!), а министр не только не на их стороне, но и требует для арендаторов еще и «явных преимуществ».

Собственности им хочется - если называть вещи своими именами. Потому аренда и объявлена «экономически неэффективной». Хотя, если это так, непонятно тогда, откуда взялась в стране возросшая урожайность, уборка без военных и студенческих десантов. Да и в других странах, как мы знаем, в Германии, например, аренда очень даже эффективна, а в Швеции вообще подавляющее большинство хозяйств успешно работают на условиях аренды (государственной, муниципальной, частной). Что ж нам мешает? Своекорыстие, завышенные требования собственников земли?

Деление на доли, которое так огорчает Гордеева, преследовало благую цель: вернуть земле хозяина. Правда, легализовать понятие частной собственности тогда не удалось, и в результате политического компромисса было введено пожизненное наследуемое владение. Ошибкой, на наш взгляд, было не деление на доли, а то, что деление это не сопровождалось технической, финансовой, инфраструктурной поддержкой. В Италии, скажем, когда в 1950 году земли латифундистов передавали крестьянам, то непременным условием было вступить в один из сельскохозяйственных кооперативов для взаимовыручки. Но у нас, после колхозного опыта, на такой шаг крестьянство, конечно, было трудно подвигнуть.

А само по себе деление сельхозземель на доли ущерб экономике нанести не могло. Получившие бумагу на право собственности в большинстве случаев не имели возможности использовать землю иначе, как сдав её колхозу назад в аренду. Реорганизованные предприятия были весьма немногочисленны (несколько сот из двадцати семи тысяч!) и не определяли общей картины.

С той поры прошло восемнадцать лет, девять из них Алексей Гордеев был министром сельского хозяйства России. И что ж? На глазах у руководства отрасли местные и заезжие латифундисты всячески препятствовали и препятствуют доведению земельной реформы до логического конца, саботируют Закон «Об обороте сельскохозяйственных земель». Крестьяне хозяевами земли по-прежнему себя не чувствуют и юридически ими не являются, паи до сих пор не выделены в натуре, подлинные земельные собственники у нас в удручающем меньшинстве.

Сложившуюся ситуацию надо бы коренным образом исправить, но её, похоже, вознамерились узаконить. То есть земельные паи у крестьян изъять (всё равно ведь они «только на бумаге»!), и это будет нашей новой государственной политикой.

Говорят, не обращайте внимания, мало ли что Гордеев сказал. Сегодня он заявляет одно, завтра, глядишь, будет совсем другое. Еще недавно он отворачивался от фермеров, доказывая в печати, что «фермерство - это откат на 100 лет назад», теперь он объясняется фермерам в любви: «Я с вами!»

Всё так, в речах своих глава Минсельхоза переменчив, но будем судить по делам, а не по словам. Проект «Развитие АПК», называвшийся национальным, объявлялся, как мы помним, в интересах большинства сельских жителей. Но мелким подворьям, дающим стране до 40% мяса и 90% картофеля, достались крохи. Львиную долю льготных кредитов (и быстрее всех) получили агрохолдинги.

По данным Минсельхоза, которые называются в упоминаемой нами публикации, в собственности аграрных компаний и сельхозорганизаций находится всего 0,6 процента российской сельскохозяйственной земли. Не о них ли, «работающих в основном на условиях аренды», печётся и в этот раз министр Гордеев?

Газета «Крестьянин» №30

Выразить свое отношение: 
Газета: Газета Крестьянин