Делай что должно
Дорогие читатели! Сегодня вы держите в руках последний номер «Крестьянина». Это трудно принять и осознать даже нам, журналистам газеты.
В финальном выпуске мы решили собрать на страницах «Крестьянина» золотой состав редакции – и прошлых сотрудников, и нынешних, чтобы вы снова услышали их голоса, их истории – о газете, о героях публикаций, о чувствах и о себе.
Годы в «Крестьянине» для всех нас – огромное профессиональное счастье. Мы занимались настоящей журналистикой. Не хватит места, чтобы перечислить всех, кому мы смогли помочь за 30 лет существования газеты. Для коллектива это было не менее значимо, чем для читателей. Наглядно это демонстрировали новые сотрудники. Молодые корреспонденты прыгали до потолка, когда получали сообщения с мест: дорогу, о которой они писали, заасфальтировали, воду подключили, газ провели, проблему заметили и решили. «Ну всё, вкусили крови», – шутили в редакции. Это значит, что прививка настоящей журналистики начала действовать.
Давним читателям «Крестьянина» хорошо знакома история председателя СПК «Цимлянский» Мартыновского района Ростовской области. По просьбам хуторян бизнесмен Незнамов возглавил погибающий СПК.
Уже через год урожайность повысилась, поголовье увеличилось, пайщики вспомнили, что такое арендная плата, зарплата работников СПК подросла на 70 процентов. Тут-то на «Цимлянский» и положили глаз.
Один из высокопоставленных чиновников пригласил Незнамова в Ростов и назначил хозяйству дань – 50 копеек с каждого килограмма любого зерна, «иначе не дам работать». Незнамов упёрся. С этого момента у него и начались «большие неприятности». Председателя упрятали за решётку, а хуторяне обратились в «Крестьянин».
Мы опубликовали шесть материалов, каждый раз рассылая их во все инстанции – региональные и федеральные, включая Генпрокуратуру, администрацию президента, Госдуму и пр. Потом были комиссии, суды, допрос автора в Следственном комитете... Накануне 2010 года Незнамов, отсидев 2,5 года из четырёх, вышел на свободу условно-досрочно. А после праздников пришёл в гости в редакцию. «Если бы не ваша поддержка, я бы уже был на лесоповале. Спасибо… Я так волновался за вас», – удивил нас этим признанием Владимир Андреевич. И подарил редакции лучезарную икону Смоленской божьей матери.
Вспоминается и Дмитрий Медков из села Китаевского Новоселицкого района Ставрополья. 17-летнего парня летом 2004 года райсуд признал убийцей родной сестры Тани, которая за несколько месяцев до того загадочно пропала из дома. Сцены расправы с девочкой изобиловали душераздирающими подробностями: расчленение топором, сжигание в печи, затопление несгоревших останков в речке... К сочинению этого триллера приложили руку милицейские опера, прокурорские работники, судмедэксперты и, наконец, судья. Дмитрий провёл в спецотделении психбольницы 2,5 года по сфабрикованному делу, когда пришло письмо от Тани из горного Дагестана. Оказывается, она там вышла замуж и родила ребёнка.
История Дмитрия нам стала известна уже после его освобождения. Парень хотел восстановить своё честное имя и мечтал, чтобы его обидчики понесли заслуженное наказание. Разразившийся скандал обернулся отставками бывшего следователя прокуратуры, который на Медкове сделал карьеру, бывшего прокурора района, который тоже пошёл на повышение. Остальные отделались лёгким испугом. А Дмитрий частично выиграл суд и получил от государства 500 тысяч рублей компенсации морального вреда.
К сожалению, в нашей практике такое часто встречалось – что система своих не сдавала. И хотя под нажимом прессы с насиженных должностей их «уходили», потом они всплывали в других тёплых местах. А нам, журналистам, оставалось довольствоваться тем, что эти места были по сути почётной отставкой. Ну хоть вредить больше никому не будут, утешались мы.
А сколько текстов мы написали из станицы Кущёвской? Жуткое массовое убийство семьи фермера Аметова и его гостей из Ростова в ноябре 2010-го привлекло все федеральные СМИ, прогремело на всю страну, но «Крестьянин» был одной из немногих газет, которая не остановилась на криминальных деяниях Цапков. Ведь проблема, как всегда, упиралась в богатые кубанские земли. И с посадкой банды рейдерские захваты успешных хозяйств и убийства в соседних районах не остановились. Так, 4 февраля 2012 г. погиб председатель районной Ассоциации фермеров О.И. Петрянкин. Накануне он поставил свою подпись под письмом-обращением фермеров к председателю Заксобрания Краснодарского края Виктору Бекетову о том, что дело Цапков живёт и процветает: «Большая часть данной преступной группировки до сих пор не находится под следствием. Из приблизительно 200 человек арестовано только примерно 10 руководителей данной ОПГ». Правоохранители, как обычно, списали всё на банальное нападение ради наживы.
Фермеры, уверенные в заказном характере убийства, обратились за помощью в редакцию.
Когда мы начинали писать про аффилированные с Цапками агрокомпании, их руководители числились респектабельными бизнесменами и даже судились с газетой за своё якобы «доброе имя». Но сколько верёвочке не виться… И вот уже одного из них – Фёдора Стрельцова, контролировавшего активы семьи Цапок после ареста банды, – объявляют в международный розыск по обвинению в мошенничестве и вымогательстве…
Да, одной региональной газете не всегда под силу побороть коррупцию, восстановить справедливость, добиться правды. Мы отдавали себе в этом отчёт, но никогда не опускали руки. «Делай что должно» – таков на протяжении 30 лет был девиз нашей редакции.
Дорогие читатели! Спасибо, что были все эти годы с газетой. И простите, что газета больше не с вами.
Виктория Никитченко, главный редактор