И ни туды, и ни сюды

На прошлой неделе в Ростовскую область в пятый раз прибывал Владимир Путин. На этот раз он был премьер-министром и торжественно запустил в работу новый шлюз, который, правда, уже месяц как работает. А также провёл совещание по проблемам использования водных ресурсов со многими министрами. Которое, наверное, проще и дешевле было бы провести прямо в Москве.

Канал нужен, но про него не известно

Проблем с водными ресурсами, действительно много. Одна из них - перегороженное напрочь русло Дона под Кочетовкой - нерестовая миграция рыбы на этом участке невозможна. «Нужно строить обводной рыбоходный канал, - сказал корреспонденту Рустэм Хамитов, руководитель Федерального агентства водных ресурсов. И объяснил: - Потому что вопросы экологии - очень важные». А министр природных ресурсов и экологии России Юрий Трутнев про этот рыбный канал так объяснил: «Мне ничего не известно о таком проекте».

Это они говорили, когда мы, журналисты, ещё ждали прилёта Путина, куря в неположенном месте - рядом с Дмитрием Козаком, министром регионразвития и бывшим южным полпредом. И, пользуясь нервным состоянием разных чиновников, выспрашивали у них, кто чего хотел.


Из князи - в грязи

А ещё раньше мы ехали из Ростова «на Путина». 19 ростовских журналистов и человек 50 московских - из кремлёвского пула. Наш фотокорреспондент, Александр Корсунский, сначала пытался считать, как он выразился, «ментов» вдоль трассы, но скоро устал - примерно на 78-м. Перед нашим трёхавтобусным кортежем неслась машина ГИБДД, распугивая сиреной редкие встречные и попутные машины. Впрочем, их и не было почти - похоже, шоссе от Ростова до Семикаракорска старательно очистили, разве случайная какая попадалась.

Милиционеры в белом стояли навытяжку, некоторые держали полосатые жезлы поперёк горла, уважительно указывая ими, куда ехать. Другие отдавали нам честь. Стояли они не то чтобы часто, а на абсолютно всех съездах-въездах, даже грунтовых. И на всех АЗС. Ну и так кое-где ещё.

Я впервые понял, как это приятно - быть властью. Ехать с запрещённой скоростью под рёв сирены мимо шарахающихся в стороны обычных граждан на легковушках и грузовиках. И ещё гаишники тебе честь отдают. Прекрасно.

Обратно в Ростов московские журналисты уехали раньше - тоже в сопровождении ДПС. А нас, ростовчан, почему-то ДПС не сопровождала. К тому моменту и гаишников на дорогах поубавилось, и оставшиеся уже не отдавали честь, а просто стояли или сидели в своих машинах. И ехали мы с положенной скоростью. И никого не пугали.


Обещанного Путина пять часов ждут

Но подождите, перед этим мы прибыли в Кочетовку, облучились металлоискателями, попали в административное здание гидроузла. Тут нам сообщили, что бутерброды и пирожки с чаем есть, есть и телевизоры, по которым все пишущие журналисты смогут посмотреть совещание Путина, а также есть кондиционеры. Стало ясно, что Путина я увижу только по телевизору, хотя он будет сидеть в нескольких метрах от меня - в другой комнате на другом этаже. Зато операторы смогут его снять вблизи. Сообщение вызвало у меня острый приступ зависти к фотокору Саше. А у него оно… кажется, ничего оно у него не вызвало, он уже Путина успел наснимать и насмотреться за четыре предыдущих его визита на Дон.

Приехали в станицу Кочетовскую мы около полудня. Путин прилетел в полпятого. Зачем нас привезли за пять часов до премьера, осталось неясным, но мы в этом ожидании были не одиноки. Вместе с нами маялись местные и федеральные министры и ещё много всяких чиновников. Правда, они прибыли попозже нас, тем не менее, успели обгореть на солнце. Кто ещё ждал приезда Путина, вернее его отъезда? Позже расскажу. А пока - про колдовство.


И никуды!

Сразу по прибытии московским журналистам раздали листки с каким-то текстом. Они тут же похватали сотовые телефоны, разбежались по углам и стали надиктовывать, скрупулёзно указывая точки, запятые и особо тщательно - кавычки. Любопытство отнимало у меня много сил, я пытался запомнить обрывки фраз, конспиративно подкрадываясь то к одному, то к другому коллеге под видом покурить.

Все прояснилось, когда началась трансляция совещания по внутренней телесети. Путин, к моему ужасу, цитировал моих московских коллег…

«Мы все еще позволяем себе использовать это богатство (воду. - Прим. авт.) недопустимо расточительно и неэффективно. Просто не ведем даже учета», - отмечал Путин, и я вздрагивал.

«Фактически она (вода. - Прим. авт.) уже встала в один ряд с такими ключевыми ресурсами, как нефть, газ, металлы, и природа распорядилась так, что крупнейшие запасы пресной воды сосредоточены именно в нашей стране - в России»,- подчёркивал Путин, и я опять вздрагивал.

«В реализации судостроительных проектов должны быть задействованы и возможности Банка развития», - выражал мнение Путин, и моя дрожь переходила в тремор. Ошибки быть не могло - про этот банк я отчетливо слышал несколько телефонных сообщений. Откуда он мог знать, что журналисты передавали несколько часов назад в свои редакции? Откуда?

Немного расслабился я только, когда Путин оторвался от бумаги, поднял голову и, вращая очами, с едким многозначием сообщил: «А ведь без воды и ни туды, и ни сюды». Зато вздрогнули московские журналисты, и, судорожно выхватывая сотовые телефоны, принялись в них кричать «Кавычки, и ни туды, и ни сюды! Повторяю…»


Сухогруз-пять звёздочек

В ожидании Путина мы с Корсунским пошли по территории шлюзов, и авантюрист Саша предложил сплавать на тот берег, там песочный пляж такой отличный - искупаться. Но я его попросил поснимать начальника гидроузла Виктора Хрипко. Заодно мы его и «допросили», и Виктор Алексеевич рассказал, что Кочетовский узел был «узким», а точнее, мелким местом в глубоководной транспортной речной системе России, которая связывает Балтийское, Белое, Каспийское моря и Азово-Черноморский бассейн. Через прежнюю нитку, построенную ещё в 1920 году, могли проходить только суда водоизмещением 5 тыс. т. Через новую нитку пойдут суда водоизмещением 6-7 тыс. т. Через шлюз проходило за год 7 млн т, теперь будет проходить 14 млн. Потому что вторая камера длиннее (156 метров), шире и глубже.

Тут в шлюз загнали сухогруз с почему-то нерусским наименованием «Бразерс-2», что можно перевести как «Братья-2». Что за братья такие? Не знаю.

Несколько часов судно грелось на солнце в камере шлюза, вместе с нами ожидая премьера. Таких чистых и свежепокрашенных сухогрузов я в жизни не видел. Просто трансатлантический лайнер был этот «Бразерс-2».

Вдалеке плавились на жаре заякоренные «настоящие» баржи и танкеры. Они там стояли с ночи и набралась их очередь.

Почему они не проходили через новый шлюз? По причине непрезентабельного внешнего вида или чтобы, не дай Бог, не случилось какой заминки при заходе в шлюз на глазах у премьера? Не знаю, но что убытки их владельцы несли изрядные, по причине необъяснимого простоя, - это очевидно.

Истощив запас сигарет и анекдотов, журналисты дождались. На посадку начали заходить вертолёты с Путиным. Всего их было четыре. Первый сел на дорогу, второй и третий - на посадочную площадку. А четвёртый барражировал над территорией, наблюдая и даже мониторя. Путин вышел из третьего вертолёта.

Он быстро осмотрел пост управления гидроузлом, при нём и начали заполнять шлюз, отчего сухогруз стал понемногу подниматься в своей камере. Забегая вперёд, сообщу, что судно благополучно преодолело перепад высот, но Путин эпохального события не наблюдал. Он уже начинал совещание с министрами и главой области В. Чубом.

«Бразерс» неспешно уплывал вверх по Дону, не интересный никому - ни Путину, ни журналистам.

Газета «Крестьянин» №30

Выразить свое отношение: 
Рубрика: События
Газета: Газета Крестьянин