Взяли по праву, а не "то, что давали" (02.07.08)
Четыре года потребовалось владельцам паёв, чтобы отвоевать у сельхозпредприятия свои угодья.
- Приезжайте, - в голосе звонившей в ставропольский корпункт «Крестьянина» Валентины Ляховой из села Стародубского сквозило отчаяние, - столько лет бьемся за свою землю, а кругом одни тупики.
У Петра один поросёнок, а у соседа - три
В просторном доме Ляховых десяток «самых стойких» пайщиков. Пока дожидаемся, когда подтянутся остальные, кто-то в соседней комнате измеряет давление, кто-то пьет чай на кухне. За четыре года скитаний по инстанциям односельчане - бывшие трактористы, животноводы, продавцы, почтальоны - сплотились в одну команду.
В Стародубском два сельхозпредприятия: ООО «Новостародубское» и ЗАО «Памятное». Условия аренды земельных паёв в первом кардинально отличаются от второго. В «Новостародубском» дают за 11 га пая больше трех тонн зерна, а в «Памятном» лишь тонну. Естественно стремление пайщиков «Памятного» передать свою землю более щедрому соседу.
- Будь моя земля в «Новостародубском», я бы выкармливал за год трех поросят, - знакомит с простой арифметикой Петр Ляхов. - А мне дают фуража на одного. Почему я лишен права распорядиться землей, как хочу, и жить лучше?
Петр вместе с женой Валентиной и еще 30 земляками в 2004 году вознамерились покинуть прижимистого директора «Памятного» Александра Мишина, для чего взялись межевать свой участок. Земли у них набиралось три с половиной сотни гектаров при утвержденном в крае минимуме для выдела в 300. Казалось бы, чего проще. Но по инстанциям и по судам они ходят до сих пор. А землей их по-прежнему пользуются в «Памятном», хотя договора аренды с этим хозяйством у «беглецов» давно уже нет.
- Какие-то помехи возникают всякий раз, причем в последний момент, когда кажется - вот-вот финиш, - посвящает в тонкости тяжбы Валентина Ляхова. - Сперва мы думали: это досадная случайность. А затем убедились: случайностями умело управляют в дирекции «Памятного». То поработают с людьми из нашего списка и кого-то вычеркнут. А это потерянный год. То предложат заманчивый вариант разрешения проблемы, а на поверку лишь затянут время.
Невостребованный или проданный?
Итог четырехлетних мытарств выглядит, на первый взгляд, удручающим. Список желающих уйти «усох» до 21 фамилии. А участок - до 253 га, то есть сегодня он заметно меньше заветных 300. «Беглецы», тем не менее, не теряют оптимизма. Они установили, что все земли по периметру их участка помежёваны. А значит, их случай подпадает под исключение: можно выделяться и меньшим объемом, если расти некуда. На этом основании наконец отмежевались сами, отвалив за процедуру 27 тысяч рублей. И тут вдруг новая подножка: в регпалате выяснилось, что по соседству всё же есть «невостребованный» клочок земли.
- Долго искали: кому же принадлежит? Кругом же тайны, - рассказывает о результатах «спецрасследования» пайщица Валентина Домнина. - Наконец нашли: Наталье Торовиной. Но он уже давно не её. Оказывается, она продала землю директору «Памятного» Мишину еще несколько лет назад, о чем и написала нам расписку.
Словом, куда ни кинь - всюду клин.
- Ситуация действительно тупиковая, - признает известный на Ставрополье «земельный правозащитник» гендиректор ООО «Земля и право» Дмитрий Ганжула. - Регпалата не зарегистрирует участок, если он меньше оговоренных 300 гектаров. Конечно, люди могут пойти по другому пути: доказать, что хозяйство пользуется их угодьями незаконно, даже наказать должностных лиц за это. Но что в итоге? Земля окажется непаханой, будет зарастать бурьянами. А налоги за неё плати.
Выходит, прав Александр Мишин, грозивший крестьянам: «Берите, что дают, иначе ничего не получите». Все права - на его стороне.
- Это ж наши дети, а издеваются, - недоумевает пайщица Ирина Варенникова.
И всё же отчаянные «беглецы» решили идти до конца: будь что будет. Взялись через прокуратуру и суд доказывать, что «Памятный» незаконно использует их землю. Первые же слушания показали: надежда на успех реальна. И, к изумлению пессимистов, «лёд тронулся». Уже после моего отъезда из Стародубского с многострадальными пайщиками встретились сразу два директора: «Памятного» Александр Мишин и «Новостародубского» Владимир Бачурин. И предложили вариант, который измученных крестьян обрадовал.
Вынужденный компромисс
- Договорились так: Мишин добавляет к списку владельцев паёв еще несколько человек, в результате образуется участок площадью 308 гектаров, - раскрывает механизм Владимир Бачурин. - Мы производим обмен земель между хозяйствами. И люди становятся владельцами участка в «Новостародубском». С ними после завершения процедуры оформления я заключаю договор аренды на десять лет на заранее оговоренных условиях.
- Нас это вполне устраивает, - откликнулась приободренная Валентина Ляхова. - Важно, что на новое межевание нам тратиться не придется. Все расходы по «переносу» земли в «Новостародубский» берет на себя Мишин. Он особое соглашение с нами на этот счёт подписал.
С директором Мишиным нам поговорить не удалось. В его приемной сказали, что Александр Васильевич очень занятой человек, застать на месте его трудно. Действительно: помимо забот по хозяйству на нём лежат ответственные общественные обязанности. Он глава Буденновского муниципального района. Трудно сказать, что именно подвигло Александра Мишина на компромисс после стольких лет жесткой конфронтации с «беглецами». Может быть, действительно желание избежать скандала? Ведь в ходе последних судебных разбирательств пайщики получили из прокуратуры бумагу о том, что «Памятное» в самом деле не имело права пахать их землю, не заключив договора аренды надлежащим образом.
Тем не менее свой иск из суда они пока отзывать не собираются. Боятся, как бы в очередной раз не надули. «Как получим свидетельства на землю в «Новостародубском», тогда отзовем», - такая их позиция.
P.S. Когда верстался номер, стало известно: владельцы земельных паёв добились в суде мирового соглашения, по которому до августа будет завершён обмен угодий между «Памятным» и «Новостародубским». В результате крестьянские доли попадут в аренду более щедрому арендатору.
Газета Крестьянин №27