В рыбоводстве нет мелочей

Тем более когда малька выращиваешь, считает сельский предприниматель.

– Палыч, научи меня рыбу выращивать.

– А ты чем сейчас занимаешься?

– Шапки шью.

– Ну, и шей себе дальше.

Этот диалог состоялся между Евгением Мальцевым и рыбоводом по имени Леонид Павлович семь лет назад в селе Ключёвка Труновского района. Фамилию своего собеседника Евгений почему-то забыл мне сказать, да и я не переспросил. Может, и к лучшему. Потому что он предпочитает называть его сакрально – Учитель.

Нельзя объять необъятное

Учитель недолго сопротивлялся – видно, понял, что у парня серьёзные намерения. Согласился рассказывать, что да как. Евгений взял тогда в Ключёвке в аренду пруд площадью 12 гектаров, и под руководством Палыча попробовал вырастить свою первую рыбу. Не получилось, вся выращенная рыба пропала. Но он руки не опустил. Провёл работу над ошибками под руководством Учителя, в интернете много чего почитал. Больше таких провалов не было. Но признаётся, что прибыль от рыбоводства стал получать только спустя три года. Непростое это дело. С кондачка не получится, надо в тему войти. 

Сейчас он уже собственник каскада прудов близ села Добровольного Ипатовского района. Сам же живёт в селе Новая Кугульта соседнего Труновского района.

– Поначалу я здесь месяцами жил, семьи не видел, – вспоминает Евгений. – Процентов сорок водной поверхности камышом заросла, берега обваливались, да и поручить хозяйство некому было. Найти хорошие кадры – целая проб­лема. Сейчас у меня есть такой человек – Андрей Евженко. Порядочный толковый парень, я ему всецело доверяю, за это и плачу хорошо.

Едем с Евгением на его «Ниссане» по территории хозяйства. Воду он берёт из Правоегорлыкского канала. Когда-то это ничего не стоило, но сейчас надо платить. С каждым годом появляется всё больше и больше позиций, по которым надо денежку отстёгивать. Раньше было проще. Поэтому, чтобы выжить, приходится думать, как снизить издержки, как вырастить качест­венную рыбу. Халява уже не проходит.

– Вот это пруд для малька, – показывает Евгений на сухой водоём. – Мы его известкуем, чтобы убить всякую заразу. Это хлопотно, затратно, но без этого не получишь хорошую рыбу. 

Евгений не только выращивает так называемую товарную рыбу, но ещё и малька. Этим занимаются только самые опытные рыбоводы. Малёк требует внимания, знаний и много хлопот. Производить малька – это высокий уровень рыбоводства. А выращивать личинку из икры – высший пилотаж. Евгений и это попробовал, но пришёл к выводу, что для его не такого уж большого хозяйства это лишнее. Нельзя объять необъятное. Проще купить у настоящих специалистов. А таковые на Ставрополье есть. Это, например, племзавод «Ставропольский» в Изобильненском районе. Они своё дело знают.

Маленький, да удаленький

Покупать малька, а не личинку менее выгодно. Хорошо, если берёшь его у надёжного производителя. Но пока найдёшь такого, не раз вляпаешься. Вот Евгений и решил, что будет выращивать малька сам. 

Он покупает примерно 300 тысяч личинок в «Ставропольском». Это всего три больших банки, удобно перевозить. Выпускает их в мелкий прудик, где личинке тепло. Кормит даф­ния­ми, которых тоже сами разводят. Дафния, кстати, нужна не только мальку, но и взрослой рыбе. Она – источник белка. Белок необходим и для роста, и для вкусовых качеств рыбы. 

– А что значит – хороший малёк?

– Это прежде всего здоровая рыба и одного размера. В личиночном водоёме мы держим малька, пока он не наберёт 

50 граммов. Кормим не менее двух раз в сутки. Тогда у каждой рыбки есть возможность вдоволь наесться. А если чаще кормить лень, то, как правило, наиболее сильным особям будет доставаться больше, а другие недоедят. Ну, есть и ещё немало нюансов, о которых я бы не хотел распространяться, так как это секрет фирмы. Я до этих методов сам дошёл с опытом, зачем я буду своим конкурентам козыри показывать?

В основном малька Евгений растит для собственных нужд. Когда рыбки достигают веса 50 граммов, их переводят в выростной водоём, где они живут, пока не нагуляют кило, кило двести. А тогда уже – в общий водоём для товарной рыбы.

Излишки молоди реализуют на сторону. Килограмм малька стоит сто рублей, а кило товарной рыбы – 70. Так на неё ещё и сколько корма надо! Выгода очевидна. Ещё малёк хорош тем, что он не интересует браконьеров. А они после цапель и другой птицы на втором месте по вредоносности.

– Видите, вдоль берега ветки набросаны. Это чтоб браконье­рам доступ затруднить. И про­жектора по периметру стоят тоже не от хорошей жизни. С цаплями бороться легче. Мы их хлопушками отгоняем.

Семейная цепочка

Самый большой пруд – товарный. Здесь растят три вида рыбы: карпа рамчатого, толстолобика и белого амура.

– Самая востребованная рыба – карп рамчатый. У него почти нет чешуи, поэтому он пользуется большим спросом. Его трудно вырастить, так как он более требователен к условиям содержания. Мы научились. Поэтому конкуренции почти не испытываем, к нам едут оптовики со всей округи. А кому надо, выловим толстолобика, белого амура.

– А как же вы узнаёте, где какую рыбу ловить?

– А к хвостам пустые бутылки привязываем. Карпам – зелёные, толстолобам – белые. Амур вместе с толстолобиком ходит.

– Ко всем, что ли?

– Зачем? Десятку, не более. Они стаями ходят, вот мы и видим, где кто скучковался.

Андрей Евженко с напарником закинули невод, для так называемого контрольного вылова. Вскоре в сети затрепыхалось несколько рыбин среднего размера. Рыбоводы что-то там посмотрели, обговорили и выпустили улов обратно в пруд.

– Рыба развивается нормально, – объяснил Евгений, – начинаем интенсивный откорм, чтобы к осени получилась вкусная товарная рыба. За ней оптовики сами приезжают, проблем с реализацией нет. Малька сами доставляем клиентам. Это бизнес моего брата, у него специально оборудованная машина имеется. И отец мой тоже в деле. Он рыбу в розницу продаёт по селам на своей машине. Вот такая семейная цепочка.

Сергей ИВАЩЕНКО, наш соб. корр.

с. Добровольное,

Ипатовский р-н, Ставропольский край
Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин