Сколько Силуанова не корми...
03.08.2012 11:08
Минфин посадил апк на диету.
Министр финансов А.Г. Силуанов никак не отреагировал на доводы главы Минсельхоза Николая Фёдорова о том, что господдержка вдохновляет аграрников, а «вдохновенный труд возвращает расходы государства сторицей и в бюджет, и даже на стол Антона Германовича и членов его семьи». Премьер-министр Д.А. Медведев поддержал шуткой: «Правильно. Кормить министра финансов нужно как следует, на убой». Можно терпеливо и помолчать, когда одержана аппаратная победа: госпрограмма развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы, утверждённая недавно на заседании правительства, усохла на 40% от предварительных запросов Минсельхоза. 2,3 трлн рублей — такую общую сумму в итоге выделяет государство на поддержку сельского хозяйства в ближайшие восемь лет.
Ещё в конце 2011 года, когда собирались утвердить госпрограмму, заявка Минсельхоза составляла 4,4 трлн рублей, из которых 2,5 трлн должен был дать федеральный и 1,4 трлн рублей — региональные и муниципальные бюджеты. И всё, вроде бы, шло к тому, чтобы застолбить эти цифры. Но уже в мае этого года Минфин потребовал сокращения в 2,5 раза. «Перетягивание каната» шло с переменным успехом, но тут замаячила «тень» ВТО со своими ограничительными условиями. И хотя требование Минфина сочли жёстким, тем не менее финансирование госпрограммы всё же урезали на 40%. Остановились на том, что федеральный бюджет выделяет на село 1,5 трлн рублей. Сэкономленный ведомством Силуанова триллион заставил Минсельхоз перекраивать порядок цифр и с «жирного» меню перейти на диету.
Меньше всего сокращениям подверглись запросы АПК на ближайшую трёхлетку. В этот период бюджетное финансирование сохранится на уровне 2012 года и достигнет своего пика в 2015 году. А дальше ежегодная прибавка (по сравнению с прошлым годом) будет постепенно снижаться до 3% и, вполне вероятно, окажется ниже инфляции. Ожидаемый же рост господдержки из региональных бюджетов — до 100 млрд рублей в среднем за год — весьма проблематичен, если учесть, что в 2010 году эти расходы не составили и половины обозначенной суммы.
Существующие формы прямого субсидирования будут заменяться поддержкой повышения доходности сельхозтоваропроизводителей «с поэтапным ежегодным её повышением — от 15 млрд до 38 млрд рублей». Со следующего года отменяется самый заметный инструмент господдержки (как запрещённый в ВТО) — льготные цены на горючее, которые позволяли экономить селянам до 20 млрд рублей. Вместо топливной скидки вводится базовый механизм поддержки — субсидии на гектар пашни. Предполагается, что на каждый гектар селяне получат 1 тысячу бюджетных средств. Правда, здесь есть нюансы, субсидия достанется не всем. Минсельхоз разрабатывает условия оказания помощи, которые не позволят «безответственным хозяйствам» жить за счёт бюджета. Не окажутся ли они возможностью экономить на селянах — покажет время.
Новый вид помощи животноводам — субсидии на литр реализованного молока. Предполагается, что производителям молока достанется от 10 до 12,5 млрд рублей в год. Сохраняется нулевая ставка налога на прибыль для сельхозтоваропроизводителей. Минфин хотел уже в следующем году установить её в 6% и довести к 2020 году до обычных 20%. Но Госдума приняла одобренный правительством законопроект, продлевающий льготный режим до 2016 года.
В результате реализации госпрограммы темпы среднегодового прироста производства сельскохозяйственной продукции составят 2,5%, полагают разработчики документа. Не густо, если вспомнить, что с 2006 года (когда началась реализация нацпроекта в АПК) среднегодовой рост в аграрном секторе был 4,4%.
Принятая госпрограмма развития сельского хозяйства (с учётом вступления в ВТО) на ближайшие восемь лет вызвала неоднозначную оценку селян. Некоторые считают, что сельхозтоваропроизводители ничего не потеряют из-за вступления в ВТО. Другие же полагают, что государство не приняло существенных мер для усиления и развития отечественного рынка, а лишь «расчищает территорию» для импортёров.
Президент Ростовской областной АККОР А.М. Родин, например, считает, что вступление России в ВТО резко снижает конкурентоспособность малых форм хозяйствования.
– Мы были уверены, что госпрограмма развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы будет разработана для поддержки большинства сельских жителей, – говорит Александр Максимович, – ведь в малых формах хозяйствования занято более 80 процентов всех работающих в сельском хозяйстве. Однако принятый вариант программы закрепляет сложившийся несправедливый порядок господдержки, когда бюджетные средства получают не сельские предприниматели, а городские инвесторы — владельцы агрохолдингов.
А.М. Родин уверен, что не может быть устойчивого развития сельских территорий, если в следующем году планируется поддержка на уровне 2012 года, рентабельность сельхозпроизводства в 2020 году на уровне 10-15% (с учётом субсидий), а зарплата в размере 55% от средней по экономике страны. Процесс опустынивания сельских территорий с такой госпрограммой только ускорится, делает вывод А.М. Родин.
Мнение ассоциации фермеров Дона по поводу принятой программы А.М. Родин изложил в письме на имя министра сельского хозяйства Н.В. Фёдорова и президента АККОР В.Н. Плотникова. В нём содержится предложение провести рабочую встречу авторов программы с представителями ведущих фермерских ассоциаций всех федеральных округов для обсуждения основных проблем развития малого предпринимательства в условиях ВТО, а также созвать в сентябре внеочередной съезд АККОР. Цель — добиться до 1 января 2013 года (срок утверждения программы) внесения необходимых изменений в документ.
Выразить свое отношение: