Горох из нашего детства
И сегодня хорош старый сорт «Жегалова-112».
Мой отец, профессиональный агроном-плодоовощевод, хорошо знал пищевую ценность растений. Он сам выращивал и раздавал семена капусты, луков, салатов, шпината, других овощей. Особое внимание уделял гороху и бобам – они были в голодную послевоенную пору, пожалуй, единственным источником белковой пищи.
Уже в начале июня ели мы горох, вернее, незрелые мясистые стручки (их называют лопаточками). Ели целиком, не дожидаясь образования крупных горошин. Обязательно добавляли нежные лопаточки в щи, супы, другие блюда: нарезали на кусочки и опускали вместе с луком в конце готовки – так в них лучше сохраняются витамины.
Известно, что все горохи делятся на две группы: лущильные и сахарные. На внутренней стороне стручка лущильных горохов – грубая несъедобная «пергаментная» оболочка, в пищу у них идёт только зерно. А у сахарных такого слоя нет, их используют в ранней стадии развития, пока зерно мягкое.
Наиболее известные сорта сахарного гороха – «Неистощимый-195» и «Жегалова-112». У «Жегалова-112» стручки – крупные, мясистые, сочные, с содержанием сахара до 8%. Именно его отец и выращивал.
Но сколько ни пыталась я потом вырастить этот сорт, купленные семена оказывались совсем не тем, чего я ожидала. Не знаю, удалось бы мне самостоятельно «возродить» этот сорт, если бы не заметка в газете.
... В день рождения поставила я на стол скромную тарелочку с зелёными стручками. Интересно, думаю, узнают ли мои сёстры наше любимое лакомство? Ведь не один десяток лет уже прошёл. Узнали! Обрадовались, что наконец-то нашёлся он, горох из детства. И напомнил нам далёкое былое...
Нина САМОХИНА