Накануне бума?
Россияне потребляют очень мало овощей и фруктов по сравнению с развитыми странами. И, несмотря на это, многие тепличники в пик сезона жалуются, что выращенное некуда деть. А горожане жалуются – их уже просто тошнит от «пластмассовых» помидоров. Это совсем не те овощи, вкус которых многие помнят с детства.
Есть мнение, что их вкус испортили химикаты. Но специалисты утверждают, что скорее это результат работы селекционеров. Крупные зарубежные концерны тратят миллионы долларов, чтобы вывести новые сорта. А заказчиков интересует прежде всего не вкус, а урожайность, лёжкость продукции, устойчивость растения к болезням...
В некоторых странах сорта последнего поколения уже полностью завоевали рынок. В России же пока что идёт активный его передел. Иностранные производители семян стремятся занять своё место под нашим солнцем. Россию они считают очень перспективным рынком.
Так что всё предвещает скорое начало овощного бума. Через несколько лет активными покупателями овощей станут горожане, которые просто не знают вкуса старых сортов. Вот за их предпочтения и развернётся настоящая схватка среди овощеводов и семеноводов.
Одно из возможных последствий – укрупнение овощеводческих хозяйств, обусловленное применением интенсивных технологий. Доля ЛПХ на рынке овощей, которая сейчас составляет 85 процентов, со временем может сокращаться.
Вероятно, путь к выживанию для небольшого сельского производителя – производство эксклюзивного продукта. К примеру, выращивание сортов, специально предназначенных для засолки и консервирования в домашних условиях, приготовления салатов... Для селекционеров здесь непочатый край работы.