Евдокия Лопухина: Возвращение царицы
О первой супруге Петра Великого Евдокии Лопухиной известно не так уж много. В большинстве источников скупо сообщается лишь о том, что Пётр заточил нелюбимую жену в монастырь - «слёзы лить», как пишет в своём романе Алексей Толстой. А между тем опальная царица сыграла свою роль в истории. Да и без мистики тут, честно говоря, не обошлось...
Царская невеста
Невесту для сына выбирала мать, Наталья Кирилловна, вдова царя Алексея Михайловича, который, по слухам, вовсе не приходился отцом богатырю Петру. Евдокия была на несколько лет старше 16-летнего царя, скромна, очень хороша собой. Происходила она из довольно захудалого боярского рода, представители которого до той поры не принимали существенного участия в государственных делах. Это и предопределило выбор царицы.
Однако Пётр не оценил Богом ему данную жену. По сравнению с его прежними возлюбленными - раскрепощёнными красотками из Немецкой слободы - застенчивая Евдокия казалась скучной, пресной, неинтересной. По окончании медового месяца царь отправился в Переяславль-Залесский - заниматься судостроением на берегах Плещеева озера. Евдокия писала ему нежные письма. Но, возвращаясь домой, Пётр все больше времени проводил в Немецкой слободе, вызывая этим бешеную ревность жены. Правда, это не мешало ему иметь детей от Евдокии: она родила двоих сыновей, Алексея и Александра, и дочь - Наталью.
Опала
В 1696 году умерла Наталья Кирилловна. Это развязало царю руки. Едва похоронив мать, он отправил отца и двух братьев Евдокии губернаторствовать в дальние края - практически в ссылку. Евдокию же принялся уговаривать добровольно уйти в монастырь. Но она всё еще надеялась вернуть расположение мужа.
В августе 1698 года, вернувшись в Москву из путешествия по Европе, Пётр поехал не в Кремль, где ожидала его законная супруга, а в Немецкую слободу, к своей возлюбленной Анне Монс. Евдокии же передал приказ отправляться в монастырь. К тому времени из троих детей в живых остались двое - Алексей и Наталья.
Царица наотрез отказалась выполнять повеление мужа, даже после четырехчасовой беседы с ним наедине. О чём они говорили тогда - никто не ведает. Три недели спустя Евдокию силой посадили в карету и увезли в Суздальский женский Покровский монастырь. Детей забрала сестра царя, Наталья Алексеевна.
В мае 1699 года в Суздаль приехали окольничий Петра Семен Языков и иеромонах Илларион. После долгих уговоров Евдокия приняла тайный постриг под именем старицы Елены. В обмен на согласие стать монахиней ей разрешили поддерживать отношения со своими московскими родственниками - Лопухиным, Щербатовым, Троекуровым. От них она получала деньги, посылки, а от расположенной к ней царевны Марьи Алексеевны, единокровной сестры царя, дочери Алексея Михайловича от первого брака, - вести о сыне. Но этого оказалось мало. Воспрянувшая духом царица-монашка мечтала о возвращении ко двору.
Безумная Евдокия
Узнав о том, что совсем неподалёку, в Сновидческом монастыре, живёт игумен Досифей, обладающий пророческим даром, Евдокия посетила его. И ожидания не обманули - провидец предсказал ей: «Вернёшься ко двору, кончишь жизнь во славе и богатстве, тебе пристойной!»
По возвращении в свой монастырь сестра Елена больше не надевала монашеских одежд, носила роскошные наряды, присланные из Москвы её родней. Отныне она повела светскую жизнь, собрав вокруг себя двор из прежних московских подданных. Не раз принимала, как законная государыня, местных воевод, бургомистров и духовенство.
В 1710 году у Евдокии появился возлюбленный - майор Степан Глебов, прибывший в Суздаль для рекрутского набора. Небогатый и женатый, Глебов посчитал, что близость к брошенной мужем царице сулит ему выгоду. Долго он обхаживал её и наконец добился своей цели. И не прогадал - Евдокия-Елена щедро одаривала любовника деньгами и драгоценностями. Однако, вдоволь натешившись любовью царицы, Глебов бросил её. Евдокия обратилась за советом всё к тому же Досифею, и тот посоветовал ей идти на богомолье. Путешествуя по церквям и монастырям, она охотно принимала почести от священнослужителей...
Тем временем до царя дошли слухи о том, что Евдокия живёт не так, как подобает в монашеском сане, да ещё завела себе любовника низкого звания! С сыном от первой жены Алексеем отношения у Петра тоже не ладились. В 1718 году царевича бросили в тюрьму по обвинению в государственной измене. Началось следствие. В ходе его выяснилось, что Алексей постоянно поддерживал связь с опальной матерью. Вскоре Евдокию, её приближённых и злополучного Глебова привезли в Москву и устроили дознание по полной программе: очные ставки, пытки...
Глебов, правда, отрицал любовную связь с царицей, но это не спасло от кары: его посадили на кол. По преданию, сидя на колу, умирающий «заговорщик» плюнул в лицо самому Петру.
Остальные «виновники» понесли наказание в виде казни либо ссылки. Даже пророка Досифея не минула чаша сия: его лишили сана и колесовали. Царевну Марью Алексеевну за пособничество Евдокии посадили в острог. Царевич Алексей Петрович скончался в Шлиссельбургской крепости при загадочных обстоятельствах - не то не выдержал пыток, не то отец повелел его убить.
Казалось бы, тут и конец настал Евдокии! Ее отправили в Ладожский монастырь, где она жила на хлебе и воде. Похоже было, что предсказание несчастного Досифея так и не сбудется.
Сбывшееся пророчество
В 1725 году, после смерти Петра I, императрица Екатерина распорядилась заключить свою предшественницу в ту же Шлиссельбургскую крепость, где умер её сын. Правда, при этом назначила бывшей царице хорошее содержание. Евдокия увидела в этом добрый знак.
Два года спустя Екатерина I приказала долго жить - по слухам, её отравили. Царём стал единственный оставшийся в живых наследник мужского пола - Пётр II, сын загубленного Алексея. У Екатерины были одни дочери...
Внук, разумеется, тут же вспомнил о родной бабушке. Писал ей письма, послал в подарок свой портрет и десять тысяч рублей. Однако при личной встрече бабка чем-то не угодила Петру. Он выделил ей деньги на содержание, но видеться с ней часто не пожелал. Отныне она стала жить в Новодевичьем монастыре, с большим штатом прислуги, окружённая почётом. Иногда появлялась при дворе. После кончины Петра II Евдокия присутствовала на коронации племянницы Петра - Анны Иоанновны. Обе императрицы - прежняя и нынешняя - обнялись и заплакали навзрыд: первая - от грустных воспоминаний, вторая - от умиления.
Скончалась Евдокия 27 августа 1731 года в Новодевичьем монастыре, там же и была похоронена.
Все могло сложиться иначе, не сошли Пётр нелюбимую спутницу жизни в монастырь, не обвини в измене собственного сына. Надежды Евдокии на власть так и не оправдались - Пётр не вернул её ко двору. Сын-наследник погиб, царствующий внук не захотел её участия в государственных делах. Но всё же она умерла царицей! Евдокия так и не была уничтожена ни своим царственным мужем, ни соперницей Екатериной I. Она пережила всех - Петра, Екатерину, своих сына и внука и даже Досифея, напророчившего ей лучшую участь и поплатившегося за это головой. Уцелела вопреки судьбе, стремящейся отодвинуть её на задворки истории, окунуть в вечное забвение. Пророчество мученика Досифея странным образом оправдалось.
Маргарита ТРОИЦЫНА
Целомудренным липам истово
Осень косы окрасила хной.
Тихо бродит по кельям чистеньким
Дух Дуняши Лопухиной.
Пела песенку: не царевичу -
Терпеливому веретену.
Схоронил живьём Новодевичий
Невозлюбленную жену.
Тело сохнет, тоскует, мается.
Росный ладан да мутный дым…
Застывают на платье старицком
Слёзы жемчугом зерновым.
Где ж парча да платки кашмирские?
Во спасенье от горьких дум -
Хлеб подовый, щи монастырские,
Белорыбица да изюм.
Меркнет в памяти Богом венчанный,
Что, встопорщив кошачий ус,
Из России - простой, бревенчатой -
Строить новое впал в искус.
Молода ещё, а на темечке -
Словно ранний снег - седина…
Похоронена в Новодевичьем
Евдокия Лопухина.
Кира ШАГРОН