Тяжело, но есть надежда - ситуацию можно выправить!
- Что такое сегодня на Дону рыбохозяйственный комплекс?
- Это предприятия, занимающиеся добычей рыбы в Азовском и Черном морях, в водохранилищах Манычского каскада, на Цимле. Плюс прудовое хозяйство, рыбопереработка. Есть и добыча рака.
- Рыбы много сегодня добывают?
- 10-15 тысяч тонн. В основном в Азово-Черноморском бассейне.
- Что ловится?
- Мелкосельдевые - тюлька, хамса азовская. Пеленгас - это дальневосточная кефаль, прекрасно прижившаяся в Азовском бассейне. Возродился промысел азовского бычка, чего не было с 80-х годов. К сожалению, резко снизились запасы и добываются в небольших количествах лещ, судак, рыбец, тарань.
- Говорят, браконьеры вылавливают нынче больше рыбаков...
- Вряд ли. Хотя в браконьерские сети уходит достаточно много: на рынках рыбы - в изобилии.
- Как не спросить о раках...
- На Дону любят рака, как нигде, и толк в нем знают. Годовая квота на вылов раков у нас составляет 15-20 тонн. Специальные бригады ведут промысел на Дону, в Веселовском, Пролетарском водохранилищах, реке Сал с притоками, в Миусском лимане и т. д. В Зимовниках есть ЗАО “СД-Юг”, которое занимается переработкой рака, выпускает его в варено-мороженом виде. Были попытки заняться воспроизводством раков на базе одного рыбколхоза, но не получилось.
- А прудовая рыба?
- Прудовой рыбы больше нас не выращивают нигде, ни в одном регионе России. Сейчас мы поднялись до 12 тысяч тонн, но имеем возможность производить гораздо больше, ведь в конце 80-х было около 30 тысяч тонн.
- Как поднять это производство?
- Нужны кредиты под субсидированную процентную ставку на строительство, реконструкцию, модернизацию предприятий аква-культуры. Кредиты - долгосрочные, до восьми лет. На приобретение племенного материала, техники и оборудования - пятилетние кредиты.Необходимы субсидии и под кредиты для приобретения холодильников, оборудования первичной обработки - чешуесъемных, разделочных машин. В обработанном виде, когда начнут поставляться тушки, филе в охлажденном или замороженном виде, рыба будет востребована лучше. Растянется и период реализации, который носит пока сезонный характер.
- Какую помощь сегодня оказывают отрасли?
- В этом году на развитие рыбоводства выделено более 20 миллионов рублей из областного бюджета. 10 миллионов получили рыбоводные хозяйства - в качестве компенсации за работы по мелиорации водоемов, прудов. Пять миллионов пошло на поддержку племенного рыбоводства. Закупили на Ставрополье племенного карпа, три предприятия на своей базе займутся его разведением. 5,5 миллиона рублей компенсировано предприятиям за зарыбление Веселовского, Пролетарского водохранилищ, реки Дон.
Это только стимулирующая часть, на эти цели стали привлекать и средства пользователей. В этом году впервые зарыбили Цимлу - 18 организаций, которые вели там промысел, за свои деньги приобрели молодь и выпустили в водохранилище. А Веселовское водохранилище таким образом рыбодобывающие организации зарыбляют уже четвертый год, и уловы там увеличились за последние годы в десятки раз.
- Как вы оцениваете переработку?
- Крупные рыбоперерабатывающие предприятия попали в непростую конкурентную среду. Они большие, очень энергоемкие, себестоимость их продукции достаточно высокая. Можно сказать, мощности по выпуску консервов у нас утрачены. Производство консервов сегодня нерентабельно - очень дорогая жесть и другие материалы, необходимые для их выпуска.
Правда, многие предприятия, ведущие промышленный лов, имеют у себя и переработку - в цехах осуществляют посол, вялку, копчение рыбы, производят балычные изделия, пресервы. В последние годы при наделении квот сделали акцент - стараемся максимально учитывать интересы рыбоперерабатывающих предприятий, которые имеют мощности по добыче. Волгодонской рыбокомбинат ведет промысел в Цимле, ЗАО “Нива” имеет хороший цех и занимается промыслом в Веселовском водохранилище.
В выигрышной ситуации оказались более мелкие предприятия, они мобильно перестраиваются. А вытянуть крупные - тяжело. Очень сложная ситуация у Пролетарского рыбокомбината, давно не работает Таганрогский рыбокомбинат. В прошлом году закрылся Азовский рыбокомбинат…
В Таганроге ООО “Морион” хотело построить современный рыбоперерабатывающий комплекс. Проект оценивался в 60 млн евро. Не сложилось.
- И всё же: будут на Дону осетровые, лещ, судак, рыбец?
- Беда в том, что Дон у нас зарегулирован, нерестилища - тысячи гектаров - не заливаются. Напомню: в 1952 году построена Цимлянская плотина, потом Кочетовский, Николаевский, Константиновский гидроузлы, и в достаточном количестве воды в весенний период уже не бывает. Последний большой разлив - половодье - был в 94-м году, тогда прекрасно отнерестились лещ, другие виды. Словом, естественное воспроизводство практически отсутствует.
- А искусственное?
- В качестве компенсации за ущерб, который нанесли гидростроители Дону, было построено семь государственных рыбоводных заводов по искусственному разведению молоди. Сегодня они требуют коренной реконструкции, их надо поочередно выводить из производства и восстанавливать проектные мощности. К сожалению, финансирование из федерального бюджета очень ограниченно, за последние годы оно даже уменьшилось.
- Что ж остается делать?
- Мы занялись малыми реками, которые тоже являются прекрасными нерестилищами. Потенциал их большой. Притоки Дона дают половину приплода по соотношению с Доном. По заданию губернатора, вместе с наукой, рыбводами проработали мероприятия и ведем расчистку устья, нерестилищ на малых реках. 10 миллионов было выделено на расчистку Большой Кутурьмы - это один из рукавов Дона, который является миграционным путем ценных рыб из Таганрогского залива к нерестилищам Дона и его притоков. По конкурсу определили организации для подготовки проектно-сметной документации по расчистке Лагутника (один из притоков нижней части Дона), реки Койсуг и реки Мокрая Чумбурка (знаменита тем, что на ней нерестилось много тарани). Все это финансирует областной бюджет. Определен подрядчик по проведению расчистки на реке Подпольная, что в Багаевском районе. Еще несколько рек - Глубокая, Стародонье и другие - в плане на следующий год. В бюджете 2007 г. заложено 10 млн рублей на эти цели.
- Что это даст?
- Восстановить на каком-то определенном стабильном уровне запасы ценных видов, насытить водоемы растительноядными и другими пресноводными рыбами.
- То есть не всё безнадежно?
- Конечно, ситуацию можно выправить. У нас уже пять хозяйств имеют ремонтно-маточное поголовье осетровых - это рыбколхозы имени Абрамова, имени Мирошниченко и имени Чкалова, ЗАО “Казачка”, Новочеркасский рыбокомбинат. 15 тонн товарных осетровых мы уже имеем в прудах. У нас есть уникальное предприятие - Аксайско-Донской рыбоводный завод, который выращивает рыбца. Ни один завод в стране больше рыбца не выпускает. Сейчас за счет средств Ростовской АЭС в Багаевском районе будет построен стерляже-рыбцово-шемайный комплекс, будем разводить эти редкие виды. На базе рыбколхоза имени Мирошниченко уже ведутся работы по выпуску шемаи. Напомню, шемая - в Красной книге. Как и белуга, и стерлядь и севрюга...