Лес содержать – скуки не видать

Сын лесника охраняет сосны от браконьеров, а дочь проводит утренники в лесу 

Психологи считают, что предновогодняя суета и покупки подарков нужны нам, чтобы забыть о серости дней и скуке. У семьи Юрия Барабаша из Каменского района есть ещё один способ не скучать в декабре. 

В 2004 году он вместе с женой и детьми посадил собственный частный лес на 15 га. Когда деревья подросли, время перед новогодними праздниками стало едва ли самым насыщенным в жизни семьи лесника.

О хозяйстве, которое основал Юрий Барабаш, «Крестьянин» писал в феврале 2017 года. О том, как мужчина воплотил мечту: высадил сосны на земле, где раньше ничего не росло. Лишь песок да трава вокруг.

Лесник тогда рассказал, как борется с воробьями и прочими вредителями посевов. Как придумал для своего леса уникальное торговое преимущество: под Новый год покупатели  могут выбрать дерево, которое им нравится, и спилить его сами. 

Срубленная зимой крымская сосна не осыпается до 8 Марта. В отличие от «европейки», которую заготавливают осенью и привозят на юг уже сухой.

В этот раз, когда «Крестьянин» решил снова приехать, уже перед новогодними праздниками, Юрий предложил поговорить с его детьми, Михаилом и Анастасией. Они рассказали, чем занимаются в декабре в лесу. 

Дел много. Охранять сосны от браконьеров. Помогать покупателям выбрать красивое новогоднее дерево. Устраивать праздничные «VIP-утренники» и планировать организацию других активностей. А сам рассказ начался с выезда в лес, на участок.

Михаил Барабаш вместе с отцом охраняет сосны от браконьеров перед Новым годом

Лес как хобби

Внедорожник Михаила сворачивает с асфальтированной дороги, пересекает балку, едет километр по песочно-пыльной грунтовке и останавливается у шлагбаума. За ним – сосны разной величины. Одни – совсем малюсенькие, едва заметные в траве. Другие – высокие трёх-, четырёхметровые, с раскидистыми ветвями и очень длинными иголками. Последние – самые взрослые. Им больше 15 лет.

– Мой отец – не первый лесник в нашем роду. У моего прапрадеда по линии отца тоже был собственный лес. До сих пор он существует. Назван по его фамилии. Так что лес – это точно семейная традиция, – рассказывает Михаил Барабаш.

Сын помогает отцу, называя заботу о соснах хобби. У Михаила основная работа связана с компьютером, цифрами и таблицами. Выезд на участок для помощи по хозяйству молодой человек воспринимает как отдых.

– Места здесь дикие: зайцы бегают, кабаны, куропатки встречаются, – объяснил он, когда вдали отчётливо раздался выстрел. – В наш лес тоже приходили охотиться, поэтому первые годы я устанавливал столбики с объявлениями о частной территории. Но постепенно охотники привыкли, стало безопасно.

Диких зверей предупреж-дают о приезде автомобильным сигналом. В семье Барабаш начали так делать с тех пор, как лесник повёл покупателей рубить сосенку, а на дорожке встретил секача, крупного кабана. К счастью, зверь тоже испугался и убежал в другую сторону.

Браконьеров превращают в покупателей

Сейчас страшно бывает не из-за диких животных, а из-за браконьеров. Приходится следить за лесом до самого Нового года.

– Последние годы мы охраняем, дежурим в декабре каждый день, – поясняет Михаил. – Разных браконьеров встречали. Кто-то начинает внаглую пилить, не стесняясь: «А ты докажи, что это я». Кто-то приезжает под видом покупателя, надеясь, что в лесу никого не будет.

Обязанность сына лесника – провести 31 декабря в лесу практически до самого боя курантов.

– Один раз хотел уехать пораньше, так как в этот день ещё и у мамы день рождения, был праздник, – вспоминает он. – Но решил остаться. И правильно: ближе к пяти вечера приезжает машина, выходит оттуда мужчина с пилой. Видит меня, удивляется, сходу придумывая объяснение: «Как хорошо, что вы здесь! А я так боялся, что тут никого нет и не смогу купить сосну. На базарах всё разобрали…» Потом приехал ещё один, якобы решил по лесу прогуляться перед Новым годом и случайно взял с собой пилу.

Хотели визитёры стать браконьерами, а превратились в покупателей: еле наскребли по кошелькам и карманам деньги за сосны.

– Однажды пришлось погоню устроить, как в фильмах про Джеймса Бонда. С одним исключением: гнались мы за «Окой», – смеётся Михаил. – В тот день дежурил муж сестры. Он и сообщил о браконьерах. Мы с отцом прыгнули в машину, выехали на участок. А вокруг зима настоящая, снег сыплет – красиво! Подъехали к лесу, а навстречу выскочила машина с сосной на крыше. Дерево больше, чем сама «Ока». Мы – за ней. И вдруг они выключают свет, в лес сворачивают. Нам повезло, что снег шёл, никаких других следов, кроме «Оки», не было. Доехали до сараюшки. За ним – та самая машина. Дверь открыта, людей нет. Мы кричим: «Выходите! А то будем вызывать полицию». Хозяин дома оказался несмелым, вместо него вышла его беременная жена. Она запричитала: «Простите-извините, да я вот захотела… А денег не было…» Мы-то всё понимаем, но вы придите, попросите, объясните ситуацию. Зачем воровать-то?

В последние годы браконьеров стало меньше. В основном в лес приезжают люди, чтобы легально срубить свежую сосну. Они давно знают про хозяйство, которое основал Юрий Барабаш, или услышали от знакомых об этом месте.

Гости радуются, восхищаются, остаются погулять. 

Михаил вспоминает:

– Два года назад я в лесу чуть не потерял покупателя. Дедушка, на вид лет 75-80. Он приехал, взял пилу и пошёл искать свою сосенку. А был морозец, где-то  -7. Дедушки не было часа четыре. Я заволновался, вдруг с ним что-то случилось. Начал искать: и кричал, и на машине ездил, и сигналил. Обнаружил его чисто случайно, живого и невредимого. А он говорит: «Да я хожу, гуляю. Недавно вышел из больницы после инсульта… А у вас тут хороший воздух». В итоге мы пообщались, дедушка истории о своей жизни рассказал. Я ему помог выбрать наконец сосну. Дерево погрузили в машину, он был счастлив.

Развитие тормозит отсутствие электричества

Воздух в лесу и правда отличный, пахнет хвоей. В планах у семьи Барабаш – выделить кусок участка под место отдыха: обустроить дорожки, поставить лавочки. Чтобы люди могли приехать погулять, отдох-нуть, насладиться пряным маслянистым ароматом.

Мешает воплотить планы в жизнь отсутствие света на участке.  

– Всё упирается в прокладку электролинии. Мы не попадаем под закон о льготном подключении к электросетям. Ближайшая линия проходит примерно в километре от леса, – объясняет Михаил.

Для прокладки сети необходимо за свой счёт купить столбы, провода, сделать проект электрификации и т. д. По самым скромным подсчётам, чтобы провести электричество до участка по сложному рельефу, придётся потратить несколько миллионов рублей.

Именно отсутствие света не даёт реализовать давнюю мечту Анастасии, дочери лесника Юрия: построить дом Деда Мороза на опушке. Ведь уже много лет она работает лесной Снегурочкой.

VIP-утренники организует лесная Снегурочка

Сейчас Анастасия продолжает организовывать праздники для детей в лесу, среди сосен.

В этом году встреча будет по правилам коронавирусных ограничений. Каждой семье – отдельное время. Дед Мороз и Снегурочка специально для безопасности гостей заранее сделали прививки.

– Мы назвали наши праздники VIP-утренниками. Во время них мы полностью погружаемся в сказочную атмосферу. Родители не рассказывают детям, для чего они приезжают в лес. Якобы просто погулять, на птичек посмотреть. Так они бродят среди сосен, и выходит Снегурочка. Я привожу всех на полянку с наряженным деревом, мы зовём Деда Мороза. Играем не только с детьми, но и со взрослыми – со всей семьёй, – рассказывает Анастасия.

Идею проводить утренники в лесу подкинули покупатели новогодних сосен.

– Однажды приехали клиенты и говорят: «Вот бы ещё к вам Деда Мороза и Снегурочку!» Мы сразу вцепились в эту идею, и на следующий день купили костюмы, написали сценарий. Через несколько дней у нас были первые утренники. Сначала они проводились «из спортивного интереса»: получится или нет. Оказалось, что всё в наших силах.

Анастасия объясняет, что сейчас заказов стало так много, что график работы расширили  – будут встречаться с детьми целый месяц, до 15 января.  

– Мы задали моду в Каменске и Каменском районе на украшенные костюмы Деда Мороза и Снегурочки и на продолжительность утренников. Теперь уже не делают праздники, как раньше: за 15 минут стих рассказали, подарки подарили. Все проводят по сценарию, – считает она.

В этом году, чтобы отличиться от конкурентов, они с мужем сами изготовили мебельный реквизит – кресло и стол Деда Мороза. Ребёнок сможет самостоятельно занести своё имя в список послушных детей, которые гарантированно получают хорошие подарки. Каждый год сценарий праздника новый и необычный.

Опыт проведения утренников у Анастасии с детства. Именно тогда она получила роль Снегурочки (хотя «всегда мечтала играть в сказках Бабу-ягу»). А вот её мужу было непросто привык-нуть к роли Деда Мороза и изменить голос на «стариковский». Но что не сделаешь ради семейного дела! 

– Если бы администрация районная пошла нам навстречу, помогла бы проведением электричества, мы могли бы выйти на другой уровень, развивать туристическое направление, работать для гостей из других регионов, – вздыхает

Анастасия. – Мы бы сделали всё, чтобы поставить Дом Деда Мороза. Нам не хочется ставить палатку, неказистый домик, избушку… Если делать, то сразу качественно. Для того чтобы дети пришли и увидели настоящий дом – терем лесного волшебника.

Дети Юрия вообще не привыкли жаловаться и останавливаться на достигнутом тоже не хотят. Придумывают новые идеи в условиях ограничений.

Например, вечером после встречи с «Крестьянином» Михаил собирался тестировать оборудование для лазертага среди сосен. Это военно-тактическая игра, при которой используется безопасное лазерное оружие и сенсоры на жилетах и касках. 

Сын лесника хочет, чтобы молодые парни и девушки меньше восседали возле компьютеров в виртуальном мире. Лес растёт, и там можно побегать и порадоваться, заняться активным отдыхом.

Екатерина ШАПОВАЛОВА

 

Выразить свое отношение: 
Рубрика: РастениеводствоПерсона
Газета: Газета Крестьянин