Макроэффект от микросельхозпереписи

Эксперты уверены: её «полноценные данные нас очень удивят»

В конце ноября на платформе Росстата состоялось первое оценочное мероприятие Всероссийской сельскохозяйственной микропереписи, которая проходила с 1 по 30 августа 2021 года. В заседании круглого стола по теме «Сельхозперепись: данные, которых ждут» участвовали представители научного и экспертного сообщества, отраслевых союзов и объединений, органов власти и бизнеса, а также международных организаций.

Дошли до самых маленьких

– Слово «микроперепись» не должно никого вводить в заблуждение, спотому что это масштабное мероприятие. Она проводилась по всей стране – охвачены были все основные категории сельскохозяйственных производителей, коснулась почти 20 млн человек. Было подготовлено 35 тыс. переписчиков, это в основном женщины средних лет, 40% из них имеют высшее образование. То есть качественный состав переписчиков очень приличный. Было много инноваций: перепись проводилась с помощью отечественных планшетов со специализированным программным обеспечением, для оценки используемых сельскохозяйственных площадей применялись беспилотные летательные аппараты и системы спутникового мониторинга, – рассказал заместитель руководителя Росстата Константин Лайкам.

Он сообщил, что оперативные итоги опубликуют уже до конца этого года. Это будет предварительная информация о площадях сельскохозяйственных угодий, о количестве действующих 
сельхозорганизаций. Благодаря цифровизации, как отметил Лайкам, в этот раз подведение итогов займёт всего год, то есть в два раза быстрее обычного. Поэтому уже в апреле 2022 года статистики представят полноценные данные по сельхозорганизациям, в мае – по фермерам и индивидуальным предпринимателям, летом – по хозяйствам населения.

– И окончательные итоги по полной программе будут опубликованы по Российской Федерации в октябре, по регионам – в ноябре, в декабре – по всем муниципальным образованиям. И будет сформирована база микроданных, – пояснил Константин Эмильевич.

Цифры микропереписи ждут в правительстве и Госдуме России для оценки динамики и изменений, прогноза и поддержки разных направлений отрасли.

– Эти данные являются индикаторами рынка. Нам очень важна корректная и объективная оценка деятельности агропромышленного комплекса России, всех форм хозяйствования. Нам принципиально важно понимать, какие тенденции происходят в каких регионах и федеральных округах. Данные Росстата очень серьёзно помогают правильно определять социально-экономический вектор развития сельскохозяйственных территорий. И исходя из того, какие мы ожидаем сегодня результаты, будет в том числе строиться вектор дальнейшего развития. Хотелось особо обратить внимание на так называемый неуправляемый нами, неподконтрольный сектор – личные подсобные хозяйства. При этом мы понимаем, что это не только занятость населения, а реальное производство сельскохозяйственной продукции, в том числе и товарной, доля которой при правильной организации, при внедрении современных методов кооперирования может стать очень эффективным инструментом, – отметил первый заместитель министра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов.

Немножечко истории – «древней» и новой

Первая специализированная сельскохозяйственная Всероссийская перепись была проведена в 1916 году, в ходе которой переписали только население, работающее в сельском хозяйстве. Но уже на следующий год после подведения итогов выяснилось, что данные не соответствуют действительности. Участие в Первой мировой войне, революционные настроения и контрреволюционная деятельность сказались на ситуации в сельском хозяйстве. И Временное правительство, чтобы преодолеть начинающийся продовольственный кризис, вынуждено было в срочном порядке провести новую перепись. В июле 1917 года в 57 регионах для опросов использовались шесть разных переписных форм.

Итоги этой кампании опубликованы были уже при советской власти в 1923 году.

Возобновилась практика проведения сельскохозяйственных переписей лишь в 2006 году. Следующую провели через десять лет. Но выяснилось, что за такой большой промежуток и объём, и структура, и параметры генеральной совокупности данных о сельском хозяйстве очень сильно меняются. И текущие оценки с каждым годом всё больше не соответствуют реальной действительности.

– Вот для чего была внесена новая норма закона о том, что между периодами Всероссийской сельскохозяйственной переписи нужно проводить в середине этого периода микропереписи. Такая технология позволит накопленные за пять лет искажения корректировать, – считает Лайкам.

Одним из инициаторов принятия закона выступала заместитель председателя комитета по аграрным вопросам ГД РФ Надежда Школкина. Она с удовлетворением отметила, что наконец-то и люди, и главы муниципальных образований поняли, что именно на основании этих данных строится в принципе вся государственная политика, в том числе маленьких населённых пунктов, и принимаются очень важные решения на всех уровнях власти. Для иллюстрации своей мысли парламентарий привела пример по Заокскому району Тульской области, граничащему с московским регионом. По статистическим данным там проживает 21 тысяча 600 человек. Но фактически в этом районе гораздо большее население, летом – до полумиллиона человек. Соответственно нагрузка на инфраструктуру превышает положенные показатели в несколько раз. Для этих людей перепись была жизненно необходима, поскольку она позволит объективно претендовать на все государственные меры поддержки по различным программам: безопасные дороги, развитие сельских территорий и т. д.

Надежда Школкина заметила, что регулярно информацию о себе предоставляют только крупные сельхозпроизводители. Поэтому законодатели не видят реальную картину, не понимают, что происходит с малыми формами хозяйствования. Новые цифры, считает она, позволят объективно оценить ситуацию в области развития животноводства и эффективности использования земель сельхозназначения, точнее разработать и принять программу финансовой поддержки.

– Уверена, что когда пойдут первые полноценные данные, они нас очень удивят. Уже предвкушаю это. Я понимаю, что по итогам их, возможно, нужно будет принимать много разных законодательных инициатив. И надеюсь, мы примем как раз таки много смелых интересных решений именно по пути совершенствования агропромышленного комплекса, – прокомментировала ожидания представитель комитета по аграрным вопросам Госдумы.

Прецедентов в мире нет

Надежда Школкина рассказала, как важно было, принимая закон, донести до сельхозпроизводителей, владельцев личных подсобных хозяйств, что переписные данные будут конфиденциальны, что не попадут ни в какие фискальные органы. На первых порах это было трудно, потому что народ не забыл ещё «красные продразвёрстки». Сегодня население на этот счёт спокойно. И до последнего времени переписчиков встречали даже радушно. Как припомнил Константин Лайкам, зачастую помощников Росстата не отпускали, не напоив чаем. Однако ковид и ограничения, связанные с ним, создали большие проблемы:

– Мы, слава богу, проскочили между волнами. Но и первая, и вторая, и третья волна нас всё-таки зацепила, и, конечно же, мы понимали, что это отразилось на активности участия населения в сельхозмикропереписи. Люди были не так открыты. Вроде бы отказов не было или совсем немного, но всё же старались не впускать переписчиков на территорию усадьбы, торопились закончить опрос. И поэтому мы, чтобы оценить такое невольное сокрытие данных, использовали в шести субъектах РФ беспилотные летательные аппараты.

А нужно заметить, что в этом году нагрузка на Федеральную службу государственной статистики выпала небывалая – три большие кампании: перепись малого бизнеса, микросельхозперепись и Всероссийская перепись населения. В то время как не все страны мира могли себе позволить провести и одну перепись. Представитель РФ при ФАО ООН Олег Кобяков привёл такие данные, что из полученных ответов 110 стран и территорий значительная их часть была вынуждена из-за пандемии ковида задержать сроки или отложить проведение переписи, а 26%, то есть 29 стран, даже отменили проведение переписи.

Но, конечно, весь мир проявляет большой интерес к результатам микросельхозпереписи в России.

– ФАО является ведущей организацией в системе ООН, которая отвечает за поддержку сельхозпереписи во всём мире. Она проводится в формате десятилетних программ начиная с 1950 года. И каждое десятилетие наша организация пересматривает эту программу на основе опыта стран, полученных уроков и новых потребностей. Идея проведения микропереписи в России между двумя последовательными полными переписями – инновационная и беспрецедентная.

Она сродни структурным обследованиям, которые проводятся в странах Евросоюза, но отличается тем, что содержит значительный компонент сплошной регистрации. ФАО с интересом ожидает результатов этого первого российского опыта. И столь же интересны те инновационные методы для объективного контроля данных: спутниковый мониторинг и использование беспилотников. Они обеспечат охват и оперативность предоставления данных, которых ожидают статистики во всём мире, – заключил Олег Кобяков.

Большие данные и... картошка

Полученные цифры ждут и российские производители. Эти данные, к примеру, они позволят оценить причины, почему так подскочили цены на картофель и овощи и почему они практически не снижались даже в период уборки урожая.
– В этом году провели анализ по производству картофеля и овощей. Отметили тренды, которые напрягают и могут дать почву для некоторых выводов, – вступил в дискуссию директор Союза участников рынка картофеля и овощей

Алексей Красильников. – По проведённой переписи 2006 года, из статистики ушло порядка 10 млн тонн картофеля. По сельхозпереписи 2016 года ещё восемь миллионов тонн. Понятно, что эти сокращения происходили за счёт личных подсобных хозяйств. Но мы видим очень опасную динамику: если раньше из статистики уходило примерно 500-600 тыс. тонн, то последнее время по миллиону тонн в год. Микроперепись покажет, существует ли тенденция сокращения, как и по овощам «борщевого набора». Мы рассчитываем увидеть динамику: какие площади используют под картофель и овощи в разрезе разных форм хозяйствования, как используются овощехранилища. Мы получим основу для глубокого анализа – куда двигаться.

И сокращение производства, по словам Красильникова, коснулось в товарном секторе всех групп овощей. Двукратное уменьшение с 2000 года моркови резко взвинтило на неё цены, что стало даже предметом обсуждения на «прямой линии» с президентом. В текущем году практически не наблюдалось сезонного спада цен. По сравнению с прошлогодним аналогичным периодом времени сбора урожая цены на основные овощи были выше на 64,7%. Алексей Красильников обратил внимание ещё на один наметившийся тренд – с развитием глубокой переработки (чипсы, хлопья, фри, крахмал) сектор производства столового картофеля будет сужаться.

– Сроки публикации данных и принятия управленческих решений особенно важны в сельском хозяйстве, где многое зависит от сезона. Радует, что начали использоваться планшеты – есть реальная возможность ускорить процесс получения данных и последующую публикацию по регионам с привязкой к карте местности, что могло бы открыть ещё новые возможности в их применении. И важно, чтобы это был постоянно действующий сервис, – считает Юрий Акаткин, заместитель директора департамента экономических программ анализа и управления государственным имуществом Минсельхоза России.

«Все хотелки включить невозможно»

За круглым столом звучало много предложений, какие ещё данные в каком разрезе хорошо было бы собирать. Однако всем угодить невозможно, на что и указал вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. Он уверен: нельзя резко менять форматы предоставления информации по сравнению с форматами предыдущих лет, иначе мы потеряем логическую последовательность и возможную сопоставимость. «Все наши хотелки включить в перепись невозможно», – считает Корбут.

Ростовская область шла в авангарде микросельхозпереписи, поскольку координировала проект по использованию дронов. Поэтому глава Росстата Павел Малков, выступивший в роли модератора круглого стола, предоставил слово сразу двум представителям региона. Руководитель донского стат­управления Марина Самойлова, дав свои оценки прошедшему мероприятию, проанонсировала совещания в начале декабря на платформе Ростовстата по обсуждению итогов облётов беспилотников на территории Ростовской области. Руководитель ЗАО «Колхоз Советинский» Андрей Журавлёв, до недавнего времени исполнявший обязанности главы администрации Неклиновского района, о значении данных микросельхозпереписи мог судить и с точки зрения чиновника, и с точки зрения хозяйственника. Он отметил, что для сельхозпроизводителей наиболее интересны данные по земельным ресурсам и их использованию.

– Проделанный уже несколькими предприятиями дистанционный анализ показал, что кадастровый учёт и фактическое использование земли по разным причинам – это, к сожалению, разные цифры. Важны цифры по посевным площадям сельхозкультур и поголовью скота. На протяжении последних пяти лет аналитика показывает, что сельское хозяйство как бизнес активно развивается: меняется система земледелия, обновляется машинно-тракторный и комбайновый парк, мы участвуем в реализации государственных программ, используем самые разные субсидии, увеличивается число малых форм, таких как КФХ, ИП, микропредприятия, начинает развиваться агротуризм. Но, с другой стороны, мы видим, что количество крупных сельхозпредприятий сокращается, севооборот перегружен зерновыми и масличными культурами, нет переработки, а значит, нет добавленной стоимости, то есть происходит фактически сырьевое ведение бизнеса.

По мнению Андрея Журавлёва, микросельхозперепись прошла очень своевременно, так как в сельском хозяйстве изменения происходят ежегодно. Руководитель привёл в пример стоимость минеральных удобрений. В прошлом году аммиачную селитру ЗАО покупало по 13 рублей за килограмм, а в этом году уже по 33 рубля 50 копеек, и это без доставки. А значит, себестоимость урожая 2021-2022 года вырастет изрядно. Обратил Журавлёв внимание на положительный эффект государственных субсидий. Если бы не они, то за два последних года мы бы недосчитались многих не только мелких, но и отдельных крупных предприятий. Благодаря им успешно продвигается орошение, развивается садоводство и даже строятся плодохранилища. А вот в виноградарстве рывка нет, так как нет должной поддержки. Но мало эффекта и от декларативной помощи. Субсидия 50 копеек на молоко при его себестоимости в 25 рублей на литр (всего 2%) почти незаметна, да и та заканчивается в апреле. Директор «Колхоза Советинского» высказал надежду, что переписи и микропереписи позволят своевременно нивелировать подобные перекосы в сельском хозяйстве.

Людмила Воробьёва

 

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйствоОбщество
Газета: Газета Крестьянин