«Мы думали, в России никогда не будет фермерства»

Эдуард Осипов стал одним из немногих руководителей, кого президент наградил званием «Заслуженный работник сельского хозяйства РФ»  

Когда Эдуарду было пять лет, он решил, что станет трактористом. О чём ещё мог мечтать сын председателя колхоза? Занятой отец, чтобы не обделять детей вниманием, таскал их за собой по всему хозяйству. В седьмом классе Эдуард впервые сел за штурвал комбайна – и с тех пор за всю свою жизнь пропустил только две уборки. И то по уважительной причине – служил в армии.

18 красных знамён

У Захара Татикеевича Осипова, председателя колхоза «Рассвет», на сына были другие планы. Он мечтал, чтобы Эдуард уехал в столицу, поступил в Высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана и выучился на инженера-конструктора.

– Наверное, видел во мне мозгового парня, – смеётся Эдуард Захарович. – И я два года честно готовился поступать: учил немецкий, высшую математику… А потом подумал и сказал: «Я туда не хочу. Хочу остаться здесь и работать на земле. Хочу быть агрономом».

Почему именно агрономом? Этот специалист «делает» урожайность и качество продукции, от чего в конечном счёте зависит и стабильность хозяйства, рассуждал юноша. А вот председателем колхоза  Эдуард быть не хотел: потому что «отца видел только на работе».

Захар Татикеевич уходил из дома на рассвете и возвращался поздней ночью – такова была цена звания лучшего хозяйства. Не только в районе или области, но даже в России.

– В нашем хозяйстве было 18 красных знамён, – вспоминает Эдуард Захарович. – Колхоз славился высокой культурой земледелия, к нам приезжали перенимать опыт. Причём не только из других советских республик, но даже из буржуазной Европы! Я подсчитал, что наш колхоз за время его существования посетило более 150 делегаций из 24 стран мира. Представьте себе, в 1980-х годах урожайность пшеницы у нас доходила до 60 ц/га, а надои – до пяти тысячи килограммов. По тем временам это были достижения!

А ведь в 1965 году, когда райком партии рекомендовал Захара Осипова на должность председателя «Рассвета», это было самое отстающее в районе хозяйство. Люди шутили, что «Рассвет» пора в «Закат» переименовывать. Но когда председателем выбрали Захара Татикеевича, шутки закончились.

– Отец был преданным коммунистом, я бы даже сказал – ярым. Он верил в идею партии и болел душой и за производство, и за людей, – говорит Эдуард Захарович. – Вникал во все процессы, мог, поскольку сам начинал трактористом, помочь механизатору в любом вопросе, где-то что-то подсказать. Разговоры у взрослых всегда были чисто рабочими. Отец никогда не повышал голоса и никогда никого не ругал – только объяснял. Он был справедливым – за это его уважали.

Эдуард Захарович трудиться в колхозе начал со школы. Его назначили помощником штурвального, потом разрешили сесть за руль, потом повысили до начальника уборочного звена. На другом поприще Осипов себя уже не видел. 

Два Эдуарда Захаровича 

На фермеров смотрел со стороны

Эдуард закончил сельскохозяйственный институт в Персиановке, получил диплом учёного-агронома и вместе с группой других выпускников отправился на повышение квалификации в Германию.

– Меня устроили подсобным рабочим в хозяйство одного немецкого фермера. Он занимался растениеводством, откармливал бычков, держал молочное стадо и свиней. А я делал всё что придётся. Откровенно говоря, мы в Германии просто батрачили, но по ходу дела видели много полезного – того, чего у нас не было.

Германия, в отличие от стран СССР, была государством фермерским. Осипов вспоминает, что поразился жадности немцев: всё, что можно, они старались делать сами. Вкалывали все: и жёны фермеров, и дети. Женщины работали на тракторах наравне с мужчинами.

Культура земледелия в Германии была на порядок выше. 

– Мощные тракторы, комбайны... И сельхозинвентарь интересный. Необычные ворошилки сена, косилки, культиваторы, плуги – всё было для нас в новинку, – вспоминает Эдуард Захарович. – Сейчас, конечно, мы с Германией сравнялись, тоже работаем на такой технике. Но она зашла к нам буквально 15-20 лет назад. А тогда, в начале 1990-х, была в диковинку.

В Германии Эдуард Захарович познакомился с озимым рапсом и впервые увидел пшеницу, которая давала 120 ц/га.

– Урожайность шокировала. Я сам молотил эту пшеницу и не мог поверить: ведь у них, в районе Штутгарта, не наши чернозёмы, а каштановые почвы. И до такой степени высокая урожайность! – вспоминает Эдуард Захарович. – Немцы вносили много удобрений, особенно аммиачной селитры, но даже это было второстепенно: они сидели на своей хорошо развитой селекции. Даже если бы мы скопировали их схему возделывания пшеницы, мы в России подобного урожая всё равно не получили бы, потому что наши сорта не обладали таким высоким потенциалом.

Но как бы ни восхищала Европа, молодого агронома всё равно тянуло на родину. Работать на благо другой страны, а тем более Германии, ему казалось противоестественным. Да и потом, советский уклад хозяйствования, где 75 лет строили совхозы и колхозы, был «ближе к телу». 

– Мы всегда смотрели на Германию как бы со стороны и думали, что в России никогда не будет фермерства, – говорит Осипов.

Но фермерство оказалось неизбежно: и для Эдуарда Захаровича, и для его отца-коммуниста.

Вывезли даже фундамент коровника

Захар Татикеевич руководил «Рассветом» 29 лет. За это время председателя наградили орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, всеми юбилейными медалями Великой Отечественной войны. До 1994 года в хозяйстве работали и молочная ферма, и свинокомплекс. Но стоило председателю покинуть свой пост, «Рассвет» погряз в глубоких убытках.

– Колхозы стали крушить, принципиально ломали хозяйства. Пришла новая власть, которая начала вмешиваться во внутренние дела «Рассвета». Глава района приказывал продать подсолнечник по 30 копеек при рыночной цене 1,20 рубля. Отец спросил: «Если продам, как потом в глаза людям смотреть буду?» – вспоминает Эдуард Осипов. – Он решил уйти. Да и потом, физически уже было тяжело: всё-таки Захару Татикеевичу к тому моменту исполнилось 68 лет. Он ушёл достойно. А потом в колхозе началась делёжка. Порвали всё, что сумели порвать. Даже блоки фундамента из коровников подняли и вывезли.

Эдуард Захарович, бывший главным агрономом «Рассвета», тоже ушёл из колхоза в районную «сельхозхимию» – службу, которая вывозила органику на поля и проводила химзащиту посевов. В общем, помогала работать колхозам и начавшим тогда появляться фермерам.

– На первом этапе фермеры очень плохо работали на почвах. Ведь многие землю получили, а агрономического образования не имели. И не имели никакого инвентаря, не говоря уже о тракторах и комбайнах, – говорит Осипов. – В первые 5-10 лет после того, как земля стала частной собственностью, слабенькие фермеры отсеялись.

Захар Татикеевич тоже начал фермерствовать. Теперь вместо 5300 га у него была всего сотня гектаров, пара тракторов, кое-что из орудий для обработки почвы и два работника. Но дело двинулось. Осипов позвал к себе работать лучших мужчин из бывшего колхоза, сохранил для пайщиков натуроплату – в общем, земельный клин потихоньку дорос до 1000 гектаров.

– Отец этим и жил, – вспоминает Эдуард Захарович. – Мы с братом ему помогали. Но когда в 2000 году отец серьёзно заболел, пришлось взять хозяйство полностью в свои руки. Радости оттого, что стал фермером, честно говоря, не чувствовал: четыре года пришлось разрываться между хозяйством и больницей.

Захар Осипов

«Что увидели – внедряем» 

– Самая большая наша трудность заключалась в том, что на старте работы остро не хватало финансов. Брали займы в Сбербанке и за счёт этого раскручивались, – говорит Эдуард Захарович. – Влезать в кредиты было тяжко и опасно. Купишь, например, комбайн, а как отдавать, если неурожай или градобой? Но нас в банке понимали, шли навстречу.

С годами финансовое положение улучшилось, но большие покупки без кредитов не обходятся.

Сейчас ООО «Захарос» выращивает пшеницу, ячмень, горох, подсолнечник, рапс. Урожайность культур – всегда выше средней по району. Как это удалось?

– Стали работать лучше, стали работать как положено, – отшучивается Эдуард Захарович. 

А если серьёзно, то хорошие результаты складываются из многого. Строгого севооборота, умения вовремя провести опрыскивания, подобрать препарат и так далее. Когда появились деньги, стали больше вносить сложных удобрений, обновили сельхозинвентарь – а значит, улучшили и качество обработки земли. Если в 1994 году урожайность в ООО «Захарос» колебалась в районе 40 ц/га, то с каждым годом стала расти – когда на 5 ц/га, когда на 10 ц/га. В последние годы максимальная урожайность по озимой пшенице достигала 85 ц/га, по подсолнечнику – 42 ц/га.

– Большой рывок произошёл, когда мы перешли на кубанские сорта озимой пшеницы. Мы заложили опыты с ними и были потрясены результатом. Агрофон одинаковый, работали одинаково, а разница в урожайности колебалась от 5 до 20 ц/га! Я даже не думал, что селекция способна настолько менять урожайность. В один год мы попробовали, а на следующий уже полностью перешли на кубанские сорта.

В этом году Эдуард Захарович был покорён Собербашем: по гороху убирали 84 ц/га, по подсолнечнику – 72 ц/га, по пшенице – 68 ц/га.

Селекция стала основой высоких результатов и по гороху. Поначалу Эдуард Захарович сеял разные «усатые» сорта: они были неплохими, но растения полегали, было трудно убирать. Осипов перешёл на зарубежную селекцию и не прогадал – урожайность резко повысилась. Однажды в хозяйстве получили рекордные 56 ц/га ярового гороха сорта Клеопатра.

– Горох – культура не всегда прибыльная. Бывает, на него есть хорошая цена, а бывает – никакой. Но это отличный предшественник, и последующие посевы пшеницы в любом случае оправдывают затраты на горох: урожайность пшеницы по пшенице – 50 ц/га, а по гороху – 75-77 ц/га, – говорит Осипов.

Первым в Егорлыкском районе Эдуард Захарович начал сеять рапс: вспомнил стажировку в Германии, превосходную пшеницу, которая шла после этой культуры. На первых порах обжёгся с селекцией, но потом нашёл подходящие сорта у Немецкого семенного альянса. Особенно хороший результат показал гибрид озимого рапса Мерседес – с ней Осипов молотил по 42-47 ц/га.   

– У рапса большое будущее. Это хороший предшественник, он разрыхляет почву корневой системой, а ещё выгоден по цене. Можно, собрав урожай, подержать пшеницу, но продать рапс и за счёт него пополнить оборотные средства, – говорит фермер.

«Пробовать всё новое и внедрять лучшее» – по такому принципу Осипов хозяйствует. Фермер старается посещать все крупные выставки и Дни поля, подмечать успешные приёмы других сельхозпроизводителей. Да и своим опытом не жадничает делиться. А ещё ежегодно LimaGrain, Syngenta, Mas Seeds и Немецкий семенной альянс устраивают в ООО «Захарос» демопоказы сортов и гибридов. 

– Мои поля прилегают к автодороге Ростов – Сальск, и каждый человек, проезжающий мимо, может эти посевы видеть. Это, наверное, главная причина, почему для Дней поля выбрали моё хозяйство, – скромно замечает фермер. – Ну, и агротехнику, конечно, стараемся держать на высоком уровне. Обычно на демопоказы приезжают соседи из других районов области. Но когда проводили День поля по рапсу, даже крупные хозяйства приезжали, не только из области, но и из Краснодарского края. 

С большим энтузиазмом фермер сейчас изучает биотехнологии в растениеводстве. В этом году впервые попробовал в деле трихограмму и габробракона.

– Энтомофаги себя оправдали: инсектицидами работать не пришлось. Думаю, в следующем году можно смело на площадь пропашных вносить, – говорит Эдуард Захарович. – Знакомые звонят, спрашивают: «В корзинке подсолнечника по пять гусениц совки сидит, что делать?». Делать уже нечего, эффективность химической обработки минимальная. А маленькая мушка работает!

Сорок два гектара Эдуард Захарович отвёл под производство органически чистой продукции. Всё официально: здесь не используются ни химия, ни минеральные удобрения, третий год поля находятся в буферной зоне, а комиссия из Центра оценки качества зерна приезжает брать пробы на наличие всех возможных пестицидов. В этом году Осипов должен получить официальный сертификат.

Вопрос со сбытом уже решён: однокурсник фермера из Родионово-Несветайского района готов перерабатывать органическое зерно в крупу. Осталось только получить заключение – и можно продавать.

– На мировом рынке есть спрос на органическую продукцию, и цену дают достойную. Просто мы ещё не производим такие объёмы, чтобы на мировой рынок выйти, – говорит Эдуард Захарович.

В детстве Эдуард решил стать трактористом 

Ещё один Эдуард Захарович

О том, что Эдуарду Осипову присвоено звание «Заслуженный работник сельского хозяйства РФ», стало известно ещё в марте. Но из-за коронавирусных ограничений губернатор Ростовской области вручил фермеру отличительный знак только в июле. За четыре с лишним месяца радость от награды не поблёкла, признаётся Эдуард Захарович.

– Всё равно получал медаль со слезами на глазах, – говорит Осипов. – Для меня это очень дорогая награда. Мой отец тоже ведь стал Заслуженным работником сельского хозяйства – правда, тогда ещё РСФСР.

Эдуард Захарович добавляет, что звание должен по справедливости разделить со всей семьёй – и в первую очередь с женой Альбиной  Андраниковной, которая, будучи по образованию воспитателем, ради мужа освоила бухгалтерский учёт и теперь помогает супругу во всех экономических вопросах.

– Фермеру необходим крепкий тыл, – замечает Осипов. – У меня есть двое взрослых сыновей – Захар и Саркис, каждый из них занят своим делом, но летом всегда возвращаются домой – помогать в уборке. Я, когда награду получил, говорю: «Здесь заслуга и ваша тоже!» 

С гордостью Эдуард Захарович рассказывает, что у него растёт достойная замена – ещё один Эдуард Захарович Осипов.

– Что сын Захар с невесткой Ксенией так назовут своего первенца, я не знал, для меня это был сюрприз, – говорит фермер. – Но внук растёт, и я с каждым годом всё больше и больше убеждаюсь, как мы с ним похожи.

В декабре Эдуарду Захаровичу – младшему исполнится три года. Этим летом он впервые с дедушкой провёл уборку.

– Сам рулил и понимал, что делает. Сам пшеницу выгружал. В нём есть хватка настоящего сельского человека, – улыбается Осипов. – И к земле тяга есть: любой машине на поле радуется. Увидел комбайн, говорит: «Какой ты большой! Какой ты хороший!»

«Джон Дир S760» и правда хороший, говорит Эдуард Захарович. Фермер признаётся, что гордится своим хозяйством и добросовестным, ответственным коллективом, высокими урожаями, новыми технологиями, но главное – тем, что ежегодно хозяйство развивается, прибыль растёт, а это позволяет, в том числе, и обновлять машинно-тракторный парк.

– Когда есть хорошая техника – это уже достижение, – рассуждает Эдуард Осипов. – И нам, фермерам, правда есть чем гордиться. Мы можем показать качество работы наравне с крупными хозяйствами, соревноваться с ними по урожайности, по обработке почвы. Мы работаем на износ, но работаем лучше.

Адександра КОРЕНЕВА
х. Войнов,
Егорлыкский р-н,
Ростовская обл.
Фото из семейного архива Осиповых

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйствоПерсона
Газета: Газета Крестьянин