От банки молока до молзавода – два гранта
Наталья Глуховская считает, что без собственной переработки держать коров нет смысла
На ферму в посёлке Сосны под Белой Калитвой мы прибыли раньше хозяйки – в райцентре у неё были неотложные дела в казначействе. График Натальи Алексеевны расписан так плотно, что, честно сказать, неловко даже было отвлекать. Но очень уж хотелось посмотреть, как изменилось КФХ с тех пор, как три года назад побывали мы здесь впервые.
Постоянные читатели «Крестьянина» наверняка запомнили героиню производственного очерка «Фермершей меня сделал младший сын». Заботливая мама купила корову, чтобы поить малыша натуральным молоком. Разместила её у знакомых, державших в личном подсобном хозяйстве небольшое поголовье, с тем условием, что будут они распоряжаться животным, а их семье давать банку молока в день. Потом пришли к совместному решению увеличить поголовье и нанять доярку, а когда личное стадо семьи Глуховских выросло до 17 дойных коров и 10 телят и подвернулась возможность купить ферму, резонно встал вопрос об участии в грантовой программе «Начинающий фермер». Полтора миллиона рублей, полученные от государства, пошли на пополнение стада дойных коров, покупку транспортёра для навозоудаления и приобретение охладителя.
Ни за что на свете!
Помню, тогда ещё поинтересовалась, почему не замахнулись на семейную животноводческую ферму, ведь сумма гранта там максимально доходила до 20 млн. Наталья Алексеевна пояснила очень логично: «Я не была уверена, что меня это затянет». На первое место она ставила семью детей, и только потом – любовь к животным и бизнес. Но затянуло. А именно будучи ответственной за детей, женщина быстро поняла, что бизнес бросать нельзя.
Грантовики, спроси любого, расскажут, как нелегко составить бизнес-план, выиграть конкурс, освоить полученные деньги, а потом ещё пять лет строго за них отчитываться. Поэтому на «второй круг» мало кто соглашается. Так думала и наша героиня.
– Я говорила: на семейную ферму? Нет-нет-нет, не пойду ни за что на свете! И так получилось, что привело меня всё-таки рискнуть. Потому что избыток молока требовал переработки. Частично мы это делали и делаем по «бабушкиным» рецептам, а когда пришла тема сертификации, необходимости этикеток даже в обычные магазины, я занялась этим вопросом. И вышло, что нужно строить специальные помещения. А там очень много всяких требований по санитарным нормам, в том числе и по дистанции между цехом переработки и коровником и т. д. и т. п.
Фермер рассчитала, что можно приобрести и построить на 30 млн рублей, но не всё из необходимого можно было включить в бизнес-план. Например, оборудование – пожалуйста, а на приобретение модульного цеха по переработке молока, где его размещать, добро не давали. Мол, возведение модуля – не капитальные вложения. С подачи белокалитвинской энтузиастки донскому минсельхозпроду удалось продавить эту нестыковку в Минсельхозе России. Так же было раньше и с техникой. Почему-то считалось, что растениеводу трактор нужен, а животноводу – нет.
– А я каждый год нанимаю дядю какого-нибудь сено скирдовать, навоз сгрести, плачу почасовую. Но когда эти запреты сняли, сомнения развеялись окончательно: за грант нужно побороться. Тем более в том году 20% софинансирования взял на себя регион. Так на 60% государственных средств требовалось вносить 40 своих, а с «губернаторскими» получалось всего 20%. И вот из 29 претендентов до финиша дошли только трое, и я в том числе.
Работа кипит
Не скажу, что территорию не узнала, однако многое здесь изменилось даже из того, что глазом не заметишь. Те 60 га пастбищ, что достались из муниципального фонда в аренду, Глуховская теперь выкупила. На положенном расстоянии от всех хозяйственных помещений стоит готовый модуль. Внутри пока ещё в заводской упаковке ждёт своего часа полный комплект оборудования. Осталось подвести свет, воду и вывести канализацию.
Когда видишь это вот так: не было, а теперь – всё на своём месте, кажется, не обошлось без сказочной лёгкости. И только глава КФХ знает, какого напряжения потребовали эти «хрустальные дворцы». Даже просчитать, выбрать необходимое оборудование, найти изготовителей и поставщиков – уже труд немалый. А состыковать всё, когда везут не разом, а в пять приёмов, с задержками, обеспечить кран, выгрузку. И все эти работы пришлись на время пандемии.
Тем не менее от плана не отступают. Пока ещё на уровне фундамента, но уже чётко виден периметр современного коровника на 100 голов, с доильным залом, с помещением для танка-охладителя. Строители на «экскурсию» не отвлекаются, занимаются своим делом. И найти таких – тоже нужно было уметь. Практически всех грантовиков, и Наталью Глуховскую тоже, не обошло стороной навязчивое предложение многочисленных фирм. Откуда только узнают? Такие перспективы рисуют, выманивая аванс. Скольких фермеров уже кинули такие сладкоречивые мошенники. Так что найти нормальных строителей – психологом нужно быть.
К декабрю коровник должны закончить. А в начале следующего года его займут новосёлы. С ООО «Вера», племенным хозяйством бурой швицкой породы, уже есть договорённость на 40 голов. Везти недалеко – из Матвеево-Курганского района, акклиматизироваться животным не придётся.
– И молоко у них хорошее что по жирности, что по белку. У меня три таких коровы есть, теперь уже и потомство от них. Опять же это порода мясо-молочная. А мы намерены бычков откармливать сами. Подспорье, когда нужно налоги заплатить, корма купить или ту же подстилку. Я посчитала, что опилки выходят даже выгоднее, чем солома. Но как в магазине не получается – пошёл купил, сколько нужно, потом ещё. Завозим целый самосвал. Значит, нужно сразу отдать кругленькую сумму.
Расписание на послезавтра
Ещё в прошлый раз обратила внимание, как чётко просчитывает Наталья Алексеевна всё на несколько ходов вперёд. Что ни возьми. Хоть те же корма. Она их закупает уже несколько лет подряд у одних и тех же поставщиков. И говорит, так выгоднее. Если прикинуть затраты на семена, ГСМ, амортизацию техники, сделать поправки на погоду, то получается – заморачиваться с сеном не стоит. Также и комбикорма покупает готовые. На рацион у неё свой взгляд. Заметила, что силос не лучшим образом влияет на вкус молока, поэтому практически его не использует. А про «вкусняшки» не забывает: дойным бурёнкам на «десерт» всегда приготовлена люцерна. Ещё любят коровки полакомиться яблочками. На пастбище первым делом спешат к плодовым деревьям.
Просчитала фермер, что искусственное осеменение сорока коров нерационально, поэтому держат на ферме быка. А там видно будет. Но оптимально, считает, иметь порядка полсотни дойных коров. Со следующего года намечен серьёзный ремонт стада. «Старушек» будут выбраковывать, также избавляться от чёрно-пёстрой породы. Они молочные, и бычки от них не лучший вариант на откорм.
Наталья Алексеевна уже наметила с технологом, какую продукцию станет выпускать её мини-завод. Половина, так же как и сейчас, будет распродаваться молоком, только пастеризованным. Простокваша, творог, сквашенное томлённое молоко, йогурты, со временем и сыры.
– Ещё заметила, влёт идёт сыворотка, особенно летом. Даже удивлена была.
Так что производство получится практически безотходное. Сегодня продукцию КФХ Глуховской можно найти в четырёх магазинах города Белая Калитва. А кроме того, пандемия подстегнула «интернет-торговлю».
– Помните, в прошлом году, когда объявили локдаун и народ сидел по домам? А у нас, сельхозтоваропроизводителей, были пропуска на свободное перемещение. Люди откуда-то понаходили мой телефон, столько заказов было, еле успевала развозить. Многим так пришлась по вкусу доставка на дом, что и сейчас звонят. Уже знаю, кому в летней кухне оставить заказ, кому на забор повесить, кому на этажи поднять.
Тылы пока в резерве
Семья активно в крестьянско-фермерском хозяйстве не участвует. Муж по-прежнему занимается грузоперевозками. Но когда придёт новенький МТЗ с климат-контролем, Наталья Алексеевна надеется, что супруг трактор вниманием не обделит. Старший сын Руслан учится на машиниста. И мама в выборе этой профессии его только поддержала, рассуждая, что ферма, если захочет этим заниматься, от парня никуда не уйдёт. В конце концов, ради детей Наталья Алексеевна и строит бизнес. А «зачинщику» его создания о работе думать рановато. В этом году Ярославу исполнилось только шесть лет. Правда, в школу он уже пошёл. Воспитатели сказали: готов, тянуть не стоит, чтобы не перегорел интерес. Вот почему-то так и кажется, что такой же интерес, как сейчас к учёбе, возникнет у мальчика и к семейной ферме.
Людмила Воробьёва
п. Сосны, Белокалитвинский р-н,
Ростовская обл.