«На склоне лет нашла захоронение своего отца»

Жаль, мама и братья так и не узнали, где и когда он погиб

Нина Ивановна Сидоренко из Большекрепинской слободы Родионово-Несветайского района – давний друг нашей газеты. «Крестьянин» выписывает с самого его основания. Периодически присылает письма. То о ком-то хлопочет, то пытается «пробить» ремонт разваливающегося здания почты или дороги, разбитой большегрузами, когда возили через слободу щебень на строительство «Ростов-Арены». Бывает, жалуется на личные беды. Она принадлежит к той категории участников войны, которая до сих пор не признана государством, долг перед которой оно, наверное, никогда не отмолит.

Родилась Нина 22 февраля 1941 года. После четверых сыновей девочка была особенно долгожданной, и тут уж в доме воцарилось полное счастье. Семья была дружная, работящая. Отец, весёлый, мастеровитый, учил сыновей сапожничать, играть на разных музыкальных инструментах. Вот только дочку ничему не успел научить, не успел и от неё услышать: «Папа».

Иван Афанасьевич Ващенко ушёл на фронт в самом начале войны. И сгинул. Только в 1946 году пришла на него похоронка. Горе вдовы не передать словами. Она не просто осталась одна с пятью детьми на руках, она осталась без крыши. Ещё во время войны сгорел их дом. Но справилась, вырастила всех порядочными людьми. Вот только терзало родных, что о муже и об отце ничего не могли узнать. Писали во все концы – безрезультатно. И лишь недавно, когда Нина Ивановна подключила к поискам детей и внуков, благодаря интернету удалось выяснить, что погиб Иван Афанасьевич в начале 1942 года на территории Калининской области (теперь – Тверской).

«Но одно хорошее, что я на склоне лет нашла захоронение своего отца, – сообщила Нина Ивановна в конце письма после рассказа о неравной борьбе с местной бюрократией. – Похоронен он в братской могиле в деревне Плоское Бельского района Тверской области. Там лежат только известных 6 016 человек и столько же безымянных. В 1996 году на деньги, собранные народом, на месте ожесточённых боёв построили «Монумент Славы», на плитах которого увековечили всех воинов. Я списалась с главой. Она прислала фото памятника, рассказала, что ухаживают за ним ученики местной средней школы. Я отослала 15 тысяч рублей за их труды. И буду посылать ещё деньги, чтобы помянули моего отца и его боевых товарищей. Поехать туда я не смогу – финансы не позволяют, да и здоровье тоже».

Заканчивая письмо, Нина Ивановна вновь припомнила обиды: «Мой отец Иван Афанасьевич Ващенко защищал Родину и погиб. А теперь выходит, Родина не может мне помочь». И что тут скажешь пожилой женщине из поколения «детей войны» – категории, так и не признанной нашим государством.

Людмила Воробьёва

 

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин