«Земский учитель» шагает по стране
Педагоги рассказали, почему переехали из города в деревню
За год сельские школы Ростовской области пополнились благодаря программе «Земский учитель» на 40 педагогов, как сообщило правительство Ростовской области. Они прибыли в те уголки, где особенно нужны. Немаловажно, что министерство образования поощряет «новобранцев» рублём, выделяя каждому по миллиону.
Чтобы стать земским учителем, нужно быть младше 55 лет, иметь среднее или высшее профессиональное образование, в школе, куда учителя берут на работу, ему должны выделить не меньше 18 учебных часов, и отработать на одном месте при такой нагрузке он обязан не менее пяти лет. «Крестьянин» поговорил с учителями, которые переехали в Ростовскую область, и узнал, как их приняли на новом месте.
Одной программой проблему не решить
Ирине Андреевне Ендальцевой – 45. Родилась и выросла в станице Вёшенской. В 1990-х уехала учиться в Ростов, где и задержалась, работая учителем начальных классов, на 20 лет. На вопрос, почему всё-таки решила променять город-миллионник на село, отвечает: всегда тянуло в деревню. Нравятся чистый воздух, неспешный темп жизни, настоящие продукты – к тому же здесь они в разы дешевле, чем в городе.
– В таком возрасте как раз и можно махнуть в деревню, а вот в молодом – попробуй уехать из Ростова, – говорит Ирина Андреевна. – Сейчас дети уже взрослые, не требуют внимания, с мужем тоже отношения стабильные – когда живёшь больше 20 лет в браке, доверяешь и понимаешь. Если у тебя семья, это не значит, что нужно тереться друг возле друга. В деревне я вижу прекрасные тому примеры: женщины рожают и воспитывают детей, а мужчины зарабатывают деньги на Севере и содержат семью.
Ирина Ендальцева
Программой «Земский учитель» Ирина заинтересовалась сразу, как только она появилась. Говорит, что к мысли о переезде её подтолкнула аналогичная инициа-тива «Земский доктор»: знакомые врачи были очень довольны, переехав в Кашары, где они сразу получили хорошую должность, высокую зарплату, притом что в Ростове не было условий для карьерного роста и денег всегда не хватало.
– Работать в сельской школе чуть полегче – детей и тетрадей для проверки меньше. Это плюс, можно каждому ребёнку уделить достаточно времени, – продолжает Ирина. – И отношение к учителю в сельской местности более уважительное. Например, в городе у родителей масса требований и претензий, больше пренебрежения, потому что всегда есть репетитор, своего рода замена классному руководителю. Я знаю это по себе, отработав в Ростове больше 20 лет. Тяжело в таких условиях.
К сожалению Ирины, в Вёшки, куда она так хотела вернуться, учителя не требовались. Альтернативой стал хутор Вербовый Лог в Дубовском районе неподалёку от Волгодонска. Для Ирины важно, чтобы рядом был город, куда можно и в торговый центр съездить, и культурно отдохнуть:
– Многие знакомые удивляются: «Как ты там живёшь? Там же скучно! Театра и кино нет». Можно подумать, что они в городе каждую неделю в кино ходят. Я работала в Ростове с девяти утра до девяти вечера, а на выходных подрабатывала репетиторством. Когда тут по театрам ходить?
Ирина рассказывает, что в селе её встретили с распростёртыми объятьями: директор сразу нашла учительнице жильё, познакомила с будущими учениками и их родителями, выделила нужные часы.
– Мне всё сразу понравилось. Даже отработав день в школе, я возвращаюсь домой не уставшая, поэтому жаловаться не на что, – говорит Ирина Андреевна.
Из минусов хуторской жизни Ирина называет отсутствие привычной городскому жителю инфраструктуры: банкоматов, аптек, больниц. Кроме того, Ирина всё никак не может «подтянуть» в деревню мужа, который занимается ремонтом техники. По её словам, с работой здесь проблематично.
– Программа, конечно, хорошая, но было бы лучше, если бы многие через пять лет горели желанием остаться в этой сельской местности. Лишь этой программой проблему не решишь – надо развивать село в целом, – убеждена Ирина Ендальцева.
Думать на английском
Марии Олеговне Лукиной – 37. Педагогический стаж около 17 лет. Мария родилась в Казахстане, закончила колледж, потом три года работала в деревне, несколько лет жила в Москве и Санкт-Петербурге, а затем переехала на Алтай, где и получила российское гражданство. Там же выучилась на преподавателя английского языка в педагогическом университете и переехала на юг, в Краснодарский край, вслед за подругой.
– И в Москве, и в Питере мне показалось шумно. Я не хотела жить там, где много людей, метро. И именно там мне приходилось больше всего общаться – работала офис-менеджером в одной компании, но часто выступала как переводчик, когда к нам приезжали иностранные гости, которым нужно было показать город. После столиц я стала больше тяготеть к деревне. Поняла, что не хочу этого «движа», хочу жить там, где людей не много.
О программе узнала, когда уже два года работала в кубанской школе. Решила, что в Ростовской области у меня больше шансов на победу, чем в Краснодарском крае, поэтому и решила подавать заявку сюда. Вообще, сделать такой вызов, рискнуть – для меня нормально. Мы с мужем искали какое-то своё местечко и нашли, – говорит Лукина.
После того как заявку учительницы на переезд в Багаевский район одобрили, её муж, как «капитан корабля», сразу взял всё в свои руки: приехал на место в станицу Манычскую, выбрал дом, в который вложили деньги с программы и остаток материнского капитала.
Ученики Марии Олеговны были очень рады новой учительнице: как рассказали сами ребята, за полгода они выучили столько, сколько не узнали за все предыдущие годы. Активные и жизнерадостные пятиклассники, перебивая друг друга, не уставали повторять: Мария Олеговна – самая добрая среди всех учителей. «Это сущая правда», – подчеркнула светловолосая девочка.
Мария наблюдает у ребят определённый прогресс. Если раньше им давались тяжело чтение, говорение, письменные задания, то теперь они горят занятиями английским и делают успехи:
– Я ввела балловую систему, ставила плюсики, у них появился стимул их получать, даже двоечники и троечники задвигались. Занимаются две-три недели, выполняют домашние, приносят задолженности и получают заветные плюсики, а из них – уже и оценки. Но во многом прогресс ребят – благодаря системе «погружения», которую я никак не могла опробовать на предыдущих местах работы. Занятия полностью ведутся на английском языке. Даже когда меня видят в коридоре, обязательно здороваются по-английски, и это здорово.
Кроме того, именно в Манычской средней общеобразовательной школе Марии позволили опробовать новый формат работы – выходить на улицу и работать с ребятами там. Она уверяет, что далеко не во всех школах директор может пойти навстречу, а здесь ей разрешили практически сразу.
– Это, если можно назвать так, «природосообразность». Если природа даёт возможность выйти на улицу, дышать, двигаться, то почему всё тёплое время года там и не заниматься? Мы садимся под дерево, берём мячик, одеяла, пледы, приносим игрушки и общаемся на английском, перекидываем мяч, задавая вопросы. Я давно хотела сделать занятия игровыми. Наверное, следующий уровень – это йога на английском, – смеётся Мария. – Соединение движений тела и слова тоже способствует запоминанию.
На замечание, не тяжело ли было ребятам с непривычки, учительница отмечает:
– Конечно, мозг сопротивляется, но ведь это же и рост, когда ты преодолеваешь какие-то препятствия одно за другим. В девятом классе, например, ученики уже рассказывают мне правила на английском. Одна девочка прямо так и сказала: «Я чувствую, что начинаю думать на нём». И это такой бальзам на мою педагогическую душу, – улыбается Мария.
Маргарита Шеховцова
Ростовская обл.
Фото из личного архива героев