Проверки станут обязательными?
Взрыв газа в жилом доме Шахт может послужить поводом для ужесточения законодательства
Следственный комитет России опроверг вероятность теракта на месте трагедии 14 января в Шахтах. Во взорвавшемся девятиэтажном доме не обнаружено следов взрывчатки. Версия о хлопке бытового газа остаётся основной.
Предположительно, источник детонации находился в квартире № 72 на девятом этаже. В ней проживала 66-летняя преподавательница Шахтинского колледжа топлива и энергетики Людмила Власова. Её обгоревшее тело было обнаружено под завалами 15 января.
Женщина преподавала черчение, техническую механику и инженерную графику. По слухам, за день до трагедии она почувствовала запах газа в квартире и собиралась вызвать специалистов. Якобы именно из-за этого она не оставила ночевать у себя свою внучку.
Но официальных данных об обращении жителей в газовую службу нет. «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» сообщает, что проверка газовой системы дома проходила в 2017 году, а в апреле и мае 2018 года специалисты проводили техническое обслуживание внутриквартирного оборудования.
В результате взрыва были полностью разрушены два этажа дома по адресу Хабарова, 16, уничтожено четыре квартиры, в которых проживали 12 человек. Семерым спасатели помогли выбраться из-под завалов в первые же часы после происшествия. Среди них – жители квартиры № 71 Кирилл Лариков и его дочь Полина, которой всего 1,3 года.
Мать Полины, Виктория, погибла под завалами. Отца с дочерью от неминуемой смерти спасло то, что они ночью перешли спать в другую комнату. Девочка получила ушиб лёгкого, но после лечения в Областной детской больнице уже выписана домой. Кирилл с черепно-мозговой травмой и переломом всё ещё остаётся в шахтинской больнице, с дочерью находится его мать.
Судьба семьи Пашутиных из квартиры № 68 некоторое время оставалась неизвестной. Муж и жена Владимир и Ольга проживали в Словении. А в Шахты приехали на новогодние праздники к старшей дочери Татьяне. Семья занималась аквариумным бизнесом. Соседи вспоминают, что накануне трагедии Пашутины планировали деловую поездку в Москву за кормом для рыб. Но чуда не случилось: на второй и третий день разбора завалов были найдены тела всех троих членов семьи.
Всего в трагедии погибло пять человек.
16 января в городе прошла траурная панихида, на которой присутствовал губернатор. Он пообещал выплатить родственникам погибших по миллиону рублей. Пострадавшие получат 200-600 тысяч рублей в зависимости от степени причинения вреда здоровью. В качестве компенсации за потерю имущества выплатят 50-100 тысяч рублей. А 79 пострадавшим, которые подали заявление, предоставят единовременную помощь в размере 10 тысяч рублей.
Спустя пять дней после взрыва жителей стали пускать в свои квартиры. Прежде всего заселили примыкающий к взорвавшемуся дом по адресу Хабарова, 18 – на нём ударной волной повреждена крыша. Затем разрешили вернуться в квартиры жителям первого подъезда 16-го дома (взрыв произошёл во втором подъезде).
После проверки возобновили подачу электричества, газа и воды. Однако люди всё равно боятся жить в повреждённых домах. В интернете даже разместили петицию, адресованную президенту страны, в которой просят расселить взорвавшийся дом. В первые же дни её подписало свыше тысячи человек.
В то же время работники городской администрации ссылаются на заключения экспертов и решение комиссии по чрезвычайным ситуациям. Разрушенные квартиры планируют отстроить заново.
На время строительных работ жителям дома предоставят другие квартиры, аренду которых будет оплачивать городская администрация. Пока в гостинице «Горняк» остаются 18 человек, они получают трёхразовое питание.
Благотворительный фонд «Шанс» организовал сбор вещей для пострадавших. Открыт специальный банковский счёт, на который в течение трёх дней было перечислено 1,5 миллиона рублей.
Трагедии в Шахтах и Магнитогорске актуализировали вопрос об ужесточении контроля за газовым оборудованием в многоквартирных домах. По мнению эксперта в сфере ЖКХ, члена
Торгово-промышленной палаты России Константина Крохина, в стране практически отсутствует система газового надзора в жилом секторе. Обязанность следить за надлежащим состоянием бытовых газовых приборов возложена на собственников. А они часто люди небогатые и недостаточно ответственные.
Возможность наделить госорганы правом проводить проверки в квартирах обсуждают в Совете Федерации. Если соответствующие поправки в законодательство будут приняты, осмотры жилых помещений станут обязательными.
«В стране должна появиться единая система обеспечения безопасности пользования бытовым газом, – считает председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко. – Сейчас жители сами решают, заключать договор на обслуживание газовых приборов или нет. Проблему представляют люди с низкой социальной ответственностью, которые могут не допускать представителей газоснабжающих организаций на свою жилую площадь».
Но уверенности в том, что причиной взрыва жилого дома в Шахтах стала неисправность газового оборудования, нет. Свидетели склонны говорить о другом: в те дни в домах было очень холодно, качество центрального отопления не удовлетворяло людей, вот почему некоторые пытались обогреваться, включая конфорки на печках. Многие жители также устанавливали в квартирах газовые котлы. Но что именно стало причиной взрыва, выяснят следователи.
Инга СЫСОЕВА
Фото автора