Миллионы потрачены, а счастья нет

В Константиновском районе сельские жители протестуют против бездумного строительства дороги к хутору

В скором времени на карте России одной глухой деревенькой должно стать меньше. По областной программе к хутору Каменно-Бродский в Константиновском районе строится асфальтовая межпоселковая дорога. Региональный бюджет выделил на это свыше 13 млн рублей. Однако вместо того, чтобы радоваться, местные жители негодуют, пишут жалобы в областное правительство и обвиняют чиновников в безалаберности. Что стало поводом для выражения народного протеста, выяснял корреспондент «Крестьянина».

Одну дорогу строят, другую разрушают

200 километров пути лежит до хутора Крюков из Ростова-на-Дону. Затерянный среди живописных полей с разнообразным рельефом, хутор встречает нас пустынными улицами с полуразрушенными зданиями. Возле одного из них с выложенной кирпичами надписью «Юбилейный 1967» пасётся корова, доедая последние остатки высохшей травы.

Из соседнего здания с табличкой СПК «Правда» по очереди выглядывают сельские жители: они пришли на встречу с корреспондентом.

– Четыре года назад нам в хутор Крюков построили асфальтовую дорогу. Двадцать лет мы этого ждали, голосовали за тех кандидатов, кто дорогу обещал! В конце концов район выделил на строительство 9,1 млн рублей, – рассказывают жители. – Мы были очень рады, люди себе машины купили. В магазины без перебоев стали поступать товары. Тех, у кого нет машины и здоровье слабое, в райцентр возило социальное такси за 50 рублей – это районная администрация организовала. С хутора Верхнепотапов к нам иногда доезжала «скорая помощь», спасибо главврачу районной больницы. Та же пожарная могла до нас проехать. А теперь вот не знаем, как зимовать будем!

Если посмотреть на карту, видно, что Крюков лежит восточнее от трассы Константиновск – Тацинская. С трассой Крюков соединяется асфальтовой дорогой (той, которую хуторяне так ждали и которую им построили в 2012 году). 

За Крюковым идёт хутор Каменно-Бродский. Проехать туда, судя по карте, проблематично: дороги от Крюкова к Каменно-Бродскому ещё не значится. Её только сейчас строят.

Это новое строительство межпоселковой дороги от Крюкова до Каменно-Бродского и стало одним из поводов для собрания. Местные жители уверены, что дорога в Каменно-Бродский не нужна, а кроме того, тяжёлая дорожная техника подрядчика, по мнению жителей, разрушила ту единственную асфальтовую дорогу, соединяющую Крюков с трассой.

 

В предчувствии блокады

– Дорогу и строили-то в 2011 году невесть как. Было два подрядчика – ПМК-4 и ИП Кошаташян А.Г. Когда только начали строить, мы обратились в районную администрацию: пусть, мол, подрядчики к нам подойдут, спросят, в каких местах усилить дорогу надо, мы-то её как свои пять пальцев знаем, двадцать лет всё-таки за свой счёт поддерживали, ямки щебнем подсыпали, – говорит председатель СПК «Правда» Владимир Сухоруков. – Но никто не обратился. В итоге на участке, который строил ИП Кошаташян, уже на второй год появились повреждения. А потом этот же предприниматель выиграл тендер на строительство межпоселковой дороги Крюков – Каменно-Бродский. К ноябрю 2016 года на дороге к хутору Крюков живого места не осталось.

Действительно, когда мы ехали в Крюков, обратили внимание на несколько участков, в которых дорожное покрытие сильно повреждено. Объехать такие ухабы зимой, в период распутицы, будет сложно. 

Хуторяне жалуются: в Крюков перестало ходить социальное такси. Жители запасаются продуктами на зиму, как будто готовятся к блокаде.

– Мы дорогу свою берегли: если кому что тяжёлое везти надо, тем же фермерам урожай – посылали машины в объезд по полевым тропкам, – говорит пенсионер Владимир Скрипников. – А подрядчику что? Он здесь не живёт. Ему, наверное, чем быстрей дороги портятся, тем больше работы будет. Я, когда его встретил, сказал, чтобы по полевой дороге технику пускал, а здесь не ездил. Они стали объезжать, но сделанного не исправишь.

ИП Кошаташян А.Г. выигрывает тендеры на госзакупки в Константиновском и соседнем районах с завидной регулярностью. Строит дороги и дома для сирот, ремонтирует здания МВД, устанавливает модульные ФАП. В конкурсе на строительство дороги в Каменно-Бродский он был единственным участником аукциона и выиграл его, сбросив начальную максимальную цену 13 769 460 рублей ровно на тысячу.

По поводу разрушенной дороги жители обратились в районную администрацию. Им обещали отремонтировать повреждения. Спустя несколько дней после визита корреспондента нам сообщили, что, действительно, несколько ям засыпали асфальтом и щебнем. Но селян это не утешило.

Жертвы необъявленной войны

– Я живу в хуторе Каменно-Бродский. Вы думаете, я должен радоваться, что в хутор дорогу строят? Да не нужна она! – говорит Леонид Борзов.

Бывший ростовчанин вспоминает, что Каменно-Бродский, куда он переехал в 90-х годах, был вполне приличным хутором, со своим магазинчиком и клубом. Сейчас жилых в нём осталось три двора, на машине ездит один Борзов. Для кого дорогу строить?

Мы проехали по вновь построенной асфальтовой дороге. Появились вопросы к качеству её строительства: в некоторых местах асфальт можно проковырять пальцем. Сколько же она простоит? Но главное – не покидает ощущение абсурда: кажется, что дорога ведёт в никуда.

– Всё, приехали, – останавливает машину местный житель Олег Шавель. – Дальше «Шкода» не проедет.

За новеньким указателем «Каменно-Бродский» асфальтовая дорога кончается. Едва заметная колея уходит куда-то вниз, в кушери. Мы спускаемся по извилистой грунтовой дороге. Двухметровые высохшие стебли сорняков, которые местные называют «морковником» или «горичником» прячут от посторонних глаз развалины магазинчика и фундамент клуба.

– Сколько они уже, лет десять не фунциклируют или больше? – пытаются вспомнить что-нибудь про эти строения Олег Шавель и Леонид Борзов.

Сквозь сухостой я пробираюсь к развалинам белого здания.

– А здесь грек жил, муж Афанасьевны, приветливый мужик был, гостеприимный. Он весь хутор научил синюшки есть – грибы такие. Они у нас всю жизнь росли, а мы не знали, что они съедобные, – вспоминает Леонид Борзов.

Безветренно. Голоса хуторян нарушают могильную тишину этих мест. Куда всё ушло? Жертвами какой войны стало? Заросли горичника скрывают серебристый монумент: памятник погибшим ветеранам. Скульптура изображает двух солдат со склонёнными в печали головами. Они стоят спиной к дороге. Как будто отвернулись, чтобы не видеть, во что превратился хутор, за который воевали.

– Если уж строили дорогу, могли бы её до памятника довести, чтобы люди на День Победы сюда приходили, – возмущается Леонид Борзов. – А лично мне эта дорога никакой пользы не даёт. Мой дом и два других жилых – они всё равно не здесь, а в другой части хутора, туда по-прежнему дороги нет, добираюсь по грунтовке.

В родном районе как чужие

Ощущение абсурда ещё больше усиливается в Крюкове. Также как и в случае с Каменно-Бродским, асфальтовая дорога заканчивается на подъезде к хутору. По самому Крюкову асфальта нет.

Отсутствие дороги с твёрдым покрытием доставляет большие сложности местной детворе. Из 45 учеников крюковской школы 22 ребёнка «на подвозе». В период распутицы или снегопада автобус не может привезти их на занятия.

– Самое большое – пять дней занятий не было, потому что дорогу расчистить не могли, – вспоминают местные жители. – А школа у нас хорошая, девять лет обучения: в прошлом году два выпускника было, один с отличием окончил, оба поступили – в институт и техникум.

– 13 миллионов рублей потратили на строительство дороги, по которой никто не ездит, а по хутору хотя бы до школы дорогу проложить – в бюджете денег нет! – возмущаются жители Крюкова.

Ещё одно абсурдное явление: в центре хутора, возле автобусной остановки администрация провела Wi-Fi. «Это было грандиозное строительство, прокладывали оптоволоконный кабель, – вспоминают жители. – Нам сказали, что на проведение Wi-Fi по федеральной программе потратили около 10 млн руб­лей».

Теперь на остановке хоть и трудно поймать автобус (единственный рейсовый автобус ходит в райцентр два раза в неделю), зато ловятся покемоны, правда, в радиусе всего 50 метров, и часть интернет-покрытия – в непролазных кушерях.

– У нас ещё много чего нет: сотовой связи, воды, газа, детского сада, детской площадки! Траву летом один раз только косили, и то не везде, из освещения – всего пять фонарей на центральной улице (перед выборами повесили), – говорят местные жители. – ФАП несколько месяцев не работает: никак не подключат его к электросетям. А вместо решения первоочередных задач власть выкидывает миллионы на никому не нужные объекты!

– СПК «Правда» – основной налогоплательщик в сельском поселении, мы платим около трёх миллионов рублей в год! – говорит Владимир Сухоруков. – Мы не уходим от налогов, все работники у нас оформлены официально, средняя зарплата в хозяйстве порядка 30 тысяч рублей. Так почему же мы в родном районе как будто чужие?

Денег нет, но логика есть

Заместитель районного главы по ЖКХ Виталий Дьячкин согласился поговорить о сложностях местного самоуправления на примере хутора Крюков. Он признаёт существование проблем, о которых кричат хуторяне, но не согласен с обвинением в нерациональном использовании бюджетных средств. 

– По замыслу, дорога х. Крюков – Каменно-Бродский должна быть продолжена дальше до х. Агапкин. Таким образом мы получим удобное транспортное кольцо, которое сократит путь до Тацинки в восемь раз, – объяснил он. – Как видите, логика в принятии решения о строительстве этой дороги была, но изначально не хватило денег на проектирование. Поэтому мы пока смогли построить только один километр дороги из десяти. 

Высокая стоимость проектирования – одна из ключевых проблем местного самоуправления. По словам Виталия Дьячкина, на проектирование одного километра дороги требуется миллион рублей. Даже аукцион не помогает муниципалитетам экономить на составлении проектов.

– Начальную максимальную цену на проектирование нам согласовывает «Ростовоблстройзаказчик». В ходе торгов бывают снижения, но рассчитывать на это при планировании бюджета мы не можем, – объяснил замглавы района. – Специалисты «Ростовоблстройзаказчика» рассчитывают стоимость проектирования на основе справочников.

Наличие согласованного проекта – отправная точка для муниципалитетов. Своих денег на крупное строительство они, как правило, не имеют, но с готовым проектом могут попадать в различные программы по софинансированию. Таким образом в Почтовском сельском поселении строится дорога х. Крюков – х. Каменно-Бродский, закуплена башня Рожновского (её обещают установить в Крюкове до начала декабря), планируется капитальный ремонт скважины. 

Однако гарантий того, что муниципальный проект обязательно будет профинансирован на уровне региона или федерации, нет, а проекты имеют ограниченный срок действия.

Поэтому нередко бывает и так, что бумаги, на которые с таким трудом изыскивали средства из сельского бюджета, покрываются пылью. 

– Бюджет Почтовского сельского поселения – 7 миллионов 200 тысяч рублей (с дотациями получается 12 миллионов 100 тысяч рублей, но всё, что сверх 7,2 млн, идёт на зарплату муниципальным работникам), – рассказывает Виталий Дьячкин. – Выделить из этой суммы средства на проектирование сложно. Вот вы, если у вас в машине шаровая стучит и надо бы рычаг поменять, а денег нет, вы уже смотрите, что в первую очередь делать надо: шаровую заменить, потому что это угроза безопасности, а рычаг подождёт.

Мы исходим из того, какие есть программы по финансированию, и смотрим, как подогнать под эти стандарты интересы местных жителей.

С 1 января полномочия по строительству дорог и водоснабжению переходят из сельского поселения на уровень района. По оценке Виталия Дьячкина, это положительный момент, так как консолидированный районный бюджет не будет испытывать трудностей в подготовке проектной документации. Однако остаётся вопрос выбора приоритетов: какой населённый пункт благоустраивать в первую очередь, из каких критериев исходить? По мнению Виталия Дьячкина, здесь важную роль будет играть активность самих жителей – чтобы приходили на собрания, участвовали в обсуждениях. 

Возвращаясь к Крюкову, замглавы сообщил, что по хутору дороги будут посыпаны щебнем. При соблюдении технологии, по которой дорога обсыпается в три слоя (фракция 40-70 мм, далее 20-40 мм и сверху 0-20 мм), покрытие получается достаточно твёрдым. В этом случае проектирование не требуется. 

Резонный вопрос: что нового услышали для себя жители Крюкова? Фразу «сложная финансовая обстановка в стране, денег нет», как мантру, повторяют чиновники всех уровней.

Это не убеждает, а только раздражает народ. Тем более когда то у одного, то у другого «слуги народа» всплывают квартиры, битком набитые долларами, крупные счета и недвижимость за границей. И ещё: почему, потратив на инновации «Роснано» уже порядка 300 млрд рублей, государство сулит жителям села щебёночные дороги и башни Рожновского?.. Это ли технологии XXI века? 

Инга СЫСОЕВА
Почтовское с/п – г. Константиновск, Константиновский р-н, Ростовская обл.
Фото Сергея Сысоева

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин