Гляденьем сыт не будешь

Россиянам рыба всё чаще не по карману

В Москве состоялся фестиваль «Рыбная неделя». Свой товар на семи площадках в центре столицы демонстрировали предприятия Крыма, Кубани и Астрахани, Сахалина, Мурманска, Приморья.

Мероприятие посетили более шести миллионов человек. Предлагались и традиционные, и экзотические продукты, добытые в морях и океанах, омывающих нашу страну. Хамса, кефаль, камбала, сардины, крабы, устрицы, мидии, осетры.

Россия богата дарами Нептуна. Объём их добычи растёт и достиг 4,4 миллиона тонн. Однако, согласно статистике, ежегодно съедаем в среднем по 14 килограммов рыбы. На шесть кило меньше нормы, рекомендуемой Минздравом. Вот и за фестивальную майскую неделю продано лишь около 400 тонн продукции – примерно по 70 граммов на каждого участника. Почему так мало? 

Крабы, трубач, гребешок, прочая морская экзотика – для тех, кто богаче. Но и привычный хек не всем нынче по карману. В былые времена минтай копейки стоил, брали в основном для домашних питомцев. Теперь кило «кошкиной рыбы», как называли её хозяйки, тянет почти на 200 рублей. Треска, зубатка, палтус – 500-700 рублей и выше.

Федеральная антимонопольная служба выясняет, кто накручивает цены. Ответил, не дожидаясь её выводов, губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко:

– Доля рыбака в конечной стоимости продукции – от 15 до 25 процентов. Остальное уходит другим участникам цепочки. Добытчики платят налоги, тратятся на подготовку к промыслу. «Сетевики», магазины такой нагрузки не несут, но забирают львиную долю прибыли. 

Как сделать рыбу доступной? Наладить аукционную торговлю, напрямую связывающую промысловика и продавца, сократить торговую наценку. Её доля в стоимости товаров, по сравнению с другими странами, завышена в полтора-два раза. 

По такому пути пошли на Сахалине. Открыли специализированный оптовый рынок, отрегулировали товаропроводящую сеть. Она теперь берёт до 8 процентов при оптовых закупках и не выше 15 – в рознице. А всего – не более 23 процентов, без учёта транспортных расходов. В итоге магазины снизили стоимость килограмма того же минтая со 160 до 80 рублей.

Местные власти ищут решения. А федеральный центр? 

– Планируем укрепить цепочку – от моря до прилавка, – отвечает глава Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков, – модернизировать портовую инфраструктуру, строить перерабатывающие мощности, создавать рыбные кластеры.

Заявления о намерениях. Чтобы их осуществить, нужны серьёзные вложения. Менее пятнадцати миллиардов бюджетных рублей, выделяемых отрасли, недостаточно. Чиновники Минэкономразвития, Минфина жалуются на нехватку средств. Между тем, по данным Счётной палаты, за 2015 год растрачено, разворовано 516 миллиардов рублей. Находятся деньги на дорогостоящие, экстравагантные проекты. Так, в 30 миллиардов рублей обошлось сооружение моста во Владивостоке, а через месяц после пуска он стал разрушаться. Сейчас по нему почти не ездят. Жителей Подмосковья хотят обрадовать кольцевым скоростным трамваем за 220 миллиардов руб­лей. Он свяжет близлежащие города области, сократит дорогу на работу. Но едут, как правило, в Москву, на электричке, а в соседние населённые пункты ходят маршрутные такси. Минпромторг попросил выделить из бюджета 49 миллиардов рублей на мероприятия, связанные с празднованием 50-летия «АвтоВАЗа». 

– В космос летаем, космодром на Дальнем Востоке построили, а рыбу оттуда в центр доставить не можем, – посетовал Владимир Жириновский на одном из пленарных заседаний Госдумы. 

Промысловым судам невыгодно разгружаться в своих портах. Много волокиты, формальностей. Проще продать улов прямо с борта иностранцам, за доллары. Препоны чинят сознательно, считают многие эксперты. Потому что морепродукты, сбываемые на сторону, приносят чиновникам баснословные прибыли. Пример – бывший губернатор Сахалинской области Хорошавин и ему подобные, чьи миллиарды пахнут рыбой. 

В советское время доходов отрасли хватало на модернизацию, постройку судов, развитие прибрежной инфраструктуры. Тогда управляло этим хозяйством Министерство рыбной промышленности, а сегодня – агентство при Минсельхозе. В правительстве его курирует вице-премьер Аркадий Дворкович. К чемпионату мира 2018 года предлагает наладить выпуск беспилотных автомобилей.

Переплюнуть, таким образом, японцев. Они, кстати, потребляют рыбы вчетверо больше нашего. Вот бы и подумать о том, как догнать их по этому показателю.

Специальность Дворковича – экономическая кибернетика, от рыболовства далёкая. Впрочем, была у нас и глава Минсельхоза врач-кардиолог, чуть ли не до инфаркта «залечившая» аграрный сектор. При Борисе Ельцине один из кураторов АПК требовал «свое­временно сажать озимые», а телят называл «маленькими коровками». Был у нас и министр обороны, гендиректор «Мебель-Маркета», оставивший после ухода с поста армию проблем. Может, каждый из них – толковый кибернетик, мебельщик, доктор, авиатор. Но «сапоги тачать» должен сапожник, а «пироги печь» – пирожник. 

В сентябре, пообещал Илья Шестаков, москвичей ожидает второй такой фестиваль. Будет предложена рыба, икра лососёвых пород. Что ж, посмотрим, повздыхаем. Благо за показ денег платить не надо.

Александр ДЕМИДОВ
г. Москва

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Экономика
Газета: Газета Крестьянин