Переработчики молока: проблема не в упаковке, а в ценах на неё
Себестоимость продукции выросла ещё сильнее, и производители нуждаются в серьёзных мерах поддержки
Уход зарубежного бизнеса из России, который поддержал санкции, вылился в проблемы дефицита. Например, в середине марта переработчики молока предупредили о проблемах с упаковкой. Глава Молочного союза России Людмила Маницкая заявила, что непростая ситуация возникла из-за приостановки работы завода Elopak. Это крупнейшее в России предприятие занимало половину рынка картонной упаковки для длительного хранения продукции. Также Маницкая говорила о проблемах с ингредиентами. Например, закваски, наполнители для творожков были импортными.
Разберёмся, как влияет уход иностранных поставщиков товаров на ситуацию на донских заводах, занимающихся переработкой молока. Что собирается делать государство и что реально нужно производителям.
Рост цен местами кратный: до 300%
— По упаковке нет дефицита. Однако есть кратный рост цены упаковочного материала, — комментирует ситуацию Сурен Обаян, генеральный директор ОАО «Молочный завод Мясниковский», одного из подразделений компании «Белый медведь».
По его словам, молочный завод сейчас ищет варианты замены некоторых зарубежных поставщиков. В частности, тех, кто снабжал ингредиентами для производства молочной продукции.
Но проблема на сегодняшний день не в том, чтобы найти альтернативных поставщиков на те или иные продукты. Они есть на рынке. Проблема — в ситуации с закупочными ценами на ингредиенты. Рост местами кратный: от 30 до 300%.
Полностью покрыть возросшие затраты повышением отпускных цен молочный завод не представляет возможным.
— Мы не можем настолько сильно повысить отпускную цену на продукцию, потому что конечный потребитель не сможет её приобретать, — объясняет Сурен Арсенович.
Необходима государственная поддержка. Например, даже временный мораторий на внедрение маркировки – существенное подспорье для производителей. (О решении переноса сроков внедрения маркировки с 1 апреля на 1 сентября 2022 года, которого добивались переработчики, стало известно через несколько дней после интервью. – Прим. авт.).
— Главным инструментом, который мог бы помочь в это нестабильное время выжить, это льготное кредитование переработчиков молока, — подчёркивает собеседник «Крестьянина». — Мы интересуемся этим вопросом плотно. В рамках действующего постановления, которое предполагает возмещение 100% ключевой ставки, объявлен кредит под 5%. Однако в документе существенно ограничены направления деятельности, при которых переработчики могут попасть под льготные кредиты. Мы пока не смогли выбрать то направление, под которое бы наш молочный завод прошёл.
Таким образом, пока льготное кредитование переработчикам молока недоступно, но они его очень ждут.
Подстройка под изменения
Молокопереработчики смотрят на ситуацию как на сложную, но имеющую решение. Например, на Семикаракорском сыродельном комбинате заявляли, что есть «как минимум полугодовой запас необходимых комплектующих для оборудования, ингредиентов и компонентов для выпуска продукции, а также тароупаковочного материала».
Также в конце марта стало известно об открытии цеха по производству сортов сыра с так называемой «благородной плесенью» на предприятии «Егорлык-Молоко». Директор ООО «Урожай» (соучредитель ООО «Егорлык-Молоко») Дмитрий Пискун подтвердил это в телефонном разговоре, заявив, что к открытию цеха они шли год, так что оборудование было приобретено заранее. Он согласился, что могут быть сложности в поиске поставщиков деталей для него. Однако настроен, в целом, позитивно: «У нас производство законченного цикла: коровы свои, корм свой, переработка своя. Сейчас самое время развиваться».
В фирме «Калория», одном из крупнейших молокоперерабатывающих предприятий юга России, вынуждены поменять упаковку продукции. Гендиректор компании Татьяна Садовая заявила в интервью «Эксперт-Юг» о работе над восстановлением заквасочного отделения. Это позволит вернуться к стародавнему способу производства закваски.
Также руководитель «Калории» подтвердила, что есть «серьёзная потребность в денежных средствах», так как многие поставщики перевели расчёты в валюту. При этом она считает, что отрасль справится:
«Поддержка производителей банками и государством осуществляется, поэтому надеемся закрыть все счета благополучно».
Однако не все представители производителей верят, что денежная поддержка будет существенная. Например, основатель ГК «Молвест» депутат Госдумы РФ Аркадий Пономарёв в интервью «Блокнот-Воронеж» высказал мнение, что «миллионные субсидии, о которых любят отчитываться чиновники, — это как глоток боржоми, когда уже слишком поздно начинать лечение».
В издании приводятся цифры за 2021 год. Сравниваются субсидии от государства и вложения в производство молочного комбината «Воронежский»: 149 млн против 1,7 млрд рублей. И ещё несколько сотен миллионов рублей предприятие выплатило в виде налогов и сборов.
Рост себестоимости производства продолжится
В Национальном союзе производителей молока заявили, что представители организации сейчас «занимаются проработкой инструментов, которые могут снизить давление на бизнес». Однако есть объективные факторы, которые влияют на себестоимость, – курс валют, ключевая ставка. На них организации не повлиять.
– Особенно чувствительна к изменению курса статья затрат на упаковочные материалы. Здесь доля импортной упаковки и сырья для неё была довольно существенной, – поясняет Мария Жебит, директор департамента по связям с общественностью и государственными органами «Союзмолока».
Она подчеркнула, что себестоимость растёт как в сырье, так и в готовой продукции. В среднем себестоимость производства литра молока выросла за 2021 год на 15-16%. Серьёзно увеличилась себестоимость и в части переработки – на 14-16% в зависимости от категории.
По мнению эксперта, тенденции 2022 года ведут к тому, что рост себестоимости производства молока продолжится. Ведь повышаются цены на дизельное топливо и высокоэнергетические корма, дополнительными сквозными факторами остаются инфляционные процессы в экономике и слабый рубль.
– Молоко и молочная продукция относятся к социально-значимой категории товаров, и производителю не так просто переложить рост себестоимости продукции в цену на полке, особенно в условиях сокращения реально располагаемых доходов населения, – напомнила Мария Эдуардовна. – Производители до текущего момента предпочитали жертвовать своей рентабельностью, но сохранять потребление, однако в этом году у многих закончился этот буфер.
Таким образом, в организации прогнозируют, что часть молочных товаров ждёт повышение цен, однако нет тенденции, что будут «резкие скачки и необоснованные повышения» цен на социально-значимые товары.
Поможет сохранить цены низкими и решение ФАС, которое обязывает торговые сети установить максимально допустимую наценку в 5% от цены закупки на часть социально значимых продуктов с марта 2022 года.
Государственная поддержка
Таким образом, требуется существенная помощь от государства. Пока же изменений в структуре и размере субсидий для производителей нет.
Однако сказать, что государство не слушает переработчиков, нельзя. Например, Южный молочный союз написал письма главам регионов для приостановления маркировки молочной продукции. В регионах отреагировали, встретились с производителями, направили просьбы в Минпромторг. Итог – окончание этапов маркировки перенесено на 1 сентября 2022 года.
Изменится ли ситуация с санкциями и дефицитом некоторых средств производства к этому сроку, неизвестно. Опрошенные участники рынка считают, что ситуация как минимум станет менее напряжённой и более ясной.
Также известно о другой помощи. Минсельхоз внёс проект постановления о компенсации 70% затрат на оборудование. Важно, чтобы оно было приобретено в промежуток между 2021 и 2023 годами и использовалось только для соблюдения закона о маркировки. Смогут ли российские предприятия далее покупать такое оборудование? Пока вопрос остаётся открытым.
Екатерина ШАПОВАЛОВА
Фото Сергея Топчиева