Дорогого стоит

Что такого особенного в аппаратах «АРМИС», если власти готовы платить за них по полмиллиона и ставить в каждой второй школе?

«До 1 сентября 2017 года во всех 550 базовых школах области должны начать работать аппаратно-диагностические комплексы «АРМИС» для раннего выявления заболеваемости школьников. (…) “Уже через два года более 80% донских школьников будут охвачены диагностикой раннего выявления заболеваний”, – отметил Василий Голубев».

На первый взгляд, это сообщение, появившееся на сайте правительства Ростовской области, должно порадовать любого нормального человека: заболеваемость выявят, школьников охватят и наверняка вылечат. 

Но на то мы и журналисты, чтобы сначала узнать подробности и посчитать плюсы и минусы. А потом уже радоваться – если получится. 

Так что давайте по порядку.

Как это здорово

«Инновационный пилотный проект по здоровьесбережению» – так называется на официальном языке обследование школьников с помощью «АРМИСа» – действует в Ростовской области с 2012 года. Начинали со ста школ, а когда опыт признали удачным, количество «пилотных» школ увеличили сначала до 232, а потом – до 550. И на этом, очевидно, не остановятся: решением Минздрава РФ «АРМИС» включён в перечень медицинского оборудования, рекомендованного для использования в медблоках школ. 

 Умножив 490 тысяч рублей на 550 школ, мы получаем совсем уже серьёзную цифру – 269 миллионов рублей

В Ростовской области, по информации областного министерства общего и профессионального образования, действует 1 118 дневных общеобразовательных школ. Так что 550 школ – это как раз половина от общего количества. А сколько же, интересно, стоит этот чудо-аппарат, который скоро будет в каждой второй школе?

На сайте ООО «КорВита», которое разработало аппаратно-диагностический комплекс «АРМИС», обозначена рекомендуемая цена: 490 тысяч рублей. Наверное, это и правда чудо инженерной мысли, если власти готовы выделить на него по полмиллиона рублей (основательная сумма для наших небогатых школ) из областного бюджета? А умножив 490 тысяч рублей на 550 школ, мы получаем совсем уже серьёзную цифру – 269 миллионов рублей. Впрочем, аппараты, которые уже поставили в школах, стоили немного дешевле – цены-то растут. А может быть, и в дальнейшем ООО «КорВита» немного снизит цену – для благого дела да для такого серьёзного покупателя, как областная власть?

Логичней всего было задать эти вопросы представителям «КорВиты». Но тут возникла странность. На официальном сайте фирмы не оказалось никакой информации о том, кто этой фирмой руководит. Собственно, кроме краткого сообщения о том, что это «современная производственная компания с мощным конструкторским бюро», специализирующаяся на выпуске медтехники, а также рекламы «АРМИСа» и четырёх безымянных телефонов, там вообще ничего не нашлось. 

Долго набирая наугад все четыре номера по очереди, я наконец поговорила с неким сотрудником – также безымянным – и получила от него номер мобильника коммерческого директора. У директора было имя и даже отчество – Алексей Анатольевич. Правда, фамилию его мне так и не сообщили. 

На мою просьбу рассказать об аппарате и показать его в действии Алексей Анатольевич ответил вопросом:

– Вы будете писать о том, как это всё здОрово?

Мой ответ: «Буду писать всё как есть» – не имел успеха. Алексей Анатольевич обещал поговорить с начальником и перезвонить. Не перезвонил – даже после напоминания. 

И даже тест Малиновского

В Региональном центре здоровьесбережения в сфере образования Ростовской области, где координируют всю деятельность, связанную с «АРМИСом», ко мне отнеслись значительно приветливей. Методист Татьяна Терентьева не только ответила на все мои вопросы, но и с помощью милой девушки Марины продемонстрировала, как работает аппарат. 

– Пропускная способность «АРМИСа» – до 1 тысячи человек в год. В течение 30-40 минут мы обследуем сразу много систем организма: сердечно-сосудистую, ЦНС... Мы измеряем жизненную ёмкость лёгких, уровень слуха, антропометрические параметры (рост, вес и т. д.), остроту зрения... Все данные в обезличенном виде поступают на сервер, а потом с ними работают специалисты. Кстати, мы проводим тест Малиновского, который помогает выявить состояние предмиопии (т. е. предблизорукости) у детей до 12 лет, чего в обычных кабинетах у окулиста не делают, – объясняет методист. 

(По окончании разговора я посмотрела в интернете, какое же особенное оборудование нужно для теста Малиновского, раз его нельзя провести в кабинете окулиста. Вот полный список: стандартные таблицы

Сивцева для проверки остроты зрения в аппарате Рота, очки в детской оправе с линзами +1, щиток для закрывания глаза и стул.)

Я наблюдаю, как Марина жмёт динамометр, как дует в в спирометр – прибор, определяющий жизненную ёмкость лёгких, как проходит остальные стандартные обследования – измерение давления и пульса, ЭКГ, проверку скорости реакции, тот самый тест Малиновского и т. д. А потом задаю Татьяне Терентьевой несколько вопросов. 

65% – это хорошо

– Обследования на «АРМИСе» добавят много работы школьным медсёстрам. Хватит ли у них сил и времени?

– Мы не всегда находим понимание у медработников. Они говорят, что у них и так много работы – одна медсестра на несколько школ, – отвечает Татьяна Николаевна.

– Наверное, это так и есть.

– Да, конечно. Поэтому мы рассмотрели вопрос об обучении работе на этом приборе людей, не имеющих среднего медицинского образования. Больше половины школ используют других специалистов – учителей физкультуры, психологов, социальных педагогов, т. е. тех, у кого есть хотя бы минимальный резерв времени. Они приезжают к нам, мы в течение двух часов проводим с ними обследование со всеми объяснениями и выдаём сертификат. Насчёт оплаты не спрашивайте, это очень больной вопрос: многие работают за копейки, на одном энтузиазме.

Медицинские обследования подтвердили результаты «АРМИСа» в 65% случаев. Получается, точность аппарата невелика.

Насколько добровольный характер имеет этот энтузиазм, я тоже не стала спрашивать.

– Очень многое зависит от грамотной методики – при неточностях, допущенных при проведении обследования могут быть некорректные результаты, – продолжает Татьяна Николаевна. А я невольно прикидываю, насколько грамотным в области функциональной диагностики становится учитель физкультуры или социальный педагог, получивший сертификат в центре здоровье­сбережения.

– В сообщении на официальном сайте правительства Ростовской области приведены цифры: медицинские обследования подтвердили результаты «АРМИСа» в 65% случаев. Получается, точность аппарата невелика...

– 65% – это не мало. Мы же не ставим диаг­ноз. Мы просто говорим о том, что есть какие-то, может быть, отклонения от нормы. А выявить отклонения на ранней стадии – это дорогого стоит.
Что дорогого – это точно. 

Важнейший аспект функционирования

В министерстве общего и профессионального образования Ростовской области на наш запрос нам ответили, что 65% подтверждённых отклонений – это «достаточно высокий показатель», потому что «обследования фиксируют фактическое состояние ребёнка на момент обследования и поэтому могут диагностировать те или иные отклонения в состоянии здоровья школьника, которые не подтвердятся при обследовании у врача-педиатра». Ответ на главный вопрос – нельзя ли было в условиях кризиса потратить 490 тысяч на каждую пилотную школу более разумно? – мы процитируем дословно:

«В настоящее время в 180 базовых общеобразовательных организациях Ростовской области из числа 550 базовых школ уже установлены аппаратно-программные комплексы. Закупка аппаратно-программных комплексов будет осуществляться в течение нескольких лет, исходя из возможностей областного бюджета в соответствии с требованиями федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 

А ещё мы узнали, что «важнейшим аспектом функционирования образовательной системы является сохранение и укрепление здоровья детей» и что существует целая региональная сеть здоровьесберегающих школ. 

ПМЗСД ОО и РЦ ЗСО 

Как оценить, много ли здоровья сберегли вашему ребёнку в школе? Оказывается, для этого есть специальный инструмент. Это, извините за выражение, ПМЗСД ОО. Не пугайтесь, это всего лишь педагогический мониторинг здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций. 

Как сказано на сайте Регионального цент­ра здоровьесбережения (РЦ ЗСО), созданного как структурное подразделение Областного центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции (ОЦППРиК), он «позволяет определить уровень реализации здоровьесберегающей работы школ и в масштабе региона получить данные о количестве ОУ с различной степенью приближения к идеальной модели деятельности». (ОУ – это образовательные учреждения, по-русски – школы.) Так вот, ОУ по результатам ПМЗСД ОО получают разные сертификаты. Те, у кого всё замечательно, получают золотой сертификат ОУ здоровье­сберегающего типа «Школа здоровья», у кого похуже – серебряный или бронзовый. При непродуктивном (низком) уровне здоровьесберегающей деятельности ОУ получает сертификат «Школа, содействующая укреплению здоровья», а при неудовлетворительном уровне – сертификат «Школа, пропагандирующая ЗОЖ». Почему именно так – не спрашивайте, у самой ум за разум заходит. 
Дальше следуют диа­граммы и таблицы, из которых можно многое узнать, например, о «целостности системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся» и «организации безопасной поддерживающей образовательной среды». А вот о том, в какой школе течёт крыша и нет нормального туалета, а в какой есть отличный спортзал и работают спортивные кружки, узнать, к сожалению, нельзя.

Люди, которые всё это придумали, составили и узаконили, отвечают за состояние здоровья наших школьников. «АРМИС» же занимает в этой стройной системе одно из важнейших мест.

Потому что инновации

Итак, давайте ещё раз посмотрим, за что мы (именно мы, налогоплательщики) будем выкладывать по 490 тысяч руб­лей за штуку. Что собой представляет аппарат диагностический для контроля физиологических параметров «АРМИС»?

Можно ли провести все эти обследования «по старинке», а потом вбить их в ту же базу данных? Да, отвечают нам специалисты, и это будет дешевле, точнее и быстрее. Так зачем тогда платить по полмиллиона?

Это центральный блок – коробка с электронной начинкой, к которой прилагаются разнообразные датчики. Датчики надеваются на пациента (если речь идёт об ЭКГ или измерении давления) либо пациент должен сам на них воздействовать (дуть в спирограф или сжимать динамометр.) Информация с датчиков поступает на центральный блок, подсоединённый к компьютеру, а затем заносится в базу данных (программное обеспечение также разработано ООО «КорВита»). 

По сути, это тонометр-спирограф-динамометр и ещё ряд приборов в «инновационной» упаковке. 

Можно ли провести все эти обследования «по старинке», а потом вбить их в ту же базу данных? Да, отвечают нам специалисты, и это будет дешевле, точнее и быстрее. 
Так зачем тогда платить по полмиллиона?

Потому что инновации.

Анна КОЛОБОВА

 

Сергей Афанасьев, врач-терапевт: 

Недешёвая игрушка (частное мнение врача)

– Вы обратились не по адресу: аппарат «АРМИС», в общем-то, никакого отношения к медицине не имеет. Именно поэтому, насколько я знаю, его не используют ни в одном лечебно-диагностическом учреждении, относящемся к здравоохранению. И абсолютное большинство врачей, включая педиатров, о нём даже не слышали. 

Ведь «АРМИС» нельзя использовать ни как аппарат ЭКГ, ни как любой другой медицинский аппарат. Недаром руководство по его эксплуатации идёт под грифом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. И сам «АРМИС» зарегистрирован как «Аппарат диагностический для контроля физиологических параметров». Контролировать физиологические параметры очень полезно. Но для этого существуют более простые, более быстрые, в десятки и сотни раз более дешёвые, а главное – более точные методы.

Первые показатели «АРМИСа» – это запись ЭКГ. Но дело в том, что на этом аппарате даже теоретически можно записать только три канала, так как здесь почему-то сделали только три активных датчика (ещё один – заземление). На всех обычных, «нормальных» электрокардиографах таких датчиков как минимум десять (девять активных и один – заземление), которые снимают как минимум 12 каналов. 12 каналов – это и есть стандартное измерение ЭКГ, по которому можно делать какое-то заключение. 

А что получается в результате? На совещании у губернатора Ростовской области по результатам применения «АРМИС» было заявлено: «Почти у четверти школьников были выявлены в состоянии здоровья отклонения от нормы. Последующее медицинское обследование подтвердило результаты диагностирования в 65% случаев». Вообще-то 65% лишь немногим отличается от случайного распределения в 50%. Если от четверти школьников оставить 65%, то получится, что «АРМИС» выявил какие-то отклонения у 16-17% учащихся. Но дело в том, что, по официальным данным (доклад экс-министра Т.А. Голиковой и отчёты Мин­здрава), у нас здоровы только 21% школьников. Больны 79% из 100. И из этих 79 аппарат за полмиллиона рублей выявил отклонения у 16, с погрешностью почти 50%. Как ему можно доверять?
Очень большая проблема со временем обследования. В инструкции и на сайте компании указано: время исследования – 20 минут на одного человека. Реально те из медработников, кто пытался работать с «АРМИСом», называли 40 минут. То есть за один урок «АРМИСом» можно обследовать одного ребёнка, а обычными методами (не за полмиллиона, а за тысячу руб­лей, максимум две) – целый класс. 

Да, за тысячу рублей не купишь аппарат ЭГК, но «АРМИС» – тоже не электрокардиограф. Зато артериальное давление в обычных приборах сейчас нагнетает компрессор, а не старинная груша, как в «АРМИСе». Измерение массы тела и роста, дыхательного объёма и остроты зрения обычными методами стоит в сотни раз дешевле и проходит быстрее. 

Но самая главная проблема – когда школьным медсёстрам выделить время на «АРМИС»? Медицинские сёстры в школах и детсадах загружены выше головы, а получают мало, меньше других медработников. Обычная ставка – 8 тысяч, но и ту в небольших школах делят пополам, а то и в четыре раза. В малокомплектных сельских школах, куда действительно очень трудно добраться врачам со своими обследованиями, нормой считается четверть ставки медсестры. То есть получают они 2-2,5 тысячи. И к ним в кабинет ставят аппарат, который стоит, как их зарплата за 20 лет. В чём смысл таких дорогостоящих «игрушек»?

 

 

«Всё и сразу»

Мы попросили высказать своё мнение об «АРМИСе» Владимира Смолякова, специалиста в области инженерного дела в медико-биологической практике

– Заменит ли такой аппарат полноценный кабинет и полноценное исследование? 

– Нет, не заменит. Кроме того, крайне необходимо наличие специалиста, отсеивающего возможные ошибки, составляющего компетентное мнение, на основе которого ребёнку выдаётся рекомендация пройти полное обследование в поликлинике или направление к тому или иному специалисту. (Оговорка: в условиях полного отсутствия медкабинета в школе использование аппарата может быть признано полезным.)

– Насколько точными являются результаты исследований?

– Трудно сказать – всё зависит от методики исследования, правильности его проведения, квалификации специалис­та, использующего аппарат и оценивающего его работу. Кроме того, важны возможности аппарата, его надёжность и техническое решение, позволяющее исключить как программную ошибку, так и ошибки оператора. Для каждого из представленных исследований существует перечень характерных ошибок: скажем, при исследовании ЭКГ в подобных аппаратах высока вероятность постановки фибрилляции; при измерении АД автоматическим способом – ставится большой процент нарушений сердечного ритма и повышенного/пониженного давления. Следует также учитывать человеческий фактор: ошибки оператора. Повторюсь – для оценки результатов исследования необходим специалист, а для такого количества разных методик – и не один. Меня, например, озадачивает «автоматическая» проверка зрения – остроту зрения и наличие отклонений должен определять специалист, причём достаточно узкий, с большим количеством специальных знаний. То же самое касается и оценки остроты слуха.

– В чём смысл объединения в одном аппарате традиционных методов обследования?

– Объединение нескольких видов исследований чаще всего применяется в точных системах слежения, применяемых в реанимации, операционных блоках, палатах интенсивной терапии для мониторинга основных жизненных показателей в режиме реального времени. Система отслеживает эти показатели и при отклонении от заданных пределов выдаёт сигнал тревоги. Основными параметрами являются ЭКГ, АД (артериальное давление), неинвазивный контроль газов крови и ЧСС (частота сердечных сокращений). В некоторых случаях дополнительно производится контроль температуры тела. Обычно не больше трёх-четырёх параметров одновременно. Важно понимать, что чем сложнее система, тем выше вероятность ошибки или сбоя. Подобная аппаратура является специализированной, высокоточной и дорогостоящей, к тому же предъявляет определённые требованиями к персоналу: наличие специальных знаний, умение работать с аппаратом, контролировать его.

– Зачем тогда объединять так много исследований в аппарате «АРМИС»?

– Видимо, это попытка создать универсальный аппарат. Так как он заявлен как «аппарат доврачебного контроля», то и требования по классу точности и техническим характеристикам по сравнению с реанимационным оборудованием ниже. То же касается и требований к обучению персонала. Мне также видится ещё и некоторый маркетинговый ход: вы получае­те «всё и сразу», практически готовый диагностический кабинет в одном приборе. Объединение порой имеет смысл, но не в таком количестве. В принципе, можно допустить существование такого универсального аппарата при условии, что работать с ним будет число специалистов, соответствующее количеству исследований. Прибавьте к этому специалиста по ремонту и обслуживанию, а также компьютерщика для настройки системы.

– А что насчёт точности исследований?  Может быть, это повышает точность результатов или даёт ещё какие-то преимущества? 

– О точности трудно судить по описанию. Создатели в первую очередь ставили на широту, всеохватность производимых исследований. Мне представляется, что прибор доврачебного контроля рассчитан на простоту и доступность использования, в его назначение не входит обладать всеми функциями, присущими полноценному диагностическому оборудованию. Например, в аппарате «АРМИС» отсутствуют грудные отведения ЭКГ, что существенно снижет информативность исследования, но нельзя сказать, что исследование в таком виде будет бесполезным. Всё опять упирается в специалиста, производящего процедуру, – точность и эффективность зависит прежде всего от него.

– Сколько приблизительно стоит набор обычных инструментов для таких обследований? Напомню, цена «АРМИСа» – около 490 тысяч рублей.

– Зависит от класса аппарата, производителя, представленных функций. Следует также учитывать стоимость расход­ных материалов и комплектующих, стоимость возможного ремонта и обслуживания. Скажем, для совсем абстрактного примера: аппарат для снятия ЭКГ (одно-трёхканальный) стоит около 30 тысяч рублей. Тонометр – до 5 тысяч. Спирограф (прибор для определения жизненной ёмкости лёгких) – около 40 тысяч. Аудиометр – от 30-40 тысяч. Оборудование для проверки зрения – в пределах 5 тысяч, если не брать совсем специальные приборы, используемые только специалистом (офтальмоскоп, например, он стоит достаточно дорого). А вот во сколько обойдётся обслуживающий персонал ко всей этой технике, я судить не возьмусь.

 

Врач-педиатр, Ставропольский край (имя и фамилия редакции известны):

Патентованное средство индейца Джо

– Аппарат «АРМИС» – это, коротко говоря, «патентованное средство индейца Джо». 

Информативность исследований, проведённых на этом аппарате, не больше, чем у силомера в парке культуры и отдыха. 

При этом в некоторых российских детских поликлиниках есть центры здоровья, оснащённые подобной, но реально работающей техникой. 

Здесь можно определить, скажем, процент мышечной и жировой массы тела, процент воды – и это будет достоверная и полезная информация, которая поможет при лечении хронических заболеваний. К тому же с её помощью родители смогут наглядно объяснить ребёнку, почему, скажем, ему не стоит увлекаться чипсами: в них высокое содержание соли, которая задерживает воду в организме. А 269 миллионов рублей, безусловно, можно было бы потратить значительно разумней – например, построить полностью укомплектованную детскую поликлинику.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: ЭксклюзивЗдоровьеОбщество
Газета: Газета Крестьянин