Вода будет. Через годик-другой

К дефициту воды жители Дона готовы. Тренировались долго: год в одном хуторе, и три – в другом.

Правительство Ростовской области предупреждает: этим летом регион столкнётся с небывалым дефицитом воды. Всем коммунальным службам предстоит пройти испытание на прочность, а потребителям – смириться, что вода где-то будет идти по графику и/или небольшим напором.

Впрочем, это «цветочки» по сравнению с тем, как выживают наши люди в некоторых хуторах, где воду подвозят цистернами.

Приоритеты

– Мы уже больше года страдаем от этого беспредела, – возмущается Фёдор Иванович Христофоренко, житель хутора Мацинин в Зимовниковском районе. – Куда только ни обращались, но пока ощутимого результата нет.

В хуторе Мацинин подавляющее большинство – безработные. Выживают за счёт подсобного хозяйства: скота, свиней, садов и огородов. Поэтому регулярное и достаточное водоснабжение для них – не просто вопрос комфорта. 

– Мы скотину мучаем... До обеда пасётся, а потом домой, напиться. Люди приспособились, у кого транспорт есть, ездят за водой на родник в трёх километрах от хутора. А кто не может, привозную воду покупает. Три куба с лишним обходится в 1300 рублей. Этого хватает кому на десять дней, кому на две недели.

Привозная вода для хуторян выходит золотой – около трёх тысяч рублей нужно отстегнуть каждый месяц. В таких условиях люди живут с апреля 2014 года – с тех пор, как вышла из строя скважина водоснабжения.

«Источник жизни» раньше принадлежал племзаводу «Гашунский». «Крестьянин» уже писал о том, что случилось с предприятием: сначала его сотрудников оставили без работы, потом – без земли и жилья. А теперь вот оказывается, что и без воды.

Водозаборная скважина предприятию, конечно, была не нужна. Через полгода после поломки скважину передали на баланс Гашунского сельского поселения. Как раз к новому году – 15 декабря 2014 года.

– В сельском поселении средств хватило только на то, чтобы сделать проектно-сметную документацию. Выяснилось, что на ремонт нам требуется 1 миллион 232 тысячи рублей. В поселении – а именно к его компетенции относится этот вопрос – таких денег нет. Помощи от района и области мы так и не получили, – разводит руками Фёдор Иванович.

Из министерства ЖКХ Ростовской области местная жительница Лариса Курочкина получила ответ за подписью замминистра А.В.Ковалёва: «Возможность финансирования указанных работ будет рассмотрена в 2016 году». Потерпите, то есть, ещё год-другой.

– Бывший глава Зимовниковского района Владимир Грянников только кормил нас обещаниями, – вспоминает Христофоренко. – Думали, что-то сдвинется с приходом к руководству районом Олега Ткаченко.

Он говорил, что вопрос с губернатором о выделении средств он решит, и осталось только провести собрание депутатов Зимовниковского района. Нашему удивлению не было предела, когда мы узнали, что на Собрании депутатов Зимовниковского района 29 мая 2015 года вопрос о выделении средств на ремонт скважины даже не поднимался. Но зато глава Ткаченко ходатайствовал перед собранием о выделении средств на покупку нового автомобиля за миллион рублей. И собрание выделило эти деньги!

Слова Христофоренко оказались правдой – факт подтвердил нам и сайт Госзакупок, и сотрудник администрации, пожелавший не называть своё имя.

– Автомобиль, которым пользовался прежний глава района, был выпущен ещё в 2002 году. Он действительно в очень плохом состоянии. Предыдущий глава сказал, что уже доработает на нём, а для нового главы будет приобретён другой автомобиль.

Позже с «Крестьянином» беседовал заместитель главы администрации Зимовниковского района по вопросам экономики, ЖКХ, строительства, транспорта и связи Юрий Чернокнижников. Он пояснил, все юридические вопросы (с передачей скважины на баланс поселения и составлением ПСД) уже решены. Дело осталось только за финансированием.

– Мы в конце 2014 года обращались в министерство ЖКХ Ростовской области с просьбой выделить средства на ремонт скважины, но в программу на 2015 год нас не включили, – пояснил Юрий Афанасьевич.

– В начале 2015 года мы обратились повторно, объяснив, что ситуация серьёзная, от людей постоянно поступают жалобы. В министерстве ЖКХ нашу заявку приняли и, мы надеемся, одобрят. Ответ мы узнаем только в сентябре, когда будет сформирован бюджет на 2016 год.

Юрий Чернокнижников посетовал, что практически весь Зимовниковский район живёт на подвозе воды. То, что люди добывают из скважин (в том числе – из действовавшей ранее скважины в Мацинине), пригодно только для скота и огородов. Питьевую же воду подвозят повсеместно.

На вопрос об автомобиле Юрий Афанасьевич ответил, что глава администрации, может быть, «поспешил» с покупкой, хотя официально собрание депутатов его просьбу одобрило. А от Гашунского поселения официального запроса на бурение скважины не было, поэтому этот вопрос собрание депутатов не рассматривало.

Невезучие

В хуторе Харсеев, в соседнем, Дубовском районе, централизованного водоснабжения не было никогда. Ещё в 1991 году к Жуковскому поселению подвели воду, но до хутора труба не дошла. Местные жители очень надеялись, что недоработку завершат в 2005-2009 годах, пока будет действовать «Программа строительства социальных объектов на прилегающих территориях вокруг РоАЭС (Волгодонской)».

– Изначально в программе говорилось о строительстве 2089 погонных метров сети водоснабжения и 91 метра тротуаров, – говорит депутат Жуковского поселения Оксана Путрина. – Но, как видите, у нас до сих пор отсутствуют и водоснабжение, и тротуары, и дороги, и уличное освещение. А ведь мы находимся всего в трёх километрах от первого энергоблока и в пятидесяти метрах от площадки РоАЭС.

В прошлом проблему с водоснабжением решали скважины в частных домовладениях. Но в 2013 году началось строительство насосной станции для РоАЭС. Уровень грунтовых вод опустился, и люди фактически остались без воды. По этому факту прокурор Дубовского района даже инициировал судебное разбирательство, которое закончилось в пользу жителей: администрацию Жуковского поселения обязали до конца 2014 года сделать проектно-сметную документацию для централизованного водоснабжения Харсеева.

Но ПСД до сих пор нет по очень банальной причине – финансовой.

– По нашим рассчётам, проектно-сметная документация обойдётся бюджету поселения в 2,5 миллиона рублей. У нас таких средств нет. Мы обращались во все возможные инстанции, в том числе и к РоАЭС. Дотацию на строительство водопровода никто пока не выделил, – ответил глава Жуковского сельского поселения Сергей Чайкин.

Он пролил свет на историю 2005-2009 годов. Атомная электростанция тогда делала свою ПСД, и, согласно проекту, вода в Харсеев должна была течь по трубе диаметром 110 миллиметров. Но потом у строителей не оказалось нужной детали, и трубу заменили на другую, меньшую – 60 миллиметровую. Жители стали обращаться в правоохранительные органы – правомерна ли такая замена? После проверок подрядчики просто сбежали, а Харсеев так и остался без воды.

Поскольку скважины пересохли, воду в хутор подвозят машинами; 2-3 куба, по словам Оксаны Путриной, обходятся в 500 рублей. Воду заливают в бассейны – тем, конечно, у кого эти бассейны есть.

Утекать!

Помимо проблем с водоснабжением оба хутора объединяет ещё одна черта: жителей в них становится всё меньше и меньше. В Харсееве, например, официально числится 89 человек, но, по словам главы поселения, только 50 из них постоянно проживают в своих домах. Остальные – из категории «дачников».

Тратиться на коммунальную инфраструктуру при таком раскладе – нерентабельно. Деньги, которые бюджет выделяет на ЖКХ, идут в более крупные поселения.
«Крестьянин» попытался выяснить, сколько ещё хуторов в Ростовской области живут на «подвозе воды». Такой статистики найти не удалось.

Пять лет назад, готовя программу «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2011-2014 годы», региональное правительство сообщало: централизованное водоснабжение имеет 1 288 населённых пунктов, или 56,8% от их общего числа. Около около 100 тысяч человек пользуются привозным водоснабжением.

Двумя годами позже Виктор Шумейко, заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Законодательного собрания Ростовской области, сообщал другие цифры: из 2286 населенных пунктов Ростовской области доброкачественной питьевой водой обеспечен только 301. Ещё 1060 получают условно-доброкачественную питьевую воду и 565 – недоброкачественную.
Много ли изменилось с тех пор?

– Качеством услуг ЖКХ недоволен каждый второй житель области. Разделяю это недовольство, – сказал, отчитываясь за пять лет работы губернатор Ростовской области Василий Голубев.
На ЖКХ регион тратит 35% консолидированного бюджета. Смогли построить 117 скважин, 106 водонапорных башен. Ещё отремонтировали 23 и 19 соответственно. Проложили 466 километров новых водопроводных сетей. Много это или мало для тысячи хуторов и посёлков? Хотелось бы больше, но, судя по тому, как на всех уровнях власти секвестируют бюджет, на большее надеяться не приходится.

И выход, кажется, остаётся только один. Не государственный, а частный – уезжать.

Александра КОРЕНЕВА

Выразить свое отношение: 
Рубрика: ЭксклюзивЗакон
Газета: Газета Крестьянин