Спросите галёрку!

На пресс-конференции Владимир Путин много шутил, хвалил тружеников села и принимал подарки.

Общение Владимира Путина с журналистами в формате большой пресс-конференции состоялось вот уже в девятый раз. И если в прошлом году такая встреча продлилась четыре с половиной часа и собрала более 1 200 журналистов, то в году нынешнем задать вопрос первому лицу государства приехали 1 327 представителей СМИ и президент общался с ними немногим больше четырёх часов.

 

– В этот раз не будем ставить никаких рекордов, иначе не закончим пресс-конференцию к Рождеству, – пошутил Владимир Владимирович.

 

Вообще, у президента в этот день было замечательное настроение, он много шутил, хотя и выглядел слегка простуженным.

 

География участников оказалась очень разнообразной. Журналисты, представляющие зарубежные CNN и BBC, соседствовали с коллегами из ГТРК Ингушетия, «Молодёжи Дагестана» и «Урюпинской правды». Были на мероприятии и совсем экзотические издания: «Блог школьного Всезнайки», например.

 

Чтобы в числе первых попасть в конференц-зал и занять хорошие места, журналисты становились в очередь за несколько часов, а уже непосредственно в зале то тут, то там возникали перепалки. Своими глазами видел, как два журналиста чуть было не подрались за хорошее место в третьем ряду. Попасть же в первые два ряда представителям региональных СМИ было невозможно – там сидели исключительно журналисты так называемого кремлёвского пула.

 

Чтобы привлечь внимание Владимира Путина и его пресс-секретаря Дмитрия Пескова, представители СМИ, как всегда, шли на всевозможные ухищрения: рисовали красочные плакаты, поднимали над головой мягкие игрушки (был там и плюшевый медведь, и даже йети). Встречались транспаранты, которые гласили: «Мясо!», «Ветхое жильё!». Но шанс задать вопрос, естественно, получили далеко не все представители СМИ.

 

Ближе к концу пресс-конференции, понимая, что время тает, журналисты начинали вскакивать со своих мест. «Спросите юг России!», «Олимпиада, Олимпиада!», «Спросите галёрку!» – такие выкрики слышались из зала.

 

Центральные телеканалы, транслировавшие пресс-конференцию в прямом эфире, всячески подогревали интерес своих зрителей. «Первый канал», например, крутил довольно пафосный ролик, в котором пресс-конференция подавалась чуть ли не как апогей гласности в стране.

 

Впрочем, гласности там хватало: журналисты, спрашивая президента, руководствовались лишь своим здравым смыслом.

 

Автор этого материала хотел задать президенту «крестьянский» вопрос. Суть в том, что не кажется ли Владимиру Путину, будто власти слишком далеко от села, они не знают, чем сегодня живёт деревня? Но поднятая в течение всей пресс-конференции над головой табличка с надписью «Крестьянин» эффекта не возымела. Несколько раз пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на неё внимательно смотрел, но почти тут же отворачивался. Второпях я нарисовал новую табличку, в этот раз с надписью «Село», но и она осталась без внимания. А вот сидящей рядом коллеге повезло – её листочек с перечёркнутой надписью «Выборы мэров» привлёк внимание Пескова. Получившая ответ счастливая коллега («Выборам мэров в России быть!» – заявил президент) почти всё оставшееся время пресс-конференции, кажется, принимала поздравления от друзей в социальных сетях.

 

Вообще, про деревню и сельское хозяйство Владимир Путин говорил не слишком много.

 

В самом начале пресс-конференции он похвалил работников сельского хозяйства:

 

– Труженики села помогли экономике. На фоне сложностей в промышленном секторе сельское хозяйство вытаскивает общий ВВП, – отметил президент.

 

А уже позже рассказал про погектарное субсидирование:

 

– Мы перешли на субсидирование сельского хозяйства погектарно. Это даёт возможность нашим сельхозпроизводителям делать выбор вприобретении лучшей техники по лучшим ценам. Можно говорить о том, много это или мало. Наверное, производители скажут, что маловато, надо добавить, но это всё инструменты поддержки.

 

Кроме того, президент заявил, что государство всегда поддерживало сельхозпроизводителей.

 

– Это связано с льготными кредитами, с льготными ставками в агролизинге, с продлением кредитных и других полученных ранее ресурсов в связи с неблагоприятными природными явлениями.

 

Если верить словам Владимира Владимировича, можно сделать вывод, что в аграрном секторе у нас всё очень хорошо. Наверняка у некоторых журналистов были заготовлены острые вопросы на эту тему. Например, активными были коллеги из Краснодарского края, но получить микрофон им тоже не удалось.

 

На все вопросы, даже довольно острые, Владимир Путин отвечал очень уверенно. Иногда даже складывалось впечатление некой «срежиссированности» пресс-конференции. Дмитрий Песков объяснил это так: перед мероприятием тщательно прогнозируются возможные вопросы.

 

путин3.JPG

 

Хотя на пресс-конференции и задавались довольно острые и актуальные вопросы, иногда мероприятие напоминало своего рода ток-шоу. Журналисты рассказывали о своей личной жизни, дарили президенту подарки. Так, журналистка из Кузбасса подарила президенту игрушечного йети, символ её региона.

 

«Началось “Поле чудес”. Когда уже банка солёных огурцов появится в студии?» – прокомментировала в своём Твиттере Ксения Собчак.

 

Иногда доходило совсем до смешного. Корреспондент газеты «Собеседник», держа в руках плюшевого мишку, позвала президента на празднование 30-летнего юбилея своего издания. Кроме того, по словам девушки, после её майской встречи с президентом она, наконец, вышла замуж.

 

– Но не за вас, за своего мужа, не поймите неправильно. Я вас люблю платонически! – пояснила журналистка.

 

Эта реплика вызвала взрыв хохота в конференц-зале. А уже после мероприятия журналистка имела большую популярность у коллег. У неё брали интервью (в том числе «Первый канал»), фотографировали. 

 

Окончание пресс-конференции было уже не за горами, и журналисты всё больше начинали нервничать. Бывало, что когда какой-нибудь их коллега, задавая вопрос, вдавался в излишние подробности, журналисты тут же начинали его торопить, хлопая в ладоши. Не всем это нравилось. Одна журналистка, рассказывавшая Владимиру Владимировичу о проблемах своего региона, в сердцах воскликнула:

 

– Что это за дискриминация регионов такая?!

 

Некоторые истории, озвученные на пресс-конференции, немедленно получили развитие. Так, журналист газеты «Моё побережье» (Ванино, Хабаровский край) рассказала Владимиру Путину, что у них в населённом пункте сотрудники полиции и наркоконтроля делят сферы влияния, например, за право проводить проверки пассажиров. Кроме того, после покупки «Мечелом» доли в порту Ванино и проведённого сокращения штата в районе обострилась проблема с трудоустройством. Ещё до конца пресс-конференции стало известно, что министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев распорядился направить в порт Ванино Хабаровского края группу центрального аппарата МВД для проверки.

 

Задавали президенту и провокационные вопросы – когда спрашивали, кого президент считает вторым по влиятельности человеком в стране или же просили назвать имя преемника. Но в этих случаях Владимир Путин просто уходил от ответа.

 

Часто президент шутил, причём иногда его шутки в прямом смысле были «ниже пояса»:

 

– У нас в стране есть новые политики, оппозиционные, которые пытаются «куснуть главного», поднять свой рейтинг. Они выпрыгивают из штанов, ругаются. Но, как говорят на селе, так и без порток можно остаться. (Смех в зале.) Если там есть на что посмотреть – тогда ещё ладно. Но конфуз может произойти, так можно и карьеру загубить.

 

Довольно откровенной, во многом показательной стала реплика президента про оппозиционного политика Алексея Навального:

 

– Если бы Навальный представлял реальную угрозу для власти, его бы не пустили на выборы. И не пустили бы не каким-то административным способом, а законным и политическим.

 

Как всегда, интересным получилось общение президента с Марией Соловьенко, главным редактором газеты «Народное вече» из Владивостока.

 

Она дважды обращала на себя внимание на подобных пресс-конференциях – в 2008-м и 2012 году. В первом случае она назвала президента «несравненным» (потом даже выпустила книгу «Зачем я смутила президента?»). В прошлом году Владимир Путин назвал Марию Соловьенко «Машей», а она в ответ назвала его «Вовой».

 

В этот раз, заметив Марию в зале, Владимир Путин обратился к ней:

 

– «Вова и Маша». Я помню нашу дискуссию. Меня мама так только называла в своё время, мне было очень приятно это услышать.

 

В этом году Мария назвала Владимира Путина «пожизненным президентом» (президент согласно кивнул), а Дмитрия Пескова – «синеглазым пресс-секретарём». Затем Мария зачитала фрагмент из «Чука и Гека», рассказала, что на Дальнем Востоке очень тяжёлая ситуация с онкологическими заболеваниями, и попросила найти 20 миллионов, чтобы приобрести маленький реактор, который будет делать изотопы для ядерного томографа (ПЭТ), позволяющего на ранней стадии диагностировать заболевания. Владимир Путин пообещал решить эту проблему. Правда, позже стало известно, что цена такого прибора – 100-150 миллионов рублей. Но в администрации Приморского края заверили, что этот вопрос находится на личном контроле губернатора региона.

 

В конце своего обширного выступления Соловьенко призвала президента национализировать все полезные ископаемые в стране, чтобы слоган «Газпром – национальное достояние» звучал более-менее правдиво.

 

– Вся страна тогда вас полюбит и скажет: «Будьте вы пожизненным, Владимир Владимирович».

 

На это президент ответил, что «Газпром» – национальная компания, и контрольный пакет акций принадлежит государству, хотя ещё в недавнем прошлом это было не так.

 

Завершилась пресс-конференция под крики: «Галёрку спросите, галёрку!» И хотя пресс-секретарь президента не обещал никаких сенсационных заявлений, они таки прозвучали. Окружившим уходящего президента журналистам президент сообщил, что опальный олигарх Михаил Ходорковский будет освобождён. На следующее утро – в День чекиста – президент подписал указ «О помиловании Ходорковского М.Б.». Вечером самый известный в мире российский узник приземлился в Берлине.

 

Петр ЧЕРНЕЦКИЙ из Москвы

Фото автора и пресс-службы президента
Выразить свое отношение: 
Рубрика: Политика
Газета: Газета Крестьянин